+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 29 (672), 01.08.2003 "НАШЕД МОЙ ПРЕЖНИЙ ИДЕАЛ..."Анонс фильма Станислава Говорухина "БЛАГОСЛОВИТЕ ЖЕНЩИНУ", созданного по повести И. Грековой "Хозяйка гостиницы", вызвал ажиотаж. Билеты были раскуплены зараннее. Говорухин это авторитет! Это "Место встречи изменить нельзя", это "Десять негритят", это "Ворошиловский стрелок", это 16 высокопрофессиональных игровых публицистических фильмов (начиная с первого, с "Вертикали", поставленного на Одесской студии еще в 1966 г.). И фильм не разочаровал. Профессионализм, простота и достоверность, точность в деталях, характеризующих эпоху. Говорухин ориентировал фильм на старшее поколение. Но так как режиссер (по его же словам) "не ставит своей целью делать "фестивальные" фильмы, а адресует свои картины широким массам", то его хорошо приняли зрители всех возрастов. Хотя, возможно, исходя из анонса, ожидали чего-то другого. Изложенная в анонсе фабула верна за небольшими исключениями. Действительно, юная героиня выходит замуж за красного командира (уточняю, именно за красного командира офицер в 30-е годы мог быть только белогвардейцем). Она кочует с ним из гарнизона в гарнизон. Затем война, послевоенная разруха, судьба мужа, исковерканная не так войной (как сказано в анонсе), как сталинской эпохой. И, наконец, женское счастье, обретенное в родных краях не столько благодаря тому, что они родные, сколько благодаря встрече с прекрасным человеком. Как видите, неточности в анонсе незначительны, а недомолвки оправданы нежеланием до конца раскрывать сюжет. И все же, анонс не передает главное суть фильма. Начать с того, что филъм лишь с большой натяжкой можно назвать мелодрамой. Лирический, да! Но присущих мелодраме рвущих душу страстей в нем нет. Во-первых, сама героиня не считает свою судьбу трагической. Главное место в ее сердце и жизни занимает суровый боевой командир, которому она дает забавное, детское, по домашнему уютное имя Шунечка. Но на этом весь уют ее быта кончается, хотя муж и остается для нее Шунечкой все прожитые с ним трудные годы. Остается светом ее жизни во мраке затерянных в песках и снегах гарнизонов. Говорухин в первых же кадрах подчеркивает возникающую субординацию отношений. Она субординация заложена в кадре, в котором Верочка, совсем еще девчушка, смотрит снизу вверх на возвышающуюся над ней на обрыве крупную статную фигуру военного в форме, при портупее и всех регалиях. Ракурс выбран так, что будущий муж Ларичев по сравнению с Верочкой кажется гигантом. И еще одна яркая деталь: Ларичев в прямом и переносном смысле застегнут на все пуговицы; Верочка же в облепившем ее мокром платье кажется беззащитной и обнаженной до самой души, до самого сердца. С первой же минуты, когда бросив мать, сестру, брата, бросив легко, без колебаний и сожалений, Вера идет за Ларичева, идет за Ларичевым, он один в ее жизни. Вера даже не чеховская Душечка, жизнь которой была заполнена теми же заботами, что и жизнь ее очередного кумира. В свой мир Ларичев ее не впускает. ЕЕ УДЕЛ ИДТИ НЕ РЯДОМ С МУЖЕМ, А ЗА НИМ. Жизнь Веры это даже не жизнь немецкой фрау с ее тремя "К": кюхе, кирхе, киндер. Да, кухня есть, но не та, о которой может мечтать женщина, с рядом блестящих кастрюль, с... да что говорить обед командир должен получить в любых условиях. Церковь? Ну какая церковь? Жена советского командира! Дети? Ларичев не только лишает Веру счастья материнства, он разлучает ее и с приемными детьми: со своим сынишкой от первого брака, с детьми ее лучшей подруги. Никаких сентиментов, никаких привязанностей! А любовь все не вянет! А Шунечка остается Шунечкой! А бегущие слезы тут же высыхают на глазах, так же восторженно глядящих снизу вверх на своего кумира. Так в чем же драма? Если Верочке нравится так жить, то и зрители (включая тех, кого возмущает черствость "железобетонного" командира) не склонны излишне драматизировать. Тем более, что и в 40 лет, встретив хорошего, живого человека вместо ходячего дисциплинарного устава, Вера без горечи вспоминает прошедшую жизнь: "Тогда я была влюбленной девчонкой". Так или примерно так говорит она. Но тогда о чем же фильм? Секрет прост. Он в названии. "БЛАГОСЛОВИТЕ ЖЕНЩИНУ"! Фильм гимн женщине. Преклонение перед ее жертвенностью, которую она сама, как жертву, не воспринимает, перед ее долготерпением, которого она не замечает, перед ее самоотдачей, доходящей до самоуничижения. И. Грекова псевдоним доктора физико-математических наук, профессора, изобретателя Е.С. Венцель, ничего общего со своей героиней не имеющей. Возможно, в ее повести Верочка представлена не столь идеально безответной. Недаром же повесть называется просто "Хозяйка гостиницы". Такую безупречную жену жену "без страха и упрека" в своем воображении мог создать только мужчина. "Нашед мой прежний идеал..." писал Пушкин. Ну, идеал творца это его личное дело. У Леонардо была Мона Лиза, у Рубенса его мясистые тетки. У Говорухина Верочка. Его право! Тем более, что быт семьи военного воспроизведен точно. А чувства и характеры? На них устав не писан. И Ларичевы такие в жизни встречаются. Кстати, драма самого Ларичева (артист А. Балуев) оставляет зрителей равнодушными. Характерные для той ушедшей эпохи такие драмы и похлеще не раз представали перед зрителем (читателями). Да и типичный отставник в "справном" доме с приусадебным участком не объект для сожаления. Тем более, что в отличие от Веры зрители помнят его деспотизм. Так что хеппи энд после незначительных по экранному времени волнений совсем уж умиротворяет публику, вызывая, наконец, на глазах добрые слезы умиления. Что не так уж мало, чтобы признать этот чистый и высоконравственный фильм достойным. В конце хочется отметить две актерские удачи фильма. Одна это выбор 19-летней Светланы Ходченковой на роль Веры. Юная актриса создает не только полный обаяния образ девчонки и молодой женщины, но и не снижает актерскую планку в эпизодах, где Вере уже под 40. Вторая удача это приглашение Инны Чуриковой на роль старой героини. Неверно указано в анонсе, что роль Чуриковой невелика. Без нее вообще бы не было второй серии. А главное, актрисы масштаба Чуриковой дают такое наполнение образа, роли, что в любом случае экспозиция (как называют в фотографии яркость помноженную на время) оказывается огромной. На пресс-конференции Говорухин рассказывал, как на съемочной площадке И. Чурикова рождала экспромты, действительно, приближающие образ старой героини к образу Фаины Раневской, как и было задумано режиссером. Елена КОЛТУНОВА.
|
|
||||||||||
|