Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 28 (1075), 29.07.2011
КАК ФУНТЫ СТЕРЛИНГОВ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ФУНТ ЛИХА
Говорят, что Одесский театр оперы и балета стоит на
геологическом разломе. Похоже, этот разлом и миазмы,
вырывающиеся из земных глубин, вредно влияют на состояние
людских умов и душ. В театре по-прежнему удушливая творческая
атмосфера и вопиющие нарушения украинских законов. Так, во
всяком случае, утверждают председатель профсоюзного комитета
"Единство" Виталий Сивоглаз и ряд его коллег.
Поразительно, но большинство этих текстов мы слышим уже
третий год кряду. Одни выступающие остаются. Солисты-
руководители своими ариями сменяют друг друга. То мы в пресс-
центре "Паритет" и на других информационных площадках слышали
свергнутого Сергея Владиславовича Проскурню, ставшего жертвой
контрреволюции и экс-премьерши. То внимали его яростным
оппонентам - Анатолию Ивановичу Дуде и Алексею Ивановичу
Ботвинову. Причем на заключительном этапе противостояния Дуда и
Ботвинов фактически оказались солидарны с Проскурней по поводу
внутренних процессов и гнетущей обстановки в театре. Потом речь
уже шла о Николае Моисеевиче Криворучко, о его некомпетентности
и прочих грехах. И вот уже оппоненты сидят рядом и вместе
поносят порядки, сегодня царящие в Оперном театре! Николай
Моисеевич говорит, что о многом не знал, когда временно
руководил театром. Людей к нему не пускали. Но когда узнавал о
каких-то безобразиях, немедленно пресекал их. Так, в частности,
было и с пресловутыми левыми экскурсиями по театру. В адрес
Николая Криворучко по-прежнему поступают серьезные угрозы, о
которых он заявлял в милицию.
Не удивлюсь (тьфу-тьфу, стучу себя по голове), если через
полгода в роли обличительницы выступит уже Надежда Матвеевна
Бабич. Неужели точка зрения уважаемых людей искусства на
определенные процессы и факты зависит от места их сидения, то
есть от занимания либо незанимания руководящих должностей?
Убрали уже наконец-то с должности заместителя директора
театра Светлану Ивановну Холденко, которую называли фактической
руководительницей всего происходившего. Но грубейшие нарушения
трудового законодательства продолжаются и сейчас. Пример -
очередное увольнение певицы, члена профкома "Единство"
Валентины Петренко.
Осенью 2010 года Петренко вернулась в театр после
восстановления судом в должности артистки-вокалистки 2-й
категории. Однако за много месяцев ее на сцену так ни разу не
выпустили, хотя спектакли, в которых она пела, в репертуаре
театра были. А в апреле нынешнего года Валентину Петренко
вынудили принять участие во внеочередной аттестации. Предыдущую
аттестацию она прошла в 2009 году и вполне могла бы в нынешней
(незаконной) не участвовать. А следующая должна была быть через
год. Но, будучи уверенной в своих творческих возможностях,
Валентина Петренко пошла на аттестацию.
Как рассказывают певица и профсоюзный лидер Виталий Сивоглаз
(да и соответствующие документы об этом говорят) главное в
аттестации - просмотр спектаклей, в которых задействован
творческий работник. Но поскольку в спектаклях Петренко
задействована не была, ей устроили нечто вроде экзамена. Хотя
артистические возможности певицы можно оценить, только увидев
её во взаимодействии с партнерами. Ко всему прочему генеральный
директор театра Надежда Бабич не разрешила находиться в зале
Виталию Сивоглазу и другим посторонним, назвав аттестацию
закрытой. Ничего подобного раньше не было.
Члены профсоюза "Единство" поведали, что в Одесском оперном
по-прежнему очень многое строится на почве семейственности в
самом худшем понимании этого слова. Там задействованы такие
клановые узы, которые непосвященному непонятны. Успешно
применяется такой "творческий" метод как, к примеру, выбивание
для супруги места под театральным солнцем путем хватания
несогласных за грудки, с рваньем рубахи (причем не своей) и
прочими, далеко не новаторскими подходами.
Так вот, Валентина Петренко пела на аттестации два
произведения: Концерт для голоса Глиера и вальс Мюзетты из
оперы Пуччини "Богема".
Никаких замечаний ей по этим сложным партиям высказано не
было. Однако в протокол заседания аттестационной комиссии затем
было вписано следующее: "Отсутствие необходимой вокальной
техники не позволяет позиционно удерживать интонацию, что
является абсолютно недопустимым при исполнении оперных партий.
Вальс Мюзетты: полное отсутствие характера и стиля Пуччини".
Валентина Петренко рассказывает, что в кулуарах ей сообщили,
что нужно давать дорогу молодым. А заведующая оперной труппой
театра народная артистка Украины Людмила Ширина-Плугатарева
якобы ей сказала: "Меньше надо было писать".
Та история, в которой оказались задействованы
правоохранительные органы, началась в 2005 году. На гастролях в
Великобритании артистам давали расписываться в получении
суточных. А сумма в ведомости проставлялась карандашом! Если вы
когда-нибудь получали зарплату по ведомости, знаете, что
карандашом там цифры не ставятся во избежание злоупотреблений.
Возмущенная Петренко не только расписалась, но еще и цифру
полученную ручкой написала. И части коллег порекомендовала это
сделать. А после этого услышала истерику от Светланы Ивановны
Холденко, которой "испортили ведомость". Сейчас Валентина
Петренко снова через суд будет восстанавливаться на работе. И
это лишь один из исков, которые продолжают рассматриваться в
судах. Кстати, значительная их часть уже удовлетворена.
А Одесский национальный академический театр оперы и балета
живет своей привычной творческой жизнью...
Борис ШТЕЙНБЕРГ.
Вместо комментария
В тот же день и даже в тот же час, но только в другом месте,
а именно в информагентстве "МОСТ-Одесса", состоялась пресс-
конференция нынешнего руководства Театра оперы и балета,
посвященная прошедшей премьере постановки оперы "Князь Игорь".
На ней было сообщено, что эта постановка обошлась театру в 1,1
млн грн, включая спонсорскую помощь. Спектакль дорогой,
поскольку в нем задействованы более 300 человек - актеров и
технических работников, используется вдвое больше декораций и
занавесов, чем в обычном представлении. Три премьерных показа
спектакля собрали полные залы. Сбор с одного аншлага составляет
117 тыс. грн, однако ожидать материальных дивидендов от "Князя
Игоря" (равно, как и любого другого спектакля) не приходится,
поскольку содержание театра и труппы обходится бюджету в 200
тыс. грн ежедневно. В этих условиях и при нынешних
достаточно доступных ценах (а иначе посещать театр смогут
только богатые меломаны, которых у нас, увы, мизерное
количество в отличие от Европы) наш театр делает ставку на
творческий уровень, для чего ведутся переговоры с известными
режиссерами А. Тителем, Ю. Александровым, Д. Беловым и другими.
(Детальнее о планах театра см. "Порто-франко" от 1 июля с. г.)
Что касается ситуации, описанной в материале Б. Штейнберга,
то заместитель генерального директора театра Вадим Бащун
отметил, что уже несколько лет бунтует одна и та же крайне
малочисленная группа. А абсолютное большинство сотрудников
поддерживают позицию руководства.