Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 28 (1075)
29.07.2011
НОВОСТИ
Культура
Событие
Проблемы
Острая тема
16-я полоса
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 28 (1075), 29.07.2011

КАК ФУНТЫ СТЕРЛИНГОВ
ПРЕВРАТИЛИСЬ В ФУНТ ЛИХА

Говорят, что Одесский театр оперы и балета стоит на геологическом разломе. Похоже, этот разлом и миазмы, вырывающиеся из земных глубин, вредно влияют на состояние людских умов и душ. В театре по-прежнему удушливая творческая атмосфера и вопиющие нарушения украинских законов. Так, во всяком случае, утверждают председатель профсоюзного комитета "Единство" Виталий Сивоглаз и ряд его коллег.

Поразительно, но большинство этих текстов мы слышим уже третий год кряду. Одни выступающие остаются. Солисты- руководители своими ариями сменяют друг друга. То мы в пресс- центре "Паритет" и на других информационных площадках слышали свергнутого Сергея Владиславовича Проскурню, ставшего жертвой контрреволюции и экс-премьерши. То внимали его яростным оппонентам - Анатолию Ивановичу Дуде и Алексею Ивановичу Ботвинову. Причем на заключительном этапе противостояния Дуда и Ботвинов фактически оказались солидарны с Проскурней по поводу внутренних процессов и гнетущей обстановки в театре. Потом речь уже шла о Николае Моисеевиче Криворучко, о его некомпетентности и прочих грехах. И вот уже оппоненты сидят рядом и вместе поносят порядки, сегодня царящие в Оперном театре! Николай Моисеевич говорит, что о многом не знал, когда временно руководил театром. Людей к нему не пускали. Но когда узнавал о каких-то безобразиях, немедленно пресекал их. Так, в частности, было и с пресловутыми левыми экскурсиями по театру. В адрес Николая Криворучко по-прежнему поступают серьезные угрозы, о которых он заявлял в милицию.

Не удивлюсь (тьфу-тьфу, стучу себя по голове), если через полгода в роли обличительницы выступит уже Надежда Матвеевна Бабич. Неужели точка зрения уважаемых людей искусства на определенные процессы и факты зависит от места их сидения, то есть от занимания либо незанимания руководящих должностей?

Убрали уже наконец-то с должности заместителя директора театра Светлану Ивановну Холденко, которую называли фактической руководительницей всего происходившего. Но грубейшие нарушения трудового законодательства продолжаются и сейчас. Пример - очередное увольнение певицы, члена профкома "Единство" Валентины Петренко.

Осенью 2010 года Петренко вернулась в театр после восстановления судом в должности артистки-вокалистки 2-й категории. Однако за много месяцев ее на сцену так ни разу не выпустили, хотя спектакли, в которых она пела, в репертуаре театра были. А в апреле нынешнего года Валентину Петренко вынудили принять участие во внеочередной аттестации. Предыдущую аттестацию она прошла в 2009 году и вполне могла бы в нынешней (незаконной) не участвовать. А следующая должна была быть через год. Но, будучи уверенной в своих творческих возможностях, Валентина Петренко пошла на аттестацию.

Как рассказывают певица и профсоюзный лидер Виталий Сивоглаз (да и соответствующие документы об этом говорят) главное в аттестации - просмотр спектаклей, в которых задействован творческий работник. Но поскольку в спектаклях Петренко задействована не была, ей устроили нечто вроде экзамена. Хотя артистические возможности певицы можно оценить, только увидев её во взаимодействии с партнерами. Ко всему прочему генеральный директор театра Надежда Бабич не разрешила находиться в зале Виталию Сивоглазу и другим посторонним, назвав аттестацию закрытой. Ничего подобного раньше не было.

Члены профсоюза "Единство" поведали, что в Одесском оперном по-прежнему очень многое строится на почве семейственности в самом худшем понимании этого слова. Там задействованы такие клановые узы, которые непосвященному непонятны. Успешно применяется такой "творческий" метод как, к примеру, выбивание для супруги места под театральным солнцем путем хватания несогласных за грудки, с рваньем рубахи (причем не своей) и прочими, далеко не новаторскими подходами.

Так вот, Валентина Петренко пела на аттестации два произведения: Концерт для голоса Глиера и вальс Мюзетты из оперы Пуччини "Богема".

Никаких замечаний ей по этим сложным партиям высказано не было. Однако в протокол заседания аттестационной комиссии затем было вписано следующее: "Отсутствие необходимой вокальной техники не позволяет позиционно удерживать интонацию, что является абсолютно недопустимым при исполнении оперных партий. Вальс Мюзетты: полное отсутствие характера и стиля Пуччини".

Валентина Петренко рассказывает, что в кулуарах ей сообщили, что нужно давать дорогу молодым. А заведующая оперной труппой театра народная артистка Украины Людмила Ширина-Плугатарева якобы ей сказала: "Меньше надо было писать".

Та история, в которой оказались задействованы правоохранительные органы, началась в 2005 году. На гастролях в Великобритании артистам давали расписываться в получении суточных. А сумма в ведомости проставлялась карандашом! Если вы когда-нибудь получали зарплату по ведомости, знаете, что карандашом там цифры не ставятся во избежание злоупотреблений. Возмущенная Петренко не только расписалась, но еще и цифру полученную ручкой написала. И части коллег порекомендовала это сделать. А после этого услышала истерику от Светланы Ивановны Холденко, которой "испортили ведомость". Сейчас Валентина Петренко снова через суд будет восстанавливаться на работе. И это лишь один из исков, которые продолжают рассматриваться в судах. Кстати, значительная их часть уже удовлетворена.

А Одесский национальный академический театр оперы и балета живет своей привычной творческой жизнью...

Борис ШТЕЙНБЕРГ.

Вместо комментария

В тот же день и даже в тот же час, но только в другом месте, а именно в информагентстве "МОСТ-Одесса", состоялась пресс- конференция нынешнего руководства Театра оперы и балета, посвященная прошедшей премьере постановки оперы "Князь Игорь". На ней было сообщено, что эта постановка обошлась театру в 1,1 млн грн, включая спонсорскую помощь. Спектакль дорогой, поскольку в нем задействованы более 300 человек - актеров и технических работников, используется вдвое больше декораций и занавесов, чем в обычном представлении. Три премьерных показа спектакля собрали полные залы. Сбор с одного аншлага составляет 117 тыс. грн, однако ожидать материальных дивидендов от "Князя Игоря" (равно, как и любого другого спектакля) не приходится, поскольку содержание театра и труппы обходится бюджету в 200 тыс. грн ежедневно. В этих условиях и при нынешних достаточно доступных ценах (а иначе посещать театр смогут только богатые меломаны, которых у нас, увы, мизерное количество в отличие от Европы) наш театр делает ставку на творческий уровень, для чего ведутся переговоры с известными режиссерами А. Тителем, Ю. Александровым, Д. Беловым и другими. (Детальнее о планах театра см. "Порто-франко" от 1 июля с. г.)

Что касается ситуации, описанной в материале Б. Штейнберга, то заместитель генерального директора театра Вадим Бащун отметил, что уже несколько лет бунтует одна и та же крайне малочисленная группа. А абсолютное большинство сотрудников поддерживают позицию руководства.

А. Г.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.