Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 26 (822)
07.07.2006
НОВОСТИ
Культура
Экономика
Архив
Событие
Проба пера
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 26 (822), 07.07.2006

ОБОРВАННАЯ ПЕСНЯ ПОКОЛЕНИЙ

КАК АНТИСЕМИТИЗМ ПОГУБИЛ СОВЕТСКУЮ ЭСТРАДУ

Советская эстрада – эстрадное искусство советского периода – явление в своем роде феноменальное. Кажется, никогда еще в мировой истории не было искусства, которое бы так жестоко контролировалось государством, и которое бы подвергалось столь резким критическим нападкам со стороны того же государства, но которое вместе с тем демонстрировало бы столь весомые творческие достижения и было так же любимо народом. Вряд ли кто-то станет оспаривать, что такие личности, как Дунаевский, Райкин, Утесов, Русланова, Яхонтов и другие – это истинные корифеи даже на фоне прочих, более "солидных" видов искусства. Столь же трудно оспаривать тот факт, что это искусство создавалось и достигло своего расцвета в большой степени благодаря участию в этом процессе талантливых представителей еврейского народа. Особенно это характерно для песенного жанра, который попросту не представим без И. Дунаевского, Л. Утесова, М. Бернеса, М. Блантера, Е. Долматовского, М. Матусовского, Д. Тухманова и многих других композиторов, поэтов и исполнителей. Многие произведения, созданные ими, стали классикой и по сей день пользуются популярностью, более того, мы постоянно наблюдаем всплеск интереса к сочинениям старых авторов. Достаточно сказать, что два абсолютных шедевра советской песни, признанных во всем мире, – "Катюша" и "Подмосковные вечера" – созданы при непосредственном участии евреев – композитора М. Блантера в первом случае и поэта М. Матусовского – во втором. То, что их соавторами являются безусловно русские люди – поэт М. Исаковский и композитор В. Соловьев-Седой, только подчеркивает пользу взаимопроникновения и взаимообогащения разных культур. С другой стороны, упадок советской песни, который наблюдается с середины 1970-х гг., во многом связан с антисемитскими проявлениями, характерными для данного периода развития всего советского общества. Вытеснение из искусства (и далее из страны) мастеров еврейского происхождения стало одной из главных причин резкого падения качественного уровня и духовного влияния песенной эстрады, ее последующего перерождения в примитивно понимаемый шоу-бизнес. Что мы и попытаемся показать в данной статье.

"ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ"

"Советская массовая песня" – один из феноменов искусства ХХ века. Можно смело сказать, что никогда и ни в какой стране песня не имела такого влияния на настроения целых поколений, формирование у миллионов людей ценностных представлений, как в советском обществе 1930-60 гг. Можно спорить о самих этих ценностных ориентирах, но бесспорно, что многие из сочинений указанного периода остались "на слуху" народа, превратились в музыкальную классику, к которой обращаются даже выдающиеся исполнители академического направления (последний яркий пример – программа песен военных лет, триумфально исполняемая Дмитрием Хворостовским).

Среди тех, кто стоял у истоков советской песни, возникновение которой следует отнести еще к периоду гражданской войны, такие авторы как Самуил Покрасс ("Красная армия всех сильней"), Юлий Хайт ("Все выше"), Константин Листов, Александр Давиденко и др. Но расцвет жанра наступает в середине 1930-х, причем это тот редкий случай, когда можно точно указать начало процесса – фильм "Веселые ребята" с песнями Исаака Дунаевского. В удивительно короткий срок появляется огромное количество блестящих мелодий, которые созданы тем же И.Дунаевским, а также композиторами Матвеем Блантером, братьями Покрасс, Костантином Листовым, Виктором Белым, Зиновием Компанейцем, Александром Цфасманом в содружестве с поэтами Евгением Долматовским, Михаилом Светловым, Александром Безыменским, Михаилом Рудерманом, Анатолием Д'актилем (Френкелем), Яковом Ядовым и др. Безоговорочным лидером среди исполнителей песни становится Леонид Утесов, рядом с ним приобретают популярность Марк Бернес, Аркадий Погодин (Пиливер), Владимир Бунчиков, Михаил Эппельбаум, Соломон Хромченко, Ефрем Флакс и др.

Небывалое влияние приобретает песня в годы войны. Слова популярных песен становились плакатными лозунгами, призывами, но в еще большей степени личными признаниями, цитируемыми в письмах на фронт и с фронта. Именно песня стала в военное лихолетье наиболее востребованным жанром искусства. Откликаясь на эту востребованность, композиторы и поэты создают множество замечательных произведений. Наряду с уже известными авторами в песенную "элиту" входят новые – композиторы Модест Табачников, Сигизмунд Кац, Марк Фрадкин, поэты Михаил Матусовский, Марк Лисянский, Илья Френкель и другие. Никто в те годы не смотрит на национальную принадлежность авторов и исполнителей, у всех единая задача – Победа, все воюют и трудятся во имя ее достижения.

"СНОВА ЗАМЕРЛО ВСЕ ДО... ЗАПРЕТА"

Трагические события конца 1940-х – начала 1950-х гг., печально известные как "борьба с безродными космополитами", не могли, естественно, не затронуть и песенную эстраду. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что по сравнению с другими видами искусств, эстрада понесла относительно небольшие потери. Среди репрессированных "космополитов" знаменитостей немного – джазмен Эдди Рознер, певец Михаил Эппельбаум... Эстраду удушали более изощренными способами, в первую очередь, репертуарными запретами. Так, был уничтожен тираж нескольких песен, записанных Леонидом и Эдит Утесовыми (за "мелкотемье"); запрещена гениальная песня Матвея Блантера "Враги сожгли родную хату" в проникновенном исполнении Марка Бернеса; фактически под запретом оказалась большая часть репертуара популярного исполнителя еврейских песен Михаила Александровича. Но, в общем, почти все эстрадные "звезды" того времени продолжают работать. Можно выдвинуть ряд объяснений, почему антисемитские веяния конца 1940-х – начала 1950-х гг. относительно слабо затронули эстраду.

Во-первых, эстрада всегда считалась "второсортным" искусством, на которое вожди почти не обращали внимания. Характерный пример: ни в одной из книг, издававшихся в то время, не отыскать хотя бы одной сталинской цитаты, посвященной "легкому жанру", песне, хотя о театре, кино вождь рассуждал много и охотно.

Во-вторых, как раз в 1949 году, на который приходится пик борьбы с "безродными космополитами", советские композиторы и поэты создают огромное количество песен о Сталине к его 70-летию: эти сочинения становятся для них своего рода "индульгенцией".

Наконец, вполне мог сыграть роль экономический фактор: эстрада, как известно, была в советское время едва ли не единственным прибыльным видом искусства (на доходы от эстрадных концертов, например, в областных филармониях содержались симфонические оркестры и т.п.), а поскольку основную массу эстрадных авторов, артистов и, главное, администраторов составляли как раз евреи, то, изгнав их, государство рисковало лишиться весьма существенных доходов.

Но, решив не доводить до логического конца антисемитскую политику на эстраду, власть имущие все равно находят способ, как потеснить "неправильные" фамилии. В 1950-е гг. на первый план всячески выдвигаются и пропагандируются "национальные" исполнители – азербайджанец Рашид Бейбутов, эстонец Георг Отс, украинец Дмитрий Гнатюк, цыган Николай Сличенко, казах Ермек Серкебаев, целая плеяда "русских народных" певцов – Ольга Воронец, Иван Суржиков, Иван Шмелев, Глеб Романов, Нина Пантелеева и др. Характерно, что в "позорное десятилетие" (1946-1956 гг.) советского искусства среди новых популярных имен на эстраде практически нет ни одной еврейской фамилии. Разумеется, мы не собираемся отрицать талант вышеперечисленных исполнителей, среди которых немало превосходных мастеров; речь идет об общей тенденции тогдашней эпохи. Своего рода апофеозом можно считать "новую редакцию" знаменитого фильма "Веселые ребята", в котором песни, спетые Леонидом Утесовым, переписал Владимир Трошин. Сам певец нисколько не виновен в этом похабном акте (его элементарно "подставили", сказав, будто Утесов не возражает против перезаписи), но попытка, как говорится, имела место, и если бы не бурные протесты музыкальной общественности (знаменитое письмо Никиты Богословского), кто знает, как далеко зашли бы в своем рвении инициаторы подобных "деяний".

Жесткие идеологические рамки не могли не сковать творческую фантазию даже корифеев жанра. В первой половине 1950-х гг. эфир и концертные программы заполнены т.н. массовыми песнями, рассчитанными на праздничное, хоровое исполнение. Лирика "находится под подозрением", в силу чего резко снижается количество популярных мелодий. В этот период испытывают кризис даже такие мастера, как И. Дунаевский, М. Блантер, М. Фрадкин, К. Листов, Л. Утесов. Нередко авторов заставляют даже в лирические произведения вставлять элементы публицистики. Характерный пример – знаменитая песня "У Черного моря", в создании которой сошлись три одессита-еврея – поэт Семен Кирсанов, композитор Модест Табачников и певец Леонид Утесов. По требованию "инстанций" в песню пришлось вставить куплет, в котором указывалось, что "назван мой город – героем" (к слову, все прочие исполнители этой песни этот куплет благополучно опускают).

(Окончание следует.)

Александр ГАЛЯС.

На фото: Л. Утёсов;

М. Бернес (справа) и Б. Андреев в фильме "Два бойца";

М. Матусовский (слева) на фронте.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.