+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 15 (1011), 23.04.2010 А КАРЕЛ ЧАПЕК БЫЛ НЕ ПРАВУ замечательного чешского писателя Карела Чапека, который не чуждался и сатиры, есть очень смешное произведение: "Как это делается". В нем три части: "Как выпускается газета", "Как снимается кино" и "Как ставится спектакль". Так вот, Чапек доказывал, что всегда самый неудачный акт, это четвертый, последний. И предлагал его купировать так, как купируют хвосты бульдогам. Нынче и трех актов в спектакле не насчитать. Действие спектаклей спрессовывается до двух больших отделений, в расчете на выносливость нынешнего зрителя. Может быть, отсутствие четвертого акта и обеспечивает успешный финал спектакля. А может, Чапек имел в виду не обязательно четвертый акт, а просто последний? Тогда он был не прав. В качестве доказательства приведу премьерный спектакль Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В. Василько - "ГОРЬКО!". Этот спектакль вмещает в себя целых три свадьбы. Знаменитую, знакомую всем, так называемую сцену в одном действии - "Свадьбу" А. Чехова (по ней был снят не менее известный блистательный фильм); отрывок из "Клопа" В. Маяковского (часть третья - "Свадьба") - это свадьба из начала ХХ века переносит нас в 20-е годы; и свадьба по И. Ильфу и Е. Петрову (миниатюра- водевиль "Сильные чувства") - это уже 30-е годы. Итак, две свадьбы в первом действии и одна - во втором. Скажу честно, я шла, предвкушая огромное удовольствие. Еще бы, такие авторы! Более того, узнав, что ставит эту трилогию Андрей Бакиров, я вообще возликовала. В свое время я просто влюбилась в его спектакль "Дамский мастер". Каково же было мое разочарование! Мне было скучно на ... "Свадьбе" по Чехову! В стремлении создать трилогию А. Бакиров просто кастрировал чеховский шедевр. И не спасли положения прекрасные актерские работы (труппа украинского театра - это, с моей точки зрения, достояние Одессы). Даже просто блистательно созданный образ Ревунова-Караулова (народный артист Украины Анатолий Дриженко) не только не развеял скуки, а через несколько минут сценического времени даже начал раздражать, поскольку занял слишком много места, "перетянув все одеяло на себя". Если свадьба номер один была скучна, то свадьба номер два оказалась слишком шумной и сумбурной. В шумном переполохе на сцене потерялся смысл, вложенный автором в эту "феерическую комедию" - герой спектакля Петр Присыпкин, он же Пьер Скрипкин - "бывший рабочий, бывший партиец, а нынче жених", погибнув на собственной свадьбе, "оживает" в светлом коммунистическом будущем, как оживает засохший клоп, завалявшийся в старых матрацах. Сатирическое произведение Маяковского оказалось для режиссера только предлогом, чтобы поговорка Бог троицу любит, сработала и в этом спектакле. И если в чеховской свадьбе кастрировали текст, то здесь кастрировали саму идею пьесы. Конечно, сценка урока танцев, который Олег Баян (засл. арт. Украины Яков Кучеревский и Роман Федосеев) дает Присыпкину (Валерий Швец) очень смешна. Надо сказать, что Яков Кучеревский, обладая внешностью героя-любовника (и прекрасно вживаясь в роли этого плана), просто потрясающий, выразительный комический актер. Но это я так, к слову, к тому, что внешность обманчива. (Кстати, очень здорово эту сценку, играя за двоих, показывал в концертных выступлениях Андрей Миронов.) А все остальное, что творится на сцене, - это какие-то "сапоги всмятку". И вот тут я возвращаюсь к тому, с чего начала. Если Чапек предлагал избавляться не конкретно от четвертого акта, а вообще от последнего, то он был не прав. Второй, он же последний акт, оказался наиболее удачным. Ильфу и Петрову повезло. Прочтение их водевиля оказалось наиболее внятным и наименее скучным, хотя кое в чем грешит против хорошего вкуса. Пример? Ну, скажем, затесавшиеся среди свадебных гостей два "известных алкоголика" - Лев Николаевич Толстой и Антон Павлович Чехов. Но больше всего мне понравился финал спектакля, вызвавший буквально бурю оваций в зале. Все занятые в спектакле артисты - а их, пожалуй, будет до тридцати человек, вышли на поклон в свадебных нарядах. И эта черно-белая графика на сцене поставила в конце спектакля не скучную точку, а веселый мажорный восклицательный знак. Елена КОЛТУНОВА. Фото О. ВЛАДИМИРСКОГО.
|
|
|||||||||||||||
|