+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 03 (899), 01.02.2008 "ЕДЯ В ПОЕЗДЕ, У МЕНЯ УЛЕТЕЛА ШЛЯПА"Эту фразу, вынесенную в заголовок, моя любимая учительница русского языка и литературы Клара Соломоновна Ройтер часто приводила в качестве примера вопиюще безграмотного построения предложения. "Ведь не шляпа ехала в поезде, а человек", - говорила она и приходила в ужас, если слышала что-нибудь подобное. Раз уж я заговорила о Кларе Соломоновне, то позволю себе некое лирическое отступление как дань памяти этой замечательной женщине. Она была Учителем с большой буквы, Учителем от Бога и прекрасным, чутким, неравнодушный человеком. Помню тот день, когда она, новая "русачка", впервые вошла в наш класс... Маленькая, пухленькая, с копной темно-рыжих, жестких, как проволока, мелковьющихся волос, с толстенькими пальцами в младенческих перетяжках. Все зашушукались, захихикали, кто- то прошипел: "Рыжая сарделька" - 14 лет, самый жестокий возраст. Конечно, она все слышала, но не подала виду, а потом заговорила... Через пять минут класс замер, слушая её, очарованный магией слова, магией человеческого таланта. Она наизусть читала нам ранние рассказы Горького, читала ТАК, что на тот момент казалось, что лучшего писателя на свете нет. Впрочем, так было позднее и с другими писателями, а Клара Соломоновна, как по волшебству, стала казаться нам необыкновенной красавицей. Она не только учила нас, но и жила нашими проблемами, живо интересовалась жизнью каждого, помогала в трудных жизненных ситуациях, умело разруливала неизбежные школьные конфликты, хотя и не была классным руководителем... Пару лет назад я случайно встретила своего бывшего одноклассника, который, вспоминая учителей, сказал: "Знаешь, а все-таки всем лучшим в себе я обязан Кларе". То же самое я могу сказать и о себе, и о многих других выпускниках обычной по тем временам городской 38-й школы. "К чему эти ностальгические воспоминания?" - подумает читатель. Да к тому, что, видимо, нет сейчас таких учителей, как Клара Соломоновна, а если и есть, то их крайне мало. А иначе как объяснить захлестнувшую общество волну почти поголовной безграмотности? Мы уже начинаем привыкать к этому прискорбному явлению и почти не удивляемся, когда слышим невообразимую ахинею на улице, в транспорте, частенько в теле- и радиопередачах. Когда и слышу, как очаровательная выпускница факультета журналистики говорит: "ТраНвай" и "тортуар", когда известный политик частенько повторяет слово звонит с ударением на первом слоге, когда инженер выдает такие перлы, как "стуло" вместо "стул" и "массандра" вместо "мансарда", я понимаю, что не было в их жизни Клары Соломоновны, а был кто-то другой, с дипломом, но без элементарных знаний. Впрочем, что говорить об устной речи, там еще и не такое услышишь, а вот речь письменная... Тут уже, как говорится, что написано пером - не вырубишь топором. Ей Богу, как-то неловко читать в уважаемой всеукраинской газете фамилии ныне покойных, но всем любимых артистов - Герд (без "т"), Миляр (с одним "л") и так далее. Тут, конечно, можно найти оправдание: мол, буква случайно выскочила, не досмотрели. Что ж, бывает, сами не без греха. Но вот пример совершенно иного порядка. В одной одесской газете, которую я покупаю ради программы кабельного телевидения, довелось прочитать не какое-то мелкое объявление, а целый рассказ, то есть художественное произведение. Не могу не привести несколько цитат, они того стоят. Итак: "Доставая бутылки, иногда попадалась съестное", "Он поднял лицо с темными очками", "Окончив институт с отличием, имея свои технические наработки, его оставили в городе на заводе, где проходил практику на должность ведущего инженера", "Да, общение с Кузьмичом, с его жизненной позицией плюс то, что был предоставлен сам себе, полностью отдался своей "философии", "Проходя мимо богатого особняка, его окликнула пожилая женщина" (заметим, что проходил ОН, а не женщина) и т.д. и т.п. Вот вам и то самое "едя в поезде". Не хочу называть ни фамилии автора, ни названия газеты, дабы не делать им антирекламу, что в наше время приравнивается к рекламе, однако так называемой писательнице, автору поистине уникального по своей безграмотности произведения, хочу сказать: "Дорогая моя, голубушка, ну нельзя так писать, стыдно, ей Богу. Вы, конечно, не виноваты, что не встретилась на вашем пути подобная Клара Соломоновна, что некому было сделать из вас грамотного человека, ну так займитесь чем-нибудь другим. Зачем же и себя позорить, и газету, которая то ли на корректоре экономит, то ли есть там корректор, но тоже учился "понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". Тема оголтелого невежества и малограмотности очень сейчас актуальна, её не раз пытались поднимать многие средства массовой информации. Толку пока мало, потому что одной констатацией факта тут не обойдешься. Нужно решать проблему на государственном уровне, но, похоже, государство в этом не очень-то заинтересовано и даже поощряет постепенное превращение основной части населения в серую необразованную массу. Кто же тогда пойдет по европейскому пути развития? Тонкий "прошарок" элиты? Остальным, видимо, достанутся лишь комиксы и нечто вроде "Комеди клаба". Грустная вырисовывается картина... Интересно, что по этому поводу думают наши читатели? Елена ЛЕСКОВА.
|
|
|||||||||||||||
|