Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 42 (1531)
17.12.2020
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Здоровье
Острая тема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Дела и люди
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 42 (1531), 17.12.2020

ЧТЕНИЕ ПО ПРИНУЖДЕНИЮ

Как дети читают книги? Эту тему исследовала компания Info Sapiens по заказу Украинского института книги. Всего были опрошены 1800 ребят в возрасте от 6 до 17 лет. Результаты, которые представили Инна Волосевич, Анастасия Шуренкова и координатор Ирина Батуревич, оказались малоутешительными.

57 % опрошенных читают книги потому что их заставляют родители или учителя. 40 % иногда читают для удовольствия, а иногда — по принуждению, а 17 % — исключительно по принуждению. И только 39 % читают для удовольствия.

При этом чем старше возраст, тем чтение на досуге становится все менее распространенным. Хотя, если в старших те, кто окончательно не забросил это занятие, склоняются к чтению ради удовольствия. Так, среди детей 6–9 лет доля тех, кто читает для удовольствия, составляет 31 %, а вот после 14 лет она превышает половину. Как считают исследователи, в среднем и старшем возрасте среди детей уже выделяются любители книг. Те, которые любят читать осознанно, получают от этого удовольствие, знают, где и как искать те книги, которые интересны именно для них.

Основным побудительным мотивом прочесть книгу является положительный отзыв от взрослых или ровесников. Хотя во время проведения фокус-групп дети жаловались, что родители покупают им книги без учета их вкусов. И такой подход приводит к тому, что рекомендации взрослых становятся барьером.

Исследование показало, что в целом дети чаще обсуждают прочитанные книги, чем взрослые: 76 % детей-читателей отметили, что имеют опыт обсуждения: 47 % — с семьей, 28 % — с друзьями, но только 6 % обсуждают книги в соцсетях.

Барьером чтения для детей является отсутствие алгоритма выбора, ранжирования книг, принятия решения, что понравится, а что — нет. У ребят мало опыта чтения "для себя", также отсутствуют доступные рекомендательные сервисы. Поскольку книга, в отличие от социальных сетей, требует большего количества времени и усилий, чтобы понять, нравится она тебе или нет, то дети остро переживают разочарование и жалеют о потерянном времени, а также о деньгах, если книга была куплена.

Ну а главный барьер при чтении для школьников любого возраста — это скука. В частности, младшие школьники говорят об этом наиболее искренне и откровенно. Среди детей младшего возраста даже те, которые декларируют любовь к чтению, говорят, что читать им скучно. Они не отрицают, что существуют интересные книги, но "эту книгу еще надо найти". Основной конкурент книги — это смартфон, поэтому по собственной воле дети готовы взяться за чтение, только если смартфон недоступен.

Как показал опрос, младшим детям важно, чтобы для чтения были созданы определенные условия, прежде всего — тишина и покой. Ведь чтение — это определенная работа, поэтому и условия должны быть соответствующие, чтобы ничего не отвлекало. Дети не нуждаются в особой тишине и покое для чтения, просто надо минимизировать отвлекающие факторы. Если ничто не отвлекает, то ребятам любого возраста больше нравится читать печатную книгу, а не электронную. Электронные книги широко распространены уже в средней школе, для их прочтения старшие дети используют преимущественно смартфоны, а тут отвлечение становится неотвратимым: на смартфон приходят сообщения из приложений, в мессенджеры пишут друзья и тому подобное. Кстати, некоторым стимулом для чтения бумажных книг является опасение испортить зрение гаджетами — об этом говорят многие дети, правда, как полагают исследователи, они явно пересказывают слова взрослых.

В основном дети читают дома (92 %) или в школе (35 %). Доля детей, читающих в других обстоятельствах, незначительна. Младшие дети единодушно признают, что читать надо, чтобы "стать умным" и "узнать много интересного" (явно с голоса родителей или учителей). Сравнивая же смартфон и книгу, такие ребята утверждают, что по объему информации смартфон выигрывает. Что понятно, поскольку в младшем возрасте преимущественно читают короткие истории и сказки.

С другой стороны, ребята подчеркивают, что в книге история рассказывается более подробно, чем в мультфильме или кино по тому же сюжету, но это может как привлекать к чтению, так и стать бартером. Удовольствие от чтения некоторые дети получают, когда интрига сохраняется до конца сюжета, "быстрые" медиа такую опцию не предлагают.

"Впрочем, и удовольствие от работы воображения, и от интриги возможно лишь тогда, когда ребенок (любого возраста) полностью понимает прочитанное. А с этим проблемы возникают даже у старшеклассников. Также для русскоязычных детей проблемой могут стать архаизмы или полонизмы и другие заимствованные слова в книгах на украинском языке", — говорят авторы исследования.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.