Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 15 (1504)
11.06.2020
НОВОСТИ
Память
Здоровье
Актуальная тема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
История
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 15 (1504), 11.06.2020

Лев, совершивший прыжок

Торговый городок Тумасик находился на острове задолго до того, как индийский принц вынужден был спасаться в этих местах от разбушевавшегося шторма. Легенда гласит о том, что, высадившись на остров, принц увидел странное животное, похожее на льва. Тогда и дал он городу имя Сингапур ("синга" на малайском — "лев", "пур" — это "город" на санскрите). Так, по распространенному в массах преданию, возник город льва, изображение которого позднее появилось в гербе Сингапура. Да и сегодня повсюду можно встретить изображение Мерлиона — фантастического животного с львиной головой и рыбьим хвостом. Ему приписывают родство с мифическими грифонами и драконами и считают древним хранителем города, способным испепелять врагов огненным взором.


Мерлион

Существует поверье, что в шторм Мерлион выходил из воды и спасал терпящих бедствие людей. Так он стал объектом поклонения. На берегу залива высится 70-тонная статуя Мерлиона высотой в пять человеческих ростов. Он выделяется яркой белизной на фоне современных небоскребов и фонтанирует мощной струей воды, извергающейся из его открытой пасти. Тысячи Мерлионов растиражированы на всевозможных сувенирах. Но в наше время символами Сингапура стали уже другие, куда более современные приметы.

* * *

Мы попали в этот чудо-город впервые в канун Нового года. Привычная нам елка в местном аэропорту смотрелась экзотично. За окнами была 30-градусная жара. Новогодние праздники в европейском понимании здесь отмечают по давней привычке. Много лет на острове хозяйничали англичане, а с их уходом не только сохранились традиции, но и само крошечное государство стало космополитичным. Вот почему так туго завязаны узлы интернациональных связей и в этом уголке Азии вы чувствуете себя вполне комфортно. Здесь многие названия остаются английскими, в разных отраслях жизни применяют те же стандарты, что и при британцах. В законах и образовании, во внутренней политике. Редкий случай четкого следования урокам бывших колонизаторов.

В первый наш день в Сингапуре приключилась занятная история. Мы оставили вещи в отеле и сразу понеслись в центр города, которым традиционно считают набережную Кларк-Ки, названную в честь второго губернатора города Эндрю Кларка. Вернемся на это место чуть позже. Пока закончу историю нашего возвращения в отель. Поздним вечером мы сели в такси и попросили отвезти нас в отель под названием "Мандарин". Водитель что-то переспросил, но мы не придали вопросу значения, уверенно ответив да. Приехали быстро. Поскольку днем место запомнить не успели, не сомневались, что здание со словом "Мандарин" — то, что нам нужно. Назвали служащим свой номер. Кто-то из них вызвался нас проводить по лабиринтам огромного здания. И только когда зашагали по коридору с близкими к нашему номерами, стали понимать, что происходит непонятное. А когда наш электронный ключ не открыл искомый номер, стало совсем грустно. В итоге выяснилось, что в городе есть несколько отелей, в названиях которых присутствует слово "Мандарин". Нашли мы и свой. Хотя поначалу вечер слегка омрачился.


Под парусом

Теперь вернемся на набережную. Она заковала в камень главную местную реку Сингапур, имеющую длину аж целых 15 километров и рассекающую город пополам. К реке примыкают небольшие каналы, по которым мы и прокатились на прогулочном катере, заполненном разноязыкой публикой. С воды удобнее обозревать высящиеся по берегам громады небоскребов, отблескивающие стеклянными поверхностями. Вечером пространства между ними переливаются всеми цветами радуги в гигантских неоновых рекламах. Вам напоминают, что вы находитесь в одном из главных финансовых и торговых центров мира, в маленькой стране с колоссальным техническим потенциалом.


Набережная Кларк-Ки

Прокатившись на катере, мы вернулись на Кларк-Ки, давно ставшую культовым местом отдыха. Вокруг набережной находится район бывших портовых складов ХIХ века, которые сохранили только внешнюю оболочку. Внутри каждого — ресторан или магазин, офисы или увеселительные заведения. Здесь жизнь бурлит до поздней ночи и возобновляется с раннего утра.

Есть в Сингапуре целый ряд мест, где традиционно много людей. В их числе Орчард-роуд — главная торговая улица мегаполиса. Здесь расположены лучшие и самые большие супермаркеты, фирменные магазины самых известных мировых производителей одежды, парфюмерии, электроники и прочего. Из рассказов бывалых моряков прошлых времен я знаю, что для них заход в Сингапур был праздником. Можно было недорого приобрести все на свете, что было крайне важно во времена советского дефицита. Сегодня дефицита ни в чем не наблюдается, но местные торговые центры менее привлекательными не стали. В них подкупают изобилие и умеренные цены.


На Орчард-роуд

При этом сами сингапурцы входят в число жителей стран с самым высоким уровнем доходов. ВВП страны в пересчете на душу населения приближается к 90 тысячам долларов в год (показатель в десятке лучших в мире!). Понятно, что так было не всегда. Страна, которую сегодня считают образцом для подражания, сто лет назад была, по сути, полупустынным островом...

* * *

Точно известно, что в 1819 году представитель британской Ост-Индской компании сумел воспользоваться распрями местных вождей и заключил договор с султаном об организации в Сингапуре торговой зоны. Англичане в ту пору остро конкурировали в Юго-Восточной Азии с голландцами, и контроль над стратегически важным пунктом был чрезвычайно важен. Сам остров у южной оконечности Малаккского полуострова был ничем не примечателен. Там не было никаких природных ресурсов. Когда тут обосновались англичане, местных жителей насчитывалось меньше тысячи. Даже питьевую воду приходилось завозить. Но отсюда можно было контролировать морские пути с Дальнего Востока и тихоокеанских архипелагов в Европу и Западную Азию. Неслучайно в старину островок обжили пираты, промышлявшие в проливах между островами.


Британское наследие

В середине позапрошлого века англичане сделали Сингапур своей колонией и положили немало средств на обустройство города по своим образцам. Появились губернаторский дворец, особняки знати и купцов, многочисленные торговые и складские помещения. Но самое главное — был создан большой порт с многочисленными причалами. Именно это и досталось в первую очередь в наследство новому государству. После Второй мировой войны британцы еще долго пытались переформатировать разные части своей некогда огромной империи. Под их диктовку была создана Федерация Малайзия, в которую вошел и Сингапур. Но внутренние противоречия быстро проявились, и уже через два года, в 1965-м, остров ушел в автономное плавание. Уже тогда во главе его стоял ныне легендарный руководитель Ли Куан Ю. О нем стоит рассказать подробнее.

Этот человек стал премьер-министром еще в 50-е годы, когда страна считалась самоуправляемым государством в составе Британской империи. По сути, это была маленькая бедная страна без необходимых ресурсов. Куда более богатые недрами и природой страны континента влачат сегодня нищенское существование. А сингапурский мифический лев совершил головокружительный прыжок на зависть всем недругам. Их, кстати, было немало. Заметим, что соседние страны поначалу относились к малышу недружелюбно. Малайцев возмутил выход из федерации, индонезийцы не сходились в вопросах веры. Были и другие острые темы. Но Ли Куан Ю называл себя и ближайших соратников группой лидеров. Все они получили фундаментальное образование британского образца. Все были нацелены на достижение высоких результатов. Сингапур стал едва ли не самым либеральным в Азии местом для бизнесменов. Приветствовались любые инвестиции. За каждой крупной компанией, желавшей вложить сюда деньги, закреплялся правительственный чиновник, в обязанности которого входило всячески содействовать в организации бизнеса. Учитывая ограниченность территории, Сингапур развивал в первую очередь современные технологии. На остров пришли американские и европейские фирмы, открывшие свои заводы и создавшие много рабочих мест. Государство снижало для инвесторов налоги и тарифы, поощряя их расширять свое присутствие.


Суда на рейде

Одновременно заботились о коммуникациях. Порт рос стремительно. Он стал важнейшей перевалочной базой грузов во всей Азии. На внешнем рейде постоянно можно видеть по сотне и более кораблей под разными флагами и с самыми разнообразными грузами. Вникните в такие цифры: каждые четверть часа пришвартовывается или отчаливает очередное судно! Километры причалов составляют целый район и уходят на сотни метров в море, принимая самые крупные лайнеры. Пассажирский терминал также ежедневно полон. Тысячи пассажиров сходят на берег и знакомятся с удивительным городом.

(Продолжение следует.)

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Чотиритомник дорожнiх записок
Аркадiя Рибака
пiд назвою
"Чи добре там, де нас немає?"
можна придбати
в редакцiï газети "Порто-франко"
(тел.: 764-96-56, 764-95-03, 764-96-68)
i у Всесвiтньому клубi одеситiв

(www.odessitclub.org)

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.