Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 24 (1124)
6.07.2012
НОВОСТИ
Культура
Репортеры надежды
Пережитое
Спрашивайте - отвечаем
Вперед - в прошлое!
16-я полоса
Криминал
Спорт
Футбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 24 (1124), 6.07.2012

Мы продолжаем публикацию материалов, посвящённых 90-летию старейшей на просторах СНГ одесской молодёжной газеты. Начало см. в № № 15-23.

"ШПАРГАЛКА" ДЛЯ "ПРАЖСКОЙ ВЕСНЫ"

В прошлом выпуске своими воспоминаниями о работе в газете "Комсомольское племя" делился известный одесский журналист, ученый и общественный деятель В. И. Брудный. Однако за рамками того рассказа мы сознательно оставили одну историю, которая имеет прямое отношение к молодежной одесской прессе. Несколько лет назад мы уже писали о том, как инициатива одесских журналистов нашла развитие в практике т. н. "пражской весны". В этой публикации старая история дополнена некоторыми новыми деталями.

"Оттепель" перед "Весной"

Для справки. "Оттепель" - неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х - середина 1960-х годов). Характеризовался некоторой либерализацией режима, относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности.

"Пражская весна" - период демократических преобразований в Чехословакии в 1968 г. В связи с нарастающим спадом в экономике и подавлением инакомыслия в компартии Чехословакии возникло реформистское течение, основным лозунгом которого стало построение "социализма с человеческим лицом". Радикальные перемены в Чехословакии вызвали крайне негативную реакцию со стороны руководства СССР. 21 августа на территорию Чехословакии были введены войска пяти стран - членов Варшавского Договора. Насильственно прерванная "пражская весна" положила конец каким- либо иллюзиям в отношении возможного реформирования социализма как системы.


Одесская молодежная газета "Комсомольское племя" появилась как одно из следствий советской "оттепели". И сразу заявила о намерении быть не просто фиксатором событий, а и инициатором "хороших дел". Газета активно поддерживала и пропагандировала все мало-мальски интересные начинания, которые возникали в молодежной среде. А начинаний таких было - пруд пруди...

Как ни относиться нынче к "хрущевской оттепели", но правда то, что в этот короткий период удивительно быстро обновлялась духовная жизнь общества. Энергия молодежи, что называется, бурлила, а это выливалось в появление разных идей, многие из которых находили реальное воплощение. К чести тогдашних комсомольских лидеров, они на самом деле стремились сделать жизнь молодежи увлекательнее и осмысленнее. А сотрудники "Комсомольского племени" сделали принципом своей работы известный постулат о газете как о "коллективном пропагандисте и организаторе". Так что не стоит удивляться тому, что именно здесь родилась идея, которая затем приобрела широкую популярность далеко за пределами города и, как мы потом увидим, даже страны.

В клубе, где всем интересно

Идея эта заключалась в создании молодежного "Клуба занимательных встреч" (сокращенно КЗВ). Нынешние двадцатилетние могут пожать плечами: ну и что в этом такого? Однако в 1956-м это казалось едва ли не революционным шагом; ведь впервые с революционных времен власть доверила молодым людям самим решать, кто им интересен, с кем они хотят общаться, кого считают достойными подражания. И неудивительно, что к новому делу потянулись увлеченные юноши и девушки. Впрочем, эта тенденция была характерна для всего Советского Союза: достаточно сказать, что если в 1950-м в советских городах насчитывалось немногим более девяти тысяч клубов, то в 1960-м их количество перевалило за четырнадцать тысяч.

Если сегодня попытаться прочесть старые сценарии мероприятий молодежных клубов, то испытываешь нечто вроде шока. С одной стороны, непонятно, почему эти тексты нередко с трудом проходили цензуру "старших товарищей" - партийцев; по сути и по содержанию они абсолютно правоверные (впрочем, а могло ли быть иначе в ту пору, когда партия и ее карательные органы жестко отслеживали и пресекали любой намек на инакомыслие?!). Но, с другой стороны, поражает в этих сценариях выдумка и увлеченность их создателей.

Возьмем, к примеру, одну из акций КЗВ, которая в то время наделала в городе "шороху" - "Встреча молодоженов". Привлекала уже сама афиша, на которой с чисто одесским юмором было напечатано: "Разведенным вход воспрещен". В фойе клуба гостей встречали плакаты: "Муж, помоги жене снять пальто и сдай его в гардероб"; "Муж, идя в зал, пропусти впереди себя жену". Право же, подсказки эти и в наши дни сохраняют свою актуальность, а полвека назад таким образом молодых людей знакомили с правилами хорошего тона. Чуть дальше бросалась в глаза натуральная избушка на курьих ножках, на которой висел плакат с черным крепом: "Стол по бракоразводным делам". Любопытные, однако, толпились на известном расстоянии, не рискуя подходить поближе, поскольку из окошка избушки торчала голова вполне реального пса весьма внушительных размеров...

Подобных забавных выдумок было множество. Они вносили особый колорит в такую, в принципе, серьезную церемонию, как регистрация брака (совершенно, кстати, реальная). Молодых поздравляли ветераны (выбирали, как правило, тех, кто уже отметил "золотую свадьбу", артисты дарили стихи и песни, врачи, повара, парикмахеры, педагоги прямо со сцены давали полезные советы, предостерегали от возможных ошибок на первых этапах супружеской жизни и т. п. Если встреча проходила весной, то комсомольцы "Горзелентреста" специально к этому дню выращивали в теплицах белую сирень...

Подобные акции имели такой успех, что в них не считали зазорным принимать участие даже руководители города. Особо ценных подарков, правда, начальство не делало, квартир не дарило (не было еще тогда такой моды), но сам факт появления на свадьбе, например, председателя горисполкома значил для новобрачных и их родственников очень и очень многое.

Нешаблонно проходили и более серьезные мероприятия.

Например, к встрече с ветеранами производства, чей трудовой стаж превышал 50 лет, активисты клуба подготовили выставку реликвий труда: отыскали и выставили инструменты наподобие тех, которыми пользовались ветераны, когда начинали свою трудовую деятельность. А для вечера "Приятного аппетита!", где шел разговор о проблемах общепита, молодые повара нескольких ресторанов и учащиеся техучилища поваров подготовили образцы своих вкусных изделий. Излишне (а может быть, как раз и нет) говорить, что вся эта работа строилась на общественных началах, базировалась на энтузиазме и раскрепощенной молодой энергии, требовавшей выхода...

Неверно думать, что заразительны только "дурные примеры". Хорошие - тоже, особенно, если их вовремя поддержать. Вслед за КЗВ - "Клубом занимательных встреч", появились в городе и другие клубы: КСК - клуб старшеклассников, ЗИУ - "Знать и уметь", КТВ - клуб творческой молодежи, "Факел", "Звезды юности" и т. п. Более того, одесский почин подхватили по всей стране. В архиве В. И. Брудного хранится номер "Комсомольской правды" за 1957 год, в котором помещена большая статья о развитии молодежных клубов, основанная на примерах работы одесситов и ленинградцев. И знаменитые клубы молодых ученых в Дубне, в новосибирском Академгородке и других местах также возникли не на пустом месте: их создатели ориентировались на опыт одесситов, использовали их технологические находки. Так что, когда в "Профиздате" Владимиру Брудному предложили написать книгу о работе одесских клубов на общественных началах, у него уже был колоссальный по объему и поразительно интересный по фактажу материал, который даже не требовалось "добывать". Книга, названная "В клубе, где всем интересно", вышла в 1962 году невероятным по нынешним временам тиражом в 20 тысяч экземпляров, но все равно быстро исчезла с прилавков - настолько велик был интерес к одесскому опыту...

И вот тут-то начинается самое любопытное, из-за чего мы, собственно говоря, и обратились к этой истории.

"Вариации на тему..."

Профиздатовская брошюра, при всей своей полезности, все-таки касалась очень специфической сферы и привлекла внимание достаточно узкого круга людей. Каково же было удивление автора, когда через два года после выхода книги он получил письмо от московского издательства, из которого следовало, что его труд издан в Чехословакии на словацком языке, о чем "Профиздату" сообщил главный редактор издательства "Праце" Кароль Юрик. Словаки переслали несколько экземпляров и автору. Причем, надо отдать им должное, оформили они книгу прекрасно; взгляд притягивала уже сама обложка, созданная по методу фотоколлажа. Более того, поскольку автору полагался довольно приличный гонорар, издатели пригласили его в Братиславу.

То путешествие более чем сорокалетней давности Владимир Hсаакович вспоминает как одно из самых приятных событий своей долгой жизни. Особенно радостно было видеть, как одесский опыт, описанный в книге, реально используется в другой стране. Тогда, конечно, счастливый автор не очень-то задумывался над тем, почему его внешне скромная книга, выпущенная к тому же далеко не самым престижным издательством, привлекла внимание именно в Чехословакии. Ответ на этот вопрос стал ясен несколько лет спустя, когда начали распространяться слухи о т. н. "пражской весне" - своеобразной "вариации на тему" советской "оттепели". Дальновидные чехословацкие коммунисты, предвидя (или предчувствуя) будущий крах "советской модели" социализма, попытались облагородить практику "коммунистического строительства", придав ему форму "социализма с человеческим лицом". И начали они именно с создания клубов по интересам, где собирались местные интеллектуалы. Теперь уже общеизвестно, что именно в этих клубах - в спорах, обсуждениях, проектах - рождались идеи, ставшие потом основой "пражской весны". Одесский опыт, описанный в книге В. И. Брудного, оказался для инициаторов чехословацкого проекта поистине бесценной находкой; отсюда, по всей видимости, и такая скорость перевода и издания книги нашего автора. На эту мысль наводит еще один момент; если проанализировать те фрагменты первоисточника, которые были сокращены при переводе, то окажется, что чехословацкие издатели выбросили всю идеологическую начинку - неизбежные реверансы в сторону "ведущей и направляющей роли КПСС", без которых такая книга в СССР попросту не могла бы увидеть свет. В советском опыте их интересовало прежде всего то, что нынче именуется социальной технологией; именно эти наработки они и взяли на вооружение. И то, что книга одесского автора была издана в Словакии, тоже, по всей видимости, не случайно: ведь тамошней компартией руководил в ту пору Александр Дубчек, которому вскорости предстояло возглавить КПЧ и стать лидером "пражской весны"...

Любопытная деталь: одним из главных апологетов "Пражской весны" и создателей клубов по интересам был Зденек Млынарж, выпускник Московского университета, в котором подружился с Михаилом Горбачевым. С будущим советским реформатором они даже обсуждали новые (как для начала 1950-х) политические течения.

"Зденек был моим самым дорогим другом. Он был мне ближе, чем кто-либо другой, - вспоминает М. Горбачев. - Наши взгляды во многом совпадали".

Накануне пражских событий З. Млынарж приезжал к своему другу и поделился с ним своими идеями.

- Мне кажется, он прекрасно понял все, о чем я ему говорил, - рассказывал З. Млынарж уже в 1997 году. - Но он ответил мне: то, что в Чехословакии может сработать, в Советском Союзе не получится. Несмотря на это, я понял, что если такие люди, как он, придут к власти, все переменится.

Так оно и случилось, но до этого времени было еще без малого два десятилетия.

Ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию означал и новое закручивание гаек в Советском Союзе, жертвой чего стало и молодежное клубное движение. Понадобилось целых десять лет, чтобы эта идея возродилась в Одессе, но уже под "шапкой" ОМК - Объединения молодежных клубов. И снова, как в 1956-м, одесситы были первыми.

А еще через десять лет "бархатная революция" в Чехословакии довершила дело, начатое "пражской весной", своеобразным предвестником которой смело может считаться клубное движение одесской молодежи времен "оттепели", которое неразрывно связано с газетой "Комсомольское племя".

Вместо послесловия

Несколько лет назад в экспертном сообществе активно обсуждалась статья известного российского политолога Алексея Чадаева, в которой речь шла о кризисе общественного движения. И что же, как вы думаете, рекомендовал современный аналитик? А вот что: "Вместо выстраивания дорогостоящих и неэффективных партийных вертикалей надо создать горизонтальную сеть клубных сообществ и площадок, без всяких претензий на немедленный поход во власть, но с активным формированием главной повестки дня. Вообще привыкнуть заново к роли гражданской и народной, а не державно-официозной силы - той, которая владеет умами, а не офисами и иномарками". Не правда ли, знакомые мотивы?

Александр ГАЛЯС.

На фото Михаила РЫБАКА:
Игорь Лисаковский и Игорь Беленьков,
возглавлявшие одесскую "молодежку"
в годы "оттепели" (1961 год).

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.