Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 28 (1024)
23.07.2010
НОВОСТИ
Культура
Лето в городе
Юбилей
Читальный зал
История
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 28 (1024), 23.07.2010

НЕ ЗАБЫТЬ, НЕ ПРОСТИТЬ, НЕ ПОТЕРЯТЬ

Свой новый сборник Игорь Потоцкий назвал незамысловато: "Просто стихи". В этом можно было бы заподозрить некое кокетство самого плодовитого из одесских поэтов; дескать, понавыпускал уже столько сборников, что устал выдумывать новые названия. Однако, пролистав книгу, понимаешь, что в данном случае автор абсолютно точен в выборе названия. Это действительно "просто" стихи человека, которому уже давно нет надобности доказывать свою творческую состоятельность и который может себе позволить писать так, как подсказывает внутренний ритм.

Понятие ритма в поэзии чрезвычайно важно. Когда-то Владимир Маяковский признавался в своей знаменитой статье "Как делать стихи", что строчки не появляются до тех пор, пока он не найдет ритм стихотворения. Современники вспоминают, как Маяковский шагал по улице, что-то бубня себе под нос, мало кого замечая вокруг; это поэт примеривался к ритму будущего сочинения. Игорь Потоцкий, при всем бесконечном отдалении от "горлана-главаря", тоже одержим ритмом, который и диктует зачастую все прочее в стихе. А уж ритмом наш поэт владеет практически виртуозно. И ему, как говорится, ничего не стоит подобрать точное ритмическое соответствие тому чувству, по причине которого рождается то или иное стихотворение. В этом плане сборник "Просто стихи" можно назвать своего рода "микро- энциклопедией" поэтических ритмов.

Но об этом размышляешь, читая первую часть сборника - 69 стихотворений, как раз и озаглавленных "Просто стихи". Потому что во второй части - "Стихи о гетто" - уже не до рассуждений. Тут - не стихи, а боль. "Они сгорели в гетто, не зная обо мне" - это не только о родственниках, но и о многих тысячах известных и безымянных жертв холокоста, чей пепел и десятки лет спустя не остывает в памяти.

"Гетто - всего пять букв, пять пуль...", - пишет И. Потоцкий. И это те самые пули, которые, образно говоря, прошли через сердце поэта. Но не только скорбью, а и гневом наполнены строки.

"Считай на счетах, счетовод,

костяшками стучи;

мой сколько потерял народ,

потом о том кричи...

Вновь многих цифр не разобрать,

их сумма давит грудь.

Убийц всех вместе не собрать

в последний скорбный путь.

Считай на счетах, счетовод,

костяшками стучи,

чтобы каждый день, неделю, год

дрожали палачи".

Создавая эти стихи, а точнее, вынимая их из своей души, поэт вряд ли заботится об актуальности; тут не до дат, не до юбилеев. Однако появление "Стихов о гетто" - так уж вышло - совпало по времени с гнусной провокацией т. н. "мирного каравана", которую устроили против Израиля. Увы, но даже западные правозащитники поспешили объявить израильтян виновными в человеческих жертвах, хотя что остается делать людям, на которых прет банда вооруженных отморозков, если не защищаться всеми возможными способами?! В своем антиизраильском рвении договариваются уже и до отрицания холокоста. "Стихи о гетто" не позволяют забыть об одной из самых диких трагедий XX века. И в этом тоже их ценность и значение.

Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.