Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 23 (1019)
18.06.2010
НОВОСТИ
Культура
Здоровье
Обратная связь
Память
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 23 (1019), 18.06.2010

ЖУРНАЛИСТИКА - ПРИЗВАНИЕ ОТ БОГА

Мнения молодых одесситов о местных СМИ ("Порто-франко" от 4 июня) вызвали немало откликов у читателей нашей газеты. В ближайших номерах мы опубликуем подборку комментариев, а сейчас хотели бы ответить делом на предложение Николая Агаркова. "Я сам невысокого мнения об одесских газетах и телевидении, - пишет читатель, - но хотелось бы не только критики, но и каких- то конкретных идей - как сделать нашу журналистику лучше и качественнее". С предложением поразмышлять на эту тему мы обратились к главному редактору газеты "Одесские известия" Ивану Ненову - заслуженному журналисту Украины, писателю, ученому и педагогу.

- С болью отмечаю, что в нашей профессии особенно в последнее десятилетие появилось много случайных людей. Особенно их много в электронных СМИ (в газетной сфере все-таки больше работает профессионалов). Я всегда, когда еду на работу, слушаю по радио одесские новости. И когда слышу, как говорят многие радиоведущие, меня просто коробит. А это не так безобидно, как может показаться. Язык - это сегмент культуры нашего общества. А той языковой, с позволения сказать, культурой, которая воцарилась во многих СМИ, мы формируем низкий уровень нашего потребителя.

Хочу привести аналогию с театром. Тут всегда был голод на хорошую драматургию, но сейчас он ощущается особенно остро. И когда смотришь спектакли низкого уровня, а публика аплодирует, то поневоле думаешь о том, что у публики сформированы вкусы, которые нельзя назвать эстетическими. Так вот, по аналогии, сейчас растет (или уже даже вырос) целый пласт потребителей нашего медийного творчества (а медиа я считаю искусством), мягко говоря, малообразованных. Будем откровенны - в этом и наша вина.

Настоящая журналистика сегодня держится на старой журналистской школе да на тех немногих, увы, молодых способных юношах и девушках, которые нашли себя в этой профессии. Но куда больше людей случайных, которые едва научились держать микрофон или стучать по клавишам компьютера, однако ведут себя очень нагло и агрессивно.

- Но почему так происходит?

- Да потому, что потеряна наша журналистская школа. Если прежде на всю Украину было всего два университета, где готовили журналистов, то сегодня в каждом областном центре (и не только) появились факультеты или отделения журналистики. Но где найти такое количество специалистов, которые по-настоящему могли бы научить молодежь этой профессии?! И как результат - мы имеем массу серости в наших СМИ.

- Но не в том ли проблема, что в журналистику рвутся не по призванию, а потому что это модно, и кажется со стороны таким легким занятием? Может быть, стоит ввести в нашей профессии что-то вроде возрастного ценза; к примеру, не принимать на факультеты журналистики людей моложе 25 лет?

- Много лет назад меня пригласили прочесть спецкурс по информационным жанрам в Риме. И я был приятно удивлен тем, что в Италии нет специальных факультетов журналистики. Как же их там готовят? Вот человек окончил вуз, получил какое-то образование, имеет специальность, но при этом ощущает призвание к журналистике. Он начинает печататься в какой-то газете, и если редактор видит его способности, то человека приглашают по договору в штат редакции, как правило, сроком на год. И вот если за этот срок новобранец проявляет себя с хорошей стороны, то только тогда его отправляют учиться на полтора года, причем изучает он только теорию и практику журналистики, после чего с дипломом журналиста возвращается в свою редакцию, будучи уже подготовленным и профессионально, и по житейскому опыту. Ну а если за год испытательного срока человек себя ничем не проявил, пусть себя ищет в другой сфере. Я считаю, что это хорошая система.

Вообще, на мой взгляд, кафедры журналистики должны создаваться не при вузах, а при редакциях СМИ. Ведь есть же кафедры медицинского университета при больницах, где студенты и лекции слушают, и практику проходят, причем занятия у них ведут как преподаватели, так и врачи-практики. Обязательно должна быть конкурсная система отбора будущих журналистов, потому что, по большому счету, это призвание - от Бога. Тут надо брать пример с театральных вузов. Я вспоминаю, как юношей поступил в Школу-студию МХАТ, выдержав конкурс 95 человек на место. Другое дело, что меня родители оттуда забрали, потому что не хотели, чтобы я стал актером. Был в советское время большой конкурс и на факультетах журналистики - до 25 человек на место, лучших отбирали, в том числе и по творческому конкурсу. Сейчас ничего этого нет, и это очень плохо.

- В вашей газете ежегодно проходят практику студенты - будущие журналисты. Вносят ли они что-то новое в работу редакции?

- Практикантов мы обязательно, что называется, окунаем в редакционные будни. Они принимают участие в совещаниях- летучках, даже выступают там. Порою приносят интересные идеи, вот так появился в нашей газете "Молодежный квартал", и эти публикации вызывают отклики у читателей...

Однако месяц практики - это мало. Я бы с удовольствием взял в редакцию 10 человек и вел бы их до конца срока обучения. Лучшие влились бы в коллектив, и так была бы разрешена проблема преемственности поколений. Все-таки мы, старшее поколение журналистов, должны заботиться о том, кто нас заменит. Это вопрос не праздный, и я, как главный редактор, много об этом думаю.

Убежден, что творческий коллектив должен развиваться по трем перспективам - ближайшей, средней и дальней. Кстати, это один из постулатов педагогики. Определение перспектив, особенно дальней, - это важная забота главного редактора.

Я очень хотел бы перейти на работу по творческим проектам. Когда Богдан Сушинский занимался экологией, мы с ним показали, что можно одну тему "тянуть" на протяжении года, и это будет интересно. А для молодых журналистов это еще и прекрасная возможность в полной мере проявить свои способности.

- Иван Георгиевич, хотя этот вопрос не совсем по теме, но сегодня не задать его просто невозможно. Как вы относитесь к движению "Стоп цензуре" и вообще к этой проблеме? Насколько актуальна она для вас, как редактора газеты, учрежденной областным советом?

- Я много лет работал в журналистике в советские времена и на себе испытал все "прелести" цензуры в такой степени, что нынешним активистам этого движения даже не снилось. Но сегодня я не испытываю никакого прессинга со стороны учредителя. Николай Леонидович Скорик - руководитель новой формации. Когда мы впервые с ним встретились, он мне сказал: "Давайте не будем нарушать законы. Мы не вмешиваемся в политику газеты". И вот, верите вы или нет, я не помню ни одного случая, чтобы председатель областного совета на аппаратном ли совещании или по телефону, или при личной встрече как-то давил, указывал, кому "надо дать прикурить" и тому подобное. Так что я могу считать себя счастливым главным редактором.

Беседу вел Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.