Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 18 (814)
12.05.2006
НОВОСТИ
Культура
Даты
Пережитое
Экономика
Взгляд
Архив
Закон и общество
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 18 (814), 12.05.2006

"СВОБОДНАЯ ОХОТА" ЛЕТЧИКА

Май – месяц для людей всех поколений особенно трогательный. Первые его числа ознаменованы воспоминаниями о боевых действиях времен Второй мировой войны. Ветераны, которые прошли самые страшные годы в жизни и дожили до наших дней, стараются по мере своих сил снова встретиться с однополчанами, чтобы поговорить о прошлом и нынешнем, со школьниками – чтобы рассказать молодому поколению правду о событиях тех дней. Они стараются также побывать в наиболее известных в Одессе мемориалах и других местах, чтобы почтить память погибших.

Недавно мне посчастливилось познакомиться с одним летчиком-штурмовиком, который за 130 вылетов получил лишь одно ранение! Но по его словам, везенье помогало не всем.

— На каждые 9-10 вылетов один летчик не возвращался, – вспоминает восьмидесятичетырехлетний Михаил Михайлович Хафазов. – А через каждые 80 вылетов один самолет был больше не пригоден к боевым полетам.

Вообще, война – это ежедневный труд, готовность в любую минуту выполнить приказ, поставленные руководством задачи. Поэтому рассказывать о каких-либо эпизодах не смогу – там все воспринималось, как должное.

Михаил Михайлович – обладатель многочисленных наград, среди которых два ордена Красной Звезды, два ордена Красного Знамени, орден Богдана Хмельницкого, медаль "За храбрость" от Чехословакии, но самая значимая для него – орден Александра Невского.

"Он – настоящий полковник! так отзывается о ветеране его невестка Анна Петровна, – он умный, увлекающийся человек, молод душой, мягок и внимателен, всегда готов помочь. Его ценности – семья, достойные отношения, любовь к женщине".

А началась летная карьера летчика-штурмовика 637-го авиационного Тернопольского полка в 1940 году, когда в Казанском педучилище, где учился Михаил, объявили набор в аэроклуб для всех желающих.

— Я был председателем ученического профсоюза, – говорит он. – И мне дали задание собрать группу. Что говорить: не многие из нас видели самолет, но многие хотели летать!

В конечном итоге из 20 человек лишь пятеро смогли пройти медкомиссию.

А настоящим умением летать он обязан лейтенанту Владимиру Куличенко из Ульяновской военно-авиационной школы пилотов, где с первого учебного дня ребят учили азам маневров. Молодой Хафазов уже с третьего раза стал в полете ведущим (то есть на его самолет ориентировались другие пилоты).

Вот что рассказал ветеран о режиме летчиков на войне:

— Вставали мы за полчаса до рассвета, вылетали, так сказать, на разведку и осматривали заданную нам территорию. Когда возвращались, завтракали. Обычно нам давали кашу, фасоль, хлеб. Могу сказать, что кормили нас сытно. Зимой же, особенно когда наступали холода, каждый день мы получали и "по 100 граммов", чтоб согреться!

Возвращались с дневных полетов за час-полтора до наступления темноты. В свободное время были танцы, вечера самодеятельности – находили возможность, чтобы отдохнуть и развеяться. Одним словом, кто видел фильм Леонида Быкова "В бой идут одни старики", – там все правда: были и потери, и радости, и любовь... Так как в полку служили люди разных национальностей (например, у нас служили татары, узбеки, грузины, евреи, армяне), интересно было послушать истории об их обычаях, познавать их культуру.

Правда, тяжко приходилось техническому составу авиации – механикам, мотористам, оружейникам. К слову, некоторые из них – представительницы прекрасного пола.

Иногда по вечерам или же ночью солдаты выходили на "свободную охоту". Это значит, что когда разведка находила какой-то важный для фашистов объект, советская эскадрилья его уничтожала.

Таким образом мы разгромили вражеские аэродромы, склады, где немцы хранили свои боеприпасы. Очень сложно было летать в горной местности, так как приходилось брать малые высоты. Особенно было тяжело в горах Чехословакии и Закарпатья. Часто бывало, что после таких полетов самолет выходил из строя.

Как признался Михаил Михайлович, после войны он еще очень долго летал во сне.

— Я летать любил и люблю! – говорит он. – И всегда готов взлететь еще. Эх, еще бы разок! – мечтает настоящий полковник Хафазов.

Анна НИКОЛАЕВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.