Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Читайте в рубрике "ПЕРЕЖИТОЕ"

Номер 13 (809)
07.04.2006
НОВОСТИ
Культура
Пережитое
Компетентный собеседник
Выборы-2006
Проблема
Криминал
Здоровье
Спорт
Фоторепортаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 13 (809), 07.04.2006

МЫ ЗНАЕМ, КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА!

Недавно весь мир отмечал День защиты прав потребителей. А так как все мы в жизни что-то да потребляем, то это значит, что 15 марта – был праздник для всех!

Принцип "Потребитель всегда прав!" – сегодня уже не пустой звук. Это доказали на проведенной пресс-конференции начальник юридического отдела защиты прав потребителей юридического управления Одесского городского совета Андрей Иосипович Иванский и заведующая этим же отделом Анна Владимировна Киреева.

В подтверждение – немного статистики: в 2005 году отделом было рассмотрено 316 письменных жалоб, тогда как в 2003 г. – 112. Вернули потребителям денежных средств на общую сумму в 27318,5 грн (для сравнения: в 2003 году – 9299 грн).

Недавно в Закон Украины "О защите прав потребителей" Верховная Рада внесла изменения. Вообще, этот Закон регулирует отношения между потребителями товаров, работ и услуг и изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ и тех, кто предоставляет услуги разных форм собственности, устанавливает права потребителей, а также определяет механизм их защиты и основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.

Как рассказал на пресс-конференции Андрей Иосипович, сегодня действует Программа пресечения торговли алкогольных и табачных изделий на рынках, за это предусмотрен штраф по ст. ст. 155, 156, 159 статьям Административного кодекса (нарушение правил торговли ликероводочными и табачными изделиями). Начало действовать и нововведение закона: идет проверка специалистами управления парикмахерских и смежных услуг. По закону в парикмахерских все средства, которые используются для окрашивания волос, и другие косметические средства обязательно должны иметь сертификат качества (они должны быть куплены, например, не на "Привозе").

— Нами было проверено более 20 парикмахерских. Некоторые пришлось закрыть, так как были зарегистрированы факты нарушений, – рассказывает Анна Владимировна. – Обязательно должна висеть на видном месте информация о качестве средств, которые используются в парикмахерских (сертификат и другие сопроводительные документы). Эти условия во многих парикмахерских не соблюдаются. Поэтому в соответствии с частью 1 ст. 155 Административного кодекса предусмотрены штрафные санкции до 170 грн.

— Какие конкретно нарушения были вами выявлены за время работы?

— В нашем отделе трудятся молодые и перспективные люди, которые нацелены на серьезную работу. В последнее время нами были выявлены в некоторых организациях некачественные продукты, в супермаркетах же уменьшилась продажа таковых после того, как изъяли конкретный ассортимент.

В связи с обнаружением "птичьего гриппа" в местах торговли куриного мяса необходимо предоставить сертификат качества на мясо, яйца...

После устранения недостатков заработал один из магазинов обуви, рынок "Киевский" (например, там появилась спецодежда, весы с точным весом, ветеринарная лаборатория). Также получил право возобновления торговли и рынок "Северный". Были установлены нарушения, а затем их устранили, и на рынке, расположенном на Черняховского, 9 (сейчас они уже устранены).

Специалисты советуют потребителям не покупать одежду, еду, бытовую технику и многое другое в тех местах, где отсутствуют специальные щиты, на которых должны быть указаны номера телефонов, реализаторов, и фирмы, которая продает, срок годности товара...

— А что делать покупателю, если продавец отказывается показать документ, подтверждающий качество продукции?

— Насторожиться и просто не покупать его. И обязательно сообщить нам об этом факте – мы обязательно среагируем. Вот номера телефонов нашей "горячей линии" для потребителей: 725-30-59, 725-31-28.

Вообще, за любую покупку вам обязаны выдать товарный или кассовый чек, квитанцию, талон, любой другой устный или письменный договор, подтверждающий факт покупки. В чековом договоре на покупку должна быть обязательно подпись продавца, а также указаны место, число и наименование покупки.

— Наблюдаются нарушения также и в сфере ЖКХ. Но данный вопрос находится не в нашей компетенции, поэтому мы готовим мэру отчеты, забавляет говорит Андрей Иосипович. – Зато добиваемся бесплатного ремонта некачественной продукции, перерасчета за предоставление услуг с нарушениями. Помогаем потребителям обращаться в суд, составлять исковые заявления о защите прав потребителей.

Андрей Иосипович поблагодарил за сотрудничество службу стандартизации и сертификации, областную налоговую администрацию, отдел с экономическими преступлениями, городское управление внутренних дел, СЭС, ветеринарные службы и т.д.

— К слову, и в наш адрес приходит огромное количество писем благодарности, – поддерживает Анна Владимировна.

"Государство создает условия для приобретения потребителям необходимых знаний по вопросам реализации их прав" – так прописано в Законе. Права граждан- потребителей задекларированы в Конституции Украины. Поэтому нужно не только знать свои права, но и уметь их отстаивать.

Справка. Интересно, что во всех древних законах с давних времен существовали нормы, которые защищали права и интересы граждан как потребителей. Шло время, технологии усовершенствовались, развивались рыночные отношения и появилась необходимость законодательно закрепить некоторые права потребителей и определить ответственность за их нарушения.

Первыми внесли предложение о защите потребительских прав Соединенные Штаты Америки, позднее другие страны поддержали эту инициативу. А организационное движение потребителей по защите своих интересов возникло более ста лет назад. В 1936 году появилась Национальная Ассоциация потребителей в США. После Второй мировой войны 1939-1945 гг. потребительское движение набрало силу во многих западноевропейских странах. Позднее национальные Ассоциации потребителей были созданы во Франции и в ФРГ (1951), в Великобритании (1957), в Канаде (1960).

Официальный отчет истории этого праздника начинается с 15 марта 1962 года. Именно в этот день президент США Джон Ф. Кеннеди во время своего выступления на Конгрессе ООН впервые в мировой истории определил четыре основных права американских граждан, которыми они владеют независимо от социального положения, возраста и интересов. Среди них – право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. Позднее к этим базовым потребительским правам добавились еще четыре, также сформулированные мировым товариществом: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.

В 1983 году день 15 марта был закреплен в международном календаре праздничных дат, как Всемирные день защиты прав потребителей.

Следует добавить, что Украина первая среди государств бывшего Советского Союза приняла Закон Украины "О защите прав потребителей", который вывел развитие потребительского движения на качественно новый этап и закрепил юридический фундамент для защиты прав потребителей. Он дает возможность покупателям и клиентам отстаивать свои интересы.

Анна ВОЛОШИНА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.