Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО

Номер 39 (629)
20.09.2002
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 39 (629), 20.09.2002

К 250-летию со дня рождения Ф.П. Деволана.

НОВГОРОДЕЦ ИЗ ГОЛЛАНДИИ, ПОСТРОИВШИЙ ОДЕССУ

Не любопытно ли знаменательное историческое совпадение? На корабле под Измаилом в 1790-м, за четыре года до основания Одессы, встретились четыре человека, оказавшие на ее судьбу самое благотворное влияние: адмирал Дерибас, основатель Одессы на месте завоеванного им Хаджибея, Деволан, его непосредственный помощник по составлению плана города и постройке порта, герцог Ришелье, через шесть лет после Дерибаса принявший на себя заботы об укреплении благосостояния города, и граф Ланжерон, преемник Ришелье, тоже градоначальник Одессы, продолживший труды своих предшественников.

Род Деволанов (Sainte de Wollant) внесен во II ч. дворянской родословной книги Новгородской губернии.

Дерибас писал в Петербург: "...По устроению города и гавани себе в помощники я определил инженер-подполковника Франца Павловича Деволана. Он известен мне по измаильской кампании как офицер храбрый, в деле военной инженерии и гидрографии равных не имеющий..."

Деволан выполнил генеральный план города, который сам и воплотил. Планировка была составлена не только мастерски, но и дальновидно. Улицы были размечены тут широко. Пересекались они большей частью под прямым углом. Даже при большом увеличении численности пешеходов и экипажей разного назначения это исключало заторы и другие трудности с разъездами, что было так характерно для старых городов Европы. В высшей степени удачно учтены особенности рельефа: для подъездных путей использовались балки, пересекавшие прибрежное плато.

Франц Павлович использовал гипподамовскую систему застройки. В пятом веке до нашего летосчисления в малоазиатском городе Милете жил архитектор по имени Гипподам. 0н был первым, кто применил прямоугольную сеть улиц. Эту систему, подобную шахматной доске, переняли и римляне. Города развивались обычно из военных лагерей, где в момент тревоги cолдаты вместо беготни по закоулкам должны были за несколько минут построиться в назначенном месте. И сейчас в центре Милана, Флоренции, Болоньи, Турина и многих других итальянских городов улицы расположены, как в древних военных лагерях римлян. Гипподамовскими принципами руководствовались при застройке Филадельфии, Нью-Йорка, Вашингтона... С первых же лет своего существования приобрели ясные очертания Санкт-Петербург и Одесса...

Выходец из Брабанта, Франц Павлович Деволан был родом из небогатой дворянской семьи. Поменяв малодоходную служебную перспективу в Голландии на полную опасности, но доходную должность военного инженера в русской армии, Франц Павлович благодаря личной храбрости, несомненному природному таланту и удивительному трудолюбию сумел cо временем подняться на высшие государственные должности. Уже в 1797 году он произведен в генерал-майоры, в 1798-м назначен членом департамента водных коммуникаций. С преобразованием управления инженеров путей сообщения Деволан назначен генерал-инспектором и членом совета, в 1810 году произведен в инженер-генералы (звание после генерал-лейтенанта), в 1813-м назначен главным директором путей сообщения, а в 1814 году – членом комитета министров в правительстве Александра I.

Многим была обязана Россия Деволану. Под его личным наблюдением строились обходные каналы и шлюзы на Днепре, Буге, Неве, Онежском и Ладожском озерах, укреплялись черноморские берега Крыма и Ахтырской бухты в Севастополе. Но самым замечательным его деянием, без сомнения, следует признать осуществленный им проект города и порта в Хаджибее.

С присущими ему лаконичностью и точностью Деволан обосновал несовершенство предлагавшегося возглавлявшим Черноморское адмиралтейство вице-адмиралом Н.С. Мордвиновым проекта строительства нового порта в Очакове: "Худая рейда при сем последнем пункте и неудобное якорное место соединены были с невыгодами мелководья, препятствующего судам подходить к берегу ближе 500 или 600 сажен. Сверх сего льды и периодическое замерзание лимана делают там от ноября до мая месяца судоходство невозможным... А потому и не осталось выгоднейшего места для передовой гавани, неподверженной вышеупомянутым неудобствам и коей расположение соответствовало бы намерению, к каковому она предполагается, как только залив Хаджибейский". Тогда-то и последовал рескрипт Екатерины II вице-адмиралу Дерибасу об устройстве военной гавани, "придав в пособие вам инженерного подполковника Деволана, коего представленный план пристани и города Гаджибея, утвердив, повелеваем приступить, не теряя времени, к возможному и постепенному произведению оного в действие".

Прошло несколько лет после утверждения первоначальной планировки Одессы. Необходимым стал новый план дальнейшего развития быстро растущего города. Если взглянуть на план, утвержденный в 1814-м, и сравнить его с планом Деволана, утвержденным в 1794 году, то мы увидим, что второй является прямым дополнением к первоначальному и сохраняет прежнюю простоту и четкоcть: в нем явственно проступает то же cтремление направить улицы от моря к центру по кратчайшим расстояниям...

На Таможенной площади, по обе cтороны от входа в порт, установлены бюсты первостроителей Одессы И.М. Дерибаса и Ф.П. Деволана. Ведет к площади из возвышенной части города Деволановский спуск.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.