Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 47 (1440)
27.12.2018
НОВОСТИ
2018 - 2019
Наши достижения
Наши в пределах
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Память
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 47 (1440), 27.12.2018

СОЦРЕАЛИЗМ ИЗ ЗАПАСНИКОВ

Выставка "Эксгумация. Соцреализм из собрания Одесского художественного музея" - словно машина времени, отправляющая зрителя туда, где горят мартеновские печи, пляшут между делом колхозники, рвут тельняшки в клочья революционные матросы и склоняются над книжками юные рабфаковки с аккуратно уложенными косичками.

Директор музея А. Ройтбурд на вернисаже обратил внимание собравшихся на так называемый "зал вождей" с портретами Ленина, Сталина и Кагановича, заметив, что, к сожалению или к счастью, в собрании одесского музея нет полотен классика соцреализма Герасимова, которые в народе получили название "Два вождя после дождя". Но есть авангардисты, чьи ранние опыты были подмяты идеологией, а это всегда грустно - кто знает, как бы развился, например, талант Гершенфельда без диктата социалистического реализма, то есть актуализированным и заидеологизированным традициям художников-передвижников?.. Но для музея идеология прошедших лет уже не столь важна, его задача - изучать и сохранять искусство, чему примером отреставрированные картины "Гуцульская пара" Татьяны Яблонской и "Мясо" Бориса Яковлева, которого обоснованно называют "советским Снейдерсом". (Франс Снейдерс, 1579-1657, Антверпен) - фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко).


- "Эксгумация" логически продолжает выставку "Спецфонд. 1937-1939. Репрессированное искусство" из коллекции Национального Художественного музея Украины, которая познакомила одесскую публику с искусством запрещенным, изъятым на долгие десятилетия из истории, научного оборота, экспозиций музеев, - отмечает куратор "Эксгумации" Анна Алиева. - Чем заменили его, для чего зачистили художественное пространство, что стало альтернативой репрессированному украинскому авангарду и модернизму? Так называемый "социалистический реализм" утверждается как "единственно правильное" направление. Формируется четкий канон, в котором эстетика следует за идеологией. В его основе - новый академизм, апеллирование к образцам имперского искусства, крайняя идеологизация, довлеющая литературность и дидактичность. Воскрешается некогда отмерший жанр передвижнической "тематической картины" с ее "народностью" и натуралистическим реализмом, но с подменой ее критической составляющей идеализацией действительности. Для соцреалистического искусства характерно мифотворчество, создание иллюзии "светлого будущего", которое чудесным образом наступило уже сейчас, проецирование образа "идеальной реальности" в сознание широкого зрителя. Вершиной изобразительного искусства объявляется монументальная многофигурная картина с сюжетами о встречах вождей с народом, трудовых свершениях, революционной героике, военных подвигах, колхозных праздниках и радости жизни в советской стране. В это же время в Советском Союзе проходит насильственная коллективизация, Голодомор, массовые репрессии, русификация, форсированная индустриализация и милитаризация. Эти процессы порождают новый тип человека, оторванного от земли, выдернутого с корнем из привычной среды. Социалистический реализм представляет его как здорового, красивого, вечно молодого "нового героя", воплощающего античный идеал, обретающего личное счастье через коллективные деяния, направленные на благо советской родины. И чем многочисленнее и сплоченнее коллектив, чем масштабней действие, тем выше градус этого сча стья... Многие произведения искусства той эпохи сегодня требуют реставрации. Несмотря на плачевную сохранность, мы намеренно включили их в проект "Эксгумация". Мы показываем тоталитарное искусство в состоянии полураспада. Истории известны примеры, когда искусство стояло на службе интересов власти, но никогда еще эти отношения не были столь тотальными и бескомпромиссными, как при сталинском режиме. Возможно, не все представленные на выставке работы имеют ярко выраженную художественную ценность. Но они являются артефактами эпохи, страшные уроки которой непозволительно забывать.

На фото Снежаны ПАВЛОВОЙ:
"Университетская набережная" Глеба Савинова.

Материалы полосы подготовила Виолетта СКЛЯР.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.