Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 43 (1483)
14.11.2019
НОВОСТИ
Наш город
Острая тема
Здоровье
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Юбилей
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 43 (1483), 14.11.2019

ОТВЕРГНУТЫЙ "СТРОИТЕЛЯМИ"...

В выставочном зале Музея современного искусства Одессы (МСИО) открылась выставка к 80-летию художника Владимира Стрельникова "Камень, который отвергли строители". По мысли автора, некогда "строителями коммунизма" было отвергнуто искусство нонконформистов как базовый материал. Впрочем, коммунизм на территории бывшего Союза так и не наступил, и не нонконформисты тому виной.


— В далеком 1959 году Стрельников показывал мне свои тушевые рисунки, — вспоминает вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. — Это были пейзажи тихих улочек. Декоративные. Изысканные. Необычайно трудоемкие. Мне казалось, что это медитация. Может быть, молитва в графике. Молчаливая, но искренняя. Володя вообще говорил в те годы мало. Молча слушал, улыбался, изредка смеялся. Но если вставит в разговор фразу, то всегда по делу, точно, иронично, порой зло. Мне казалось, что его реплик боялись. В компанию пришли Валерий Басанец, Люда Ястреб, Витя Маринюк, Валя Хрущ, Слава Сычёв... Иногда прибегал Люсик Дульфан, заходил Женя Рахманин... Первые и образовали неформальный круг, который с легкой руки Люды Ястреб, написавшей на одной из своих картин — NON — позднее назвали нонконформистами.

Во время поездок в Москву Стрельников знакомился с местными художниками. Это совпало с началом т. н. "квартирных" выставок. По признанию художника, этот опыт он перенял и привез в Одессу.

Первый его "квартирник" прошел в 1966 году, тогда же удалось продать несколько работ местным ценителям искусства. Стоили эти работы порядка 25 рублей. В Москве они ценились гораздо выше — от 200 до 400 рублей за работу, в основном, за счет того, что среди покупателей были иностранные журналисты и дипломаты.

Подобные действия очень не нравились КГБ, на художника стали "давить", чтобы он не ездил в Москву, и ввиду постоянных угроз он предпочел эмигрировать в Германию, и вот уже 40 лет живет и работает в Мюнхене.

Занятно, что последняя "разгромная" статья о Стрельникове появилась в советской печати уже во время "перестройки". Как иронически комментировал художник, он даже обрадовался, что на него обратили внимание, но "в таком свойственном Союзу анекдотическом стиле с громкими фразами: "измена Родине", "завербован Западом"".

На самом же деле его позиция заключалась в том, что если неважно кому именно интересны его работы, каких взглядов придерживается ценитель искусства. В искусстве для него всегда самым главным была свобода.

Этот дух царил на открытии выставки, где собралось много людей. Пришли и старые соратники — Валерий Басанец, Виктор Маринюк, Евгений Рахманин. Эту атмосферу праздника и для приехавшего из Германии Стрельникова, и для всех одесситов создали директор музея Семен Кантор и его сотрудники. Из частных коллекций, из музейного собрания они выбрали картины, рисунки, фотографии, документы разных периодов, чтобы показать, как в своём движении художник оставался верным самому себе, не терял лицо. Свет и ирония сопровождают его по жизни. И остаются в его работах.

Остается добавить, что в экспозиции представлены работы разных периодов из коллекции МСИО, а также предоставленные частными коллекционерами. Уникальный экспонат — каталог неофициальной выставки "Современное искусство из Украины" 1979 года (Мюнхен — Лондон — Париж — Нью-Йорк).

Экспозиция будет работать в выставочном зале МСИО до 19 января 2020 года.

Фото Александра СИНЕЛЬНИКОВА.


Материалы полосы подготовили Татьяна ИНИНА, Виолетта СКЛЯР, Андрей ТИШКОВ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.