+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 38 (1431), 26.10.2018 ОН ВЕРНУЛСЯ В СВОЙ ГОРОД...Сегодня в Большом зале Одесской филармонии выйдут на сцену два выпускника знаменитой школы им. Столярского. В первом отделении пианист Сергей Терентьев в сопровождении Национального филармонического оркестра (художественный руководитель - Хобарт Эрл) сыграет Концерт Моцарта для фортепиано с оркестром. Во втором отделении прозвучит Третья Симфония Брукнера. Весь концерт за дирижерским пультом - Марк Горенштейн, один из знаменитой плеяды дирижеров-одесситов, славной такими именами, как Александр Гаук, Марк Паверман, Исидор Зак...
- Когда к нам приходили гости, - с улыбкой рассказывает дирижер, - мой дед объявлял: "Выступает народный артист Марик Горенштейн", после чего я выходил из-за шкафа, декламировал стихи или пел. А увлечение музыкой началось с американского фильма "Призвание", где главный герой - мальчик играл на скрипке, а потом стал дирижером. Я находился под таким впечатлением от фильма, что упросил родителей купить мне скрипку". Игре на скрипке М. Горенштейн начал обучаться в школе имени П. С. Столярского, у известного в свое время педагога Артура Зиссермана, одного из любимых воспитанников Петра Соломоновича Столярского. Вначале, признается дирижер, он, как и многие одесские дети, игравшие на скрипке, мечтал о лаврах Давида Ойстраха, но в 13 лет, когда пришлось пойти работать, чтобы помогать семье, я понял, что финансовые возможности не позволяют стать солистом. И потому решил стать настоящим профессионалом в оркестровом деле. Тем не менее Марк довершил свое "скрипичное" образование в Кишиневском музыкальном училище имени Штефана Няги (класс Алексея Амвросова), затем окончил Кишиневский институт искусств имени Г. Музическу. Молодой дирижер стал лауреатом Молдавского республиканского конкурса и Всесоюзного конкурса. Но, что интересно, сперва работал в Молдавском государственном джаз-оркестре "Букурия", которым руководил Шико Аранов - личность, достойная, чтобы посвятить ему несколько строк. Шико Беньяминович Аранович родился в Татарбунарах, начал музыкальную карьеру в Арцизе, играя в местном духовом оркестре, учился в реальном училище в Килие, затем в Кишинёвской консерватории. После службы в румынской армии окончил Бухарестскую королевскую академию музыкального и драматического искусства по классу трубы и композиции. Одновременно руководил оркестрами в кинотеатрах Бухареста. В 1940 году вернулся в Кишинёв, где был назначен руководителем первого в Молдове джаз-оркестра. А в середине 1950-х создал джаз-оркестр "Букурия" ("Радость"), в те годы весьма популярный. Так что молодому музыканту было у кого учиться. Но тяга к классике оказалась сильнее, и Марк перешел сначала в филармонический оркестр под управлением Тимофея Гуртового (выпускник Одесской консерватории), а затем в оркестр Молдавского государственного театра оперы и балета. В начале 1980-х годов М. Горенштейн переехал в Москву; играл в оркестре Большого театра, затем в Государственном оркестре СССР под управлением Евгения Светланова. В 1984 году окончил дирижёрское отделение Новосибирской консерватории по классу Арнольда Каца. Он с улыбкой вспоминает о своем выступлении с симфоническим оркестром Казанской филармонии, которым руководил выдающийся мастер Натан Рахлин. - Я обратился к нему с просьбой, чтобы он разрешил мне продирижировать концертом, - рассказывает М. Горенштейн. - Рахлин наложил резолюцию: "Такого дирижера не знаю, но пусть попробует". В 1985 г. молодой дирижер был приглашен в Симфонический оркестр Венгерских железных дорог. В 1989-1993 годах руководил оркестром южнокорейского города Пусана, в 1993-м создал оркестр "Молодая Россия". В течение девяти лет (2002-2011) М. Горенштейн был художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра России, который при нем получил имя Евгения Светланова. Сейчас народный артист России живет в США, периодически выступая с концертами в разных странах и городах. Выступал он и в Одессе, о чем более детально можно узнать из интервью, помещенного в номере "Порто-франко" от 27 августа 2010 года.
|
|
|||||||||||||||||
|