Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 37 (884)
05.10.2007
НОВОСТИ
Выборы-2007
Юбилей
Компетентный собеседник
День учителя
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 37 (884), 05.10.2007

ШКОЛА ЕГО СУДЬБЫ

"...Пусть посмотрит, все ли еще служит старый наш учитель или нет?" - вспомнилась при нашей встрече старая хорошая песня.

"Служу", - улыбнулся Борис Павлович Рудой, педагог, посвятивший детям ровно полжизни.

Тридцать пять лет из своих семидесяти приходит он каждое рабочее утро к одному и тому же зданию - лицею № 53, расположенному на его родной улице Генерала Петрова. "Улица моей судьбы" - так назвал Борис Павлович один из своих газетных очерков. Да и школу эту он строил 35 лет назад своими руками.

Ему досталось жестокое военное детство и ранняя сиротская доля. Отец погиб на войне. В десять лет, когда не стало и мамы, мальчика определили в детский дом. Навсегда запомнил Борис Павлович голодный сорок седьмой. Мальчишки, его ровесники, собирали уцелевшие колоски на пустом поле, и один парень подорвался на мине... Не такие впечатления хотелось бы вынести из детства, но время не спрашивало. Тот эпизод остался в памяти впечатлительного Бориса щемящим душу стихотворением "Колосок 47-го".

Много еще будет потом стихов у Бориса Павловича, немало из них опубликовано, еще больше - подарено тем, кто шел рядом с ним по жизни. И сейчас каждый год при посвящении в лицеисты восьмиклассники родного учебного заведения исполняют лицейский гимн, написанный на его слова.

Да, время его детства и послевоенной юности было жестоким и жестким. Борис Павлович "выводил себя в люди" сам: подгонять, заставлять, контролировать было некому. "Я заставил себя окончить вечернюю школу", "заставил себя поступить...", - говорит он, вспоминая те далекие годы.

По специальности он филолог и историк. В 1970-х, когда школа под номером 53 была построена, Борис Павлович мог начать работать в ней и по специальности. Но тогдашний директор сказал ему с горьким юмором: "Филологов нынче много, брось наугад палку на Дерибасовской и обязательно попадешь в филолога. А мне, Борис, нужен учитель труда. Кто будет учить ребят плотничать и столярничать?". Борис Павлович к тому времени уже не "заставлял себя", а выбирал. Обработать кусок бревна или бруса умел не хуже, чем оперировать именами и датами, а столярное дело было его первой рабочей профессией. Не особенно долго раздумывая, он стал на несколько лет учителем трудового обучения.

Чтоб обтесать в четыре канта
Хотя б пустяшное бревно,
Уменья мало и таланта:
От Бога что-то быть должно, -

напишет позднее в стихотворении "Люблю я плотничьи работы"... "В них есть от предков наших что-то", - загадочно улыбается Борис Павлович, декламируя свои строки. И понимаешь, что ему ведомо нечто большее, чем сведения, о которых можно прочесть в учебниках...

В филологи Борис Павлович все же вернулся - на двадцать пять долгих лет. На уроках истории или литературы рассказывал о царственном Петре Первом не только как государственном деятеле и реформаторе, но и как о искусном плотнике, способном вытесать из бревна шар почти идеальной формы. Не зря ведь российский государь у голландцев учился, да и легендарная фраза - "окно в Европу прорубил" - звучит как-то, заметьте, в лучшем смысле "по-плотницки". Именно такие живые рассказы, как известно, особенно ценят дети.

Сколько их прошло через его руки? Разве кто-то из учителей сосчитает своих питомцев. Да и арифметика в труде педагога особая - ученики ведь совсем не похожи на обработанные станком детали. Порою изваять из их душ одну личность куда труднее, чем обтесать кое-как несколько десятков бездельников.

Учителей с большим стажем сегодня нередко спрашивают: чем отличаются ученики прошлых лет от нынешних школьников? Борис Павлович отвечает на этот вопрос не сразу.

- Конечно, современные дети более раскованны и свободны, чем были их ровесники лет двадцать-тридцать назад. Нет сейчас той заорганизованности, которая отличала советскую школу, и это хорошо. Но в то же время осталось в прошлом и много полезного, чего сейчас не хватает детям. Просто во все времена есть те, кто стремится к знанию, к открытию, творчеству, и те, кто к этому равнодушен, и тут уже все зависит от мастерства учителя, от его умения найти ключик к каждому детскому сердцу. Но вот чего я действительно не пойму - так это зачем нужны, например, такие формы учебных пособий, как "Решебник без проблем", который отучает детей мыслить, ощущать радость от найденного решения, творчески подходить к заданиям и вопросам? Такие книги, по моему, не способствуют развитию личности.

А что же способствует?

- Вдумчивый подход к любой теме. И меня радует, что на уроках я это иногда наблюдаю. Учитель должен быть готов к любому нестандартному обороту мысли ребенка, и я думаю, что это не должно никого пугать. У Константина Симонова, например, есть такие строки: "Пойдешь по такой тропинке, где никто не ходил". Так вот, один ученик меня спрашивает: какая же может быть тропинка, если не ходил никто? Справедливое замечание, ведь так? Рассказываешь об образности, о поэтических приемах, но это живой диалог - самое ценное в общении ученика и учителя. В другой раз особенно проницательные к Некрасову присмотрелись: "Изо дня в день налегая старательно... ржавой лопатой мерзлую землю долбит". А почему, спрашивают, лопата ржавая, если ею "изо дня в день" орудуют - значит, плохо работают, иначе бы уже блестела, как новенькая! Детали, казалось бы, но они говорят о том, что мысль у человека работает. Пусть и уводит порой по пути ложному, но работает! Такой и из "Решебника" не спишет бездумно все, что там предлагается, - он автоматически будет анализировать списываемое, а это главное.

Сегодня в педагогике усиленно ведутся поиски новых форм. Время бешено мчится, информация удваивается с каждым годом. "Дело не в количестве знаний, а в механизме мышления", - убеждают новаторы-теоретики. А практики приходят каждый день на уроки, учат детей уму-разуму и, конечно же, учатся у детей. Во взаимосвязи этих процессов и заключается секрет молодости и активности педагогов почтенных лет, работающих в лицее, - Бориса Павловича Рудого и Владимира Степановича Высокогляда, много лет возглавлявшего это учебное заведение, - человека не менее удивительной и сложной судьбы, о котором наша газета уже рассказывала. И не случайно: ведь эти люди - "живые учебники", по которым можно учиться жить, особенно в такое непростое время, как наше: ведь только они могут сохранить связь времен, необходимую для того, чтобы достойно войти в будущее.

- Когда ученики тебя помнят, благодарят, поздравляют - это самая высшая награда, - говорит учитель. - Вот, например, Ариадна Мищук, поступившая на факультет романо- германской филологии, подарила мне сувенир - подковку на счастье.

Много цветов подарили Борису Павловичу в день юбилея. Говорят, долговечность их зависит от того, с какой душой подарены, и следующее оптимистическое восьмистишие, шутливое и мудрое одновременно, красноречивей всего говорит об отношении к своему преподавателю учеников.

Четвертый день стоят цветы -
Красивый светлый гладиолус.
Как символ вечной красоты
И как природы вечный голос.
А подарила мне их Варя
В денек сентябрьский золотой.
Хоть я уже немного старый,
Но возле них я - молодой", -

записал учитель экспромтом в своей тетради.

Ирина ДЕНИСОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.