Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 35 (1031), 10.09.2010
МУЗЫКА, ПЕРЕШАГНУВШАЯ ЧЕРТУ ОСЕДЛОСТИ
Скрипка, цимбал, контрабас (или виолончель) и кларнет. Вот
такие квартеты, а чаще всего трио, потому что хронически не
хватало одного из перечисленных инструментов, играли народные
еврейские мелодии в местечках на свадьбах и прочих веселых
праздниках. Музыканты эти зачастую не знали даже нотной
грамоты, но вкладывали в свое исполнение всю душу. Называли их
клезмерами, а исполняемую ими музыку - клезмеровской. Это была
музыка, говорящая со своим народом на идиш.
Не выйти бы этой музыке за черту оседлости, если бы не было
ей предназначено скитаться вместе с народом-скитальцем. Но и в
других странах и частях света она до недавнего времени не
выходила за пределы еврейской диаспоры.
Последние два десятка лет клезмерская музыка стала активно
интегрироваться в мировой музыкальный процесс, занимая в нем
такое же законное место, как любой другой музыкальный фольклор.
Более того, клезмерская музыка стала модной. Двенадцать лет
назад в Одессу приезжали журналисты из французского журнала "Эр
Франс" в поисках истоков клезмерской музыки в Одессе. Я
помогала им искать эти истоки, но нашли мы только несколько
памятников на еврейском кладбище с изображенными на них нотами
да двух-трех музыкантов, знакомых с клезмерской музыкой.
Конечно, можно было бы поискать по небольшим ресторанам, но до
них руки, точнее, ноги не дошли. Впрочем, статью французские
коллеги написали и даже прислали мне экземпляр. Написала о
наших поисках и я, озаглавив свой материал так: "Авиалинии и
музыка объединяют народы". Во всяком случае так я поняла
концепцию поисков, заказанных журналом авиационной компании "Эр
Франс".
В более чем пятитысячелетней истории еврейского народа 12
лет это миг, но за этот миг клезмерская музыка решительно
перешагнула "черту оседлости" интереса к ней. Сейчас во всем
мире (вплоть до стран Азии и даже в Японии) она не только
приобрела популярность и, более того, респектабельность, но и
вошла в число фестивальных видов искусства.
Вот и в Одессе с 28 по 30 августа проходил Международный
фестиваль клезмерской музыки. Уже третий по счету.
Фестиваль, приуроченный ко Дню рождения Одессы, открылся
вечером 28 августа в ресторане "Дача", где состоялся Jam
Session. Музыканты из разных коллективов импровизировали, играя
друг с другом. Фестиваль - это праздник. Клезмерская музыка -
это музыка народная. Значит, и праздник должен быть народным.
Поэтому на следующий день, в воскресенье 29 августа, на
Дерибасовской (на ее пересечении с Преображенской) 11
коллективов из Украины, России, Беларуси и Польши показывали
свое мастерство, собрав большое число слушателей. Они играли
известные, малоизвестные или забытые мелодии, в том числе всем
знакомые знаменитые "Лимончики", которые растут на балкончике у
тети Сони. Вечером праздник перекочевал в еврейский центр "Бейт
Гранд".
Завершился фестиваль в ТЦ "Сады Победы" награждением
победителей и гала-концертом, в котором, кроме участников
фестиваля, блистали гости из Москвы - знаменитый Псой Короленко
и коллектив кукольников "Тоже люди".