Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 35 (1031)
10.09.2010
НОВОСТИ
Культура
Скандалы
Личность
Год Шопена
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 35 (1031), 10.09.2010

МУЗЫКА, ПЕРЕШАГНУВШАЯ
ЧЕРТУ ОСЕДЛОСТИ

Скрипка, цимбал, контрабас (или виолончель) и кларнет. Вот такие квартеты, а чаще всего трио, потому что хронически не хватало одного из перечисленных инструментов, играли народные еврейские мелодии в местечках на свадьбах и прочих веселых праздниках. Музыканты эти зачастую не знали даже нотной грамоты, но вкладывали в свое исполнение всю душу. Называли их клезмерами, а исполняемую ими музыку - клезмеровской. Это была музыка, говорящая со своим народом на идиш.

Не выйти бы этой музыке за черту оседлости, если бы не было ей предназначено скитаться вместе с народом-скитальцем. Но и в других странах и частях света она до недавнего времени не выходила за пределы еврейской диаспоры.

Последние два десятка лет клезмерская музыка стала активно интегрироваться в мировой музыкальный процесс, занимая в нем такое же законное место, как любой другой музыкальный фольклор.

Более того, клезмерская музыка стала модной. Двенадцать лет назад в Одессу приезжали журналисты из французского журнала "Эр Франс" в поисках истоков клезмерской музыки в Одессе. Я помогала им искать эти истоки, но нашли мы только несколько памятников на еврейском кладбище с изображенными на них нотами да двух-трех музыкантов, знакомых с клезмерской музыкой. Конечно, можно было бы поискать по небольшим ресторанам, но до них руки, точнее, ноги не дошли. Впрочем, статью французские коллеги написали и даже прислали мне экземпляр. Написала о наших поисках и я, озаглавив свой материал так: "Авиалинии и музыка объединяют народы". Во всяком случае так я поняла концепцию поисков, заказанных журналом авиационной компании "Эр Франс".

В более чем пятитысячелетней истории еврейского народа 12 лет это миг, но за этот миг клезмерская музыка решительно перешагнула "черту оседлости" интереса к ней. Сейчас во всем мире (вплоть до стран Азии и даже в Японии) она не только приобрела популярность и, более того, респектабельность, но и вошла в число фестивальных видов искусства.

Вот и в Одессе с 28 по 30 августа проходил Международный фестиваль клезмерской музыки. Уже третий по счету.

Фестиваль, приуроченный ко Дню рождения Одессы, открылся вечером 28 августа в ресторане "Дача", где состоялся Jam Session. Музыканты из разных коллективов импровизировали, играя друг с другом. Фестиваль - это праздник. Клезмерская музыка - это музыка народная. Значит, и праздник должен быть народным. Поэтому на следующий день, в воскресенье 29 августа, на Дерибасовской (на ее пересечении с Преображенской) 11 коллективов из Украины, России, Беларуси и Польши показывали свое мастерство, собрав большое число слушателей. Они играли известные, малоизвестные или забытые мелодии, в том числе всем знакомые знаменитые "Лимончики", которые растут на балкончике у тети Сони. Вечером праздник перекочевал в еврейский центр "Бейт Гранд".

Завершился фестиваль в ТЦ "Сады Победы" награждением победителей и гала-концертом, в котором, кроме участников фестиваля, блистали гости из Москвы - знаменитый Псой Короленко и коллектив кукольников "Тоже люди".

Е. К.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.