Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Фото А. КОСТРОМЕНКО

Номер 34 (830)
01.09.2006
НОВОСТИ
Культура
Город
Даты
Компетентный собеседник
Образ жизни
Земляки
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 34 (830), 01.09.2006

ВИД НА МОРЕ И ОБРАТНО

Где у нас в Одессе самый знаменитый вид на море? Ну, конечно, от Дюка, с Потёмкинской лестницы. Старшее поколение, конечно, помнит ещё те времена, когда не только призматической гостиницы, но даже и самого нынешнего морвокзала ещё в природе не было. Что же было?

А были пароходы и маяк, был Новый мол. Разумеется, новым он был в XIX веке, но название сохранил за собой и в последующие времена. Так, например, Новый мол виден на открытке, изданной в начале XX века. Основной целью фотографа было показать новинку – фуникулёр, открытый в 1902 году рядом с лестницей (тогда ещё Гигантской или – лестницей Николаевского бульвара). Новшество носило имя "подъёмная машина". Правда, по непонятным причинам издательство не удосужилось сверить изображение с оригиналом, и в тираж пошло зеркальное изображение. Вниманию нашего читателя предлагается правильная картина: на заднем плане, по оси фуникулёра виден Новый мол, а слева видна часовня Святого Николая-чудотворца. За ней протянулась деревянная железнодорожная эстакада – та самая, что вместе с часовней пострадала от пожаров в ходе революции 1905 года. На рейде и у причалов видны грузовые пароходы. В центре мола – служебные здания, склады.

Аналогичный вид открывается на снимке из моего архива, сделанном в августе 1960 года, спустя более полсотни лет после той открытки. Вновь грузовые суда на рейде и у причалов. Готовые к отгрузке на экспорт трубы и другие изделия металлургической промышленности. Уже давно нет часовни напротив подножия Потёмкинской лестницы, на её месте и окрест опоясанное железной дорогой длинное здание портового склада, за которым кроме портальных рельсовых кранов виден плавкран, причаливший у северной кромки мола. Между акваторией и Приморской улицей всего пара-тройка десятков метров – понятно, что в середине 60-х годов для сооружения нового комплекса Одесского морвокзала понадобилось намывание значительных береговых массивов.

Однако и в 1960-м, и в последующие десятилетия вид с моря был одинаково выразителен – Потёмкинская лестница с фигурой Дюка оставляли незабываемое впечатление, которое невозможно было спутать ни с каким чужестранным видом... вплоть до конца века XX-го, когда возникла и воплотилась в бетоне и стекле идея гостиницы "Кемпински" – впоследствии "Одесса". Отель закрыл собою и "восьмое чудо света" – лестницу, и памятник Дюку, и фасад устремлённого в море морвокзала.

Где-то в печати, кажется, уже мелькнул вопрос: сколько времени понадобится, чтобы эту призму кто-то куда-то перенёс, например, на некий искусственный остров? Как видим, у гуманистов не поворачивается язык произносить иной приговор (разобрать и продать по кирпичику на сувениры, как Берлинскую стену). И тут напрашивается ответ: ровно столько времени, чтобы возродилось пароходство и опять стало давать те прибыли, которые сделали его одним из крупнейших в мире – всего-то каких-нибудь 40 лет назад.

Леонид БЕНДЕРСКИЙ.

На фото: корректная репродукция открытки начала XX века (между 1902 и 1905 годами) – "Одесса. Подъёмная машина";
август 1960 года, вид с Потёмкинской лестницы на Новый мол Одесского морского торгового порта, где к 1968 году был построен современный пассажирский комплекс;
Дюк как бы спрашивает, указуя рукой на отель, – чего это вы, ребята, тут соорудили?

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.