+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 18 (865), 18.05.2007 ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ МОСТ
В начале Дерибасовской улицы есть небольшая площадка, которая обрывается вниз к Польскому спуску. Слева глухая стена. Вдоль её тянется трап (лестница), ведущий к спуску, справа наверху своего рода балкон. Под балконом маленькая площадка с фонтаном. У обитателей соседних домов она известна как сквер Бабы-Яги. С балкона открывается вид на спуск и Таможенную площадь и дальше на порт. Когда строились порт и город, здесь был маленький домик, в котором жил адмирал Иосиф де Рибас, начальник строительства того и другого. За площадью стоит высокий дом таможни. Левее главный проход в порт. За высоким забором виднеется пакгауз. Над ним можно заметить верх портовой электростанции. До войны забора не было, и можно было проходить к судам, стоящим у стенки Практической гавани. Я помню, как отсюда, сверху, я любовался самым большим парусником в мире четырёхмачтовым барком "Товарищ" (девичье имя "Вега"). Барк это парусник, у которого первые мачты (фок, грот 1-й и 2-й) несут прямые паруса, а последняя (бизань) сухая, т.е. имеет косое вооружение. Им командовал капитан дальнего плавания Дмитрий Афанасьевич Лухманов (1867-1946), автор книг "80000 миль под парусами", "На палубе" и "Солёный ветер". На этом барке прошли хорошую школу лучшие наши судоводители. Среди них Герой Советского Союза капитан третьего ранга Александр Маринеско, прославленный подводник. Во время войны "Товарищ" погиб. Первое название главной улицы нашего города Мостовая, так как она первой была замощена. Второе Гимназская. На ней помещался Ришельевский лицей. В 1968 году строили "тёщин мост". Автор архитектор Рашель Абовна Владимирская. Тогда же, очевидно, по её проекту собирались построить пешеходный мост от начала Дерибасовской до начала Канатной улицы через Карантинную балку. Изготовлять его предполагалось на том же подмосковном заводе, где и сделали "тёщин мост". Он должен был пролегать от "балкона" до дворика дома № 2 по Канатной, дома, где некогда жил первый одесский коллекционер чиновник Иван Бларамберг. Его коллекция, переданная городу, явилась основой Археологического музея ("Египетский кабинет"). В этом доме у него часто бывал Александр Пушкин. Если бы мост был построен, то получилась бы сплошная прогулочная тропа, начиная от картинной галереи на Софиевской улице, по бульвару Искусств, далее по "тёщиному мосту", по Приморскому бульвару, Думской площади. Дальше через двор пароходства, на начало Дерибасовской, по проектируемому пешеходному мосту, по Барятинскому переулку и дальше: парк Шевченко, Ланжерон, Отрада, Аркадия, Фонтаны, Золотой берег, вплоть до Свято-Успенского мужского монастыря в Маячном переулке. Причём с любого места можно вернуться в город транспортом. К сожалению, очевидно, не хватило денег, и проект не состоялся. К двухсотлетию нашего города в 1994 году на "балконе" был установлен неудачный памятник Иосифу де Рибасу работы скульптора А. Князика. Сейчас готовится перенос памятника потёмкинцам на Таможенную площадь. Повернём направо. Перед нами улица Польская. По нечётной стороне сначала идут два двухэтажных дома, а за ними трёхэтажный. Зайдём во второй, с виду неинтересный, двухэтажный дом (Польская, 3). Проходим по диагонали маленький дворик и через тёмный коридор попадаем в сверху освещённый парадный ход. Вверх идут два этажа, по четырём стенам увитые балконами, на противоположной входу стороне лестница, ведущая вверх и вниз(!). Два этажа вниз с такими же балконами, и наконец просто лестница, упирающаяся в дверь. Открываем дверь... и оказываемся на Польском спуске! Следующий трёхэтажный дом № 5 со стороны Польской улицы ничем не отличается. Чугунные ступеньки ведут на чугунное крылечко, под которым ров с оконцами. Идём по глухому коридору. Наконец выходим на галерею! Она опоясывает весь этаж, поднимаясь на три этажа вверх и опускаясь вниз. На галереи сзади, слева и спереди выходят многочисленные двери маленьких квартир. Посреди левых галереи дверка уборной и рядом водопроводный кран и отлив. Сегодня удобства в каждой квартирке свои. Над нами стеклянный потолок. Справа квартир нет там окно на все три этажа и чугунная лестница, соединяющая все три жилых этажа. Лет тридцать назад, опасаясь того, что галерея обрушится, были установлены сварные колонны, подпирающие галереи. Посреди нижнего этажа идёт длинная лестница, которая приводит нас на Польский спуск. Следующего дома нет, зато есть одноэтажный домик рядом со Строгановским мостом. Граф Александр Строганов был одесским генерал-губернатором после светлейшего князя Михаила Воронцова и сумел так вести дела, что городская Дума пожаловала ему титул Первого Вечного гражданина Одессы. Сегодня это звучит как почётный гражданин города, но тогда такое звание означало гражданское состояние (дворянин, купец, мещанин, крестьянин, почётный гражданин, из духовного звания и др.) Мост назван в честь 50-летия государственной службы графа (1863 году). Старые одесситы по-прежнему зовут мост Строгановским. Мост соединяет начало Греческой улицы с основной её частью над Карантинной балкой. Сначала мост в 1851 году поручили строить петербургскому архитектору К.Я. Маевскому. Он строил мост долгих десяток лет. За это время была сооружена только часть моста над Польским спуском. К самой сложной высокой части над Левашовским спуском даже не приступили. В 1862 году город пригласил одесского архитектора Ф.В. Гонсиоровского. Тот за один год завершил этот долгострой. Мост состоял из двух частей: трёхарочного моста над Польским спуском и двухарочного моста над Левашовским спуском. Мост имел примерно 120 метров длины и свыше 13 метров высоты (в более высокой части). Фактически два моста соединялись высокой проезжей частью. Если быть точным три моста. Маленький переходный мостик соединял сам мост с третьим этажом дома причта польского костёла во имя Успенья Пресвятой Богородицы (Екатерининская, 33). В этом доме когда-то собирались паломники по святым местам в Палестине и, кроме того, здесь была маленькая богадельня. От дома легко пройти в порт на судно, которое доставит без задержки паломников. На каждом этаже вдоль широкого коридора размещались небольшие квартирки. В торце третьего этажа был выход на мостик, а на первом выход во двор. Мост сразу приобрёл дурную славу самоубийцы с него прыгали вниз. Поэтому были сделаны высокие ограды по краям моста. Между 1910 и 1920-ми годами мост освоил электрический трамвай: под мостом по Польскому спуску шёл трамвай № 22, а по мосту № 23. Вот о том, что шёл по спуску, рассказывают такую историю. Два одесских пацана поспорили: остановится ли трамвай, если поставить ногу на рельс. Нашёлся и третий свидетель. "А слабо?" сказал один. "Слабо!" сказал второй, и они побежали к Строгановскому мосту. Остановились перед мостом, примерно, в 20-25 метрах. Вскоре показался вагон, узкоколейный, двухосный, с двумя рабочими площадками. На каждой контролер и пневматический тормоз (по тогдашнему правописанию тормАзъ). При подъезде к конечной остановке ватман (вагоновожатый, водитель) снимал рычаги управления с контролера и тормоза и переходил на другую площадку (кольца тогда не было). Итак, трамвай подъехал, и первый гимназист поставил ногу на рельс. Трамвай остановился. Тогда этот пацан снова (назовём его Костей) поставил ногу на рельс. Вагон снова встал. Костя третий раз проделал этот трюк, но вагон продолжал ехать! Он отрезал часть стопы и с шумом промчался вниз по Польскому спуску. Он окончил Одесскую консерваторию как пианист и композитор. Он был отличным вокалистом (басом) и изумительным оратором! После войны он возглавил родную консерваторию и долгие годы был её директором, пока не уехал в Киев, чтобы возглавить Союз композиторов Украины. Вся Одесса гордилась им. Он был автором ряда симфонических произведений, песен, балета "Лилея", оперы "Богдан Хмельницкий" и неудачной оперетты "Золотые ключи". Он был высокого роста и несколько грузный. Когда он шёл, то немного прихрамывал на ту ногу, где у него не хватало части стопы. Его звали Константин Фёдорович Данькевич (1905-1984). Любимец Одессы! Мы говорили о недостатках Строгановского моста. К сожалению, не только самоубийцами был плох мост. Построенный из ракушняка, он начал медленно разрушаться. Были сделаны тяжи с большими чугунными плитами для предотвращения раздавливания устоев. Так продолжалось многие годы. В 1985 году старый мост разобрали. При этом под одним из устоев оказались останки пещерного медведя! Жаль, их не сохранили. Новый мост был длиннее старого примерно на два метра и шире на 1-1,5 метра. Он приподнят на полметра по сравнению со старым. Так что теперь троллейбусы могут спокойно пробегать по Польскому спуску. Всем мост хорош, только забыли восстановить переход в дом, который был раньше! Просто перестройку моста проектировали не одесситы. Когда перестраивался мост, в двух кварталах от него достраивался корпус морского техникума, того, что до войны владел барком "Товарищ" (сейчас морской колледж им. А. Маринеско, Канатная, 8). На боковом фасаде на уровне второго этажа на гербовом щите находилась крылатая жаба с графской короной на голове. Ею любовались, гордились, но жаба пропала!.. Пройдём по мосту в сторону начала Греческой улицы. Дом А.А. Трапани № 6. Двухэтажный красивый особняк. На верху есть беседка, из которой отлично виден порт и стоящие в порту суда. Алексей Александрович Трапани родился в Одессе в 1858 году. В начале своей карьеры он служил в РОПиТе (Российское общество пароходства и торговли). Позже он имел свои пароходства и торговые экспедиции (в Одессе, Ростове- на-Дону, Санкт-Петербурге, в портах Дальнего Востока; ближневосточную, средиземноморскую, балтийскую линии). Он был членом самой первой туристской организации России Крымского Горного клуба (Жуковского, 34, кв. 12), основанного 6 мая 1890 года, а с 1905 года Крымско-Кавказского Горного клуба (Авчиниковский переулок, 8, кв. 8), и не только членом, но и товарищем председателя (то есть зампредседателя). Несмотря на большую занятость и плохое здоровье, он устраивал экскурсии вдоль одесских берегов (пешие и на катерах), помогал туристам отправляться в походы в Крым... К сожалению он очень рано умер (в 1906 году в возрасте 48 лет). На другой стороне Греческой улицы, по Карантинной (теперь Ю. Олеши), в доме № 10, жил интереснейший человек Рудольф Михайлович Ципоркис(1919-1999 гг.). Он был известным филокартистом, собирал открытки с видами Одессы. Говорят, их у него было более тысячи. Он создал музей, который размещался в карантинной башне в парке им. Шевченко. Когда у него отняли эту башню, он в парке им. Ильича создал выставку "Храмы Одессы". Рудольф Михайлович участник войны, был инспектором областной инспекции памятников истории и культуры. В доме № 1 по улице Греческой (точнее, по Канатной, 12, угловой дом) жил прославленный Главный Конструктор космических кораблей академик Сергей Павлович Королёв. Он родился 30 декабря (ст. ст.) 1906 года. Родители его вскоре разошлись. В 1916 году Сергей приезжает с матерью Марией Николаевной в Одессу к новому месту службы её второго мужа инженера Григория Михайловича Баланина. Здесь они жили до 1918 года, когда Григория Михайловича назначили начальником электростанции Одесского порта. Тогда их семья поселилась в верхнем этаже здания электростанции. Там и жил С.П. Королёв до отъезда в Киев в тамошний Политехнический институт в 1924 году. В 30-е годы XX века это здание разобрали и построили по типовому проекту школу № 116. Эта школа с 1961 года блистала как физико-математическая. Её директор Алевтина Ивановна Кудинова (1921-2003) была блестящий педагог и чудесный человек, о чём говорит мемориальная доска. Но школу закрыли в 1980 году и учредили там педагогическое училище (сейчас педагогический колледж). Долгие годы им руководила Евгения Леонидовна Стоянова, мать известного киноартиста Юрия Стоянова (телесериал "Городок" и др.). Вот так на протяжении трёх кварталов столько интересного можно узнать! В.А. КОРОБ. Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.
|
|
|||||||||||||
|