Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 16 (812)
28.04.2006
НОВОСТИ
Культура
Город
Даты
Компетентный собеседник
Точка зрения
Закон и общество
Здоровье
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 16 (812), 28.04.2006

АХ, ЭТИ ДНИ, АХ, ЭТИ НОЧИ!

Международный фестиваль современного искусства "Два дня и две ночи новой музыки" (2Д2Н) родился еще в прошлом тысячелетье. Для тех, кого смутит слово "тысячелетье", уточняем: речь идёт всего лишь о прошлом столетье, а еще точнее – о 1995 годе. Так что нынешний фестиваль – всего лишь двенадцатый по счету. Но те, кто понимают, что значит организовать такой фестиваль (с учетом отношения государства к культуре вообще и к современной музыке в частности), кто понимают, насколько сложно привлечь, собрать музыкантов мирового уровня, заинтересовать их возможностью общения – музыкального и человеческого – подтвердят, что фестиваль, существующий уже двенадцать лет – это фестиваль-ветеран, фестиваль, прочно вошедший в современную жизнь (кстати, ни в Украине, ни на всей музыкальной карте мира такие фестивали не проводятся).

Фестиваль организует и проводит международная общественная организация Ассоциация новая музыка (АНМ), при непосредственном участии председателя правления, автора концепции фестиваля композитора Кармеллы Цепколенко. Все двенадцать лет Кармелла Цепколенко артдиректор фестиваля так же, как Александр Перепелица все эти годы его директор. Президент фестиваля – Бернгард Вульф (Фрайбург, Германия).

Особенностью нынешнего фестиваля можно назвать то, что акцент произведений, исполняемых на XII МФНМ, перенесен на те музыкальные произведения, в основе которых лежит литературная основа. Поэтому слушатели то оказывались на обычном традиционном музыкальном концерте, то на театрализованных представлениях, в которых использовались действия и инсталляции исполнительских, визуальных, мультимедийных и синтетических искусств.

Словом, с 21 по 23 апреля зал Одесского областного центра культуры "Украина" был 48 часов наполнен непрерывным музыкальным действом, в котором зачастую принимали участие и зрители.

Кстати, для тех, кто не смог принять участие в этом празднике, не смог прийти на него, мы можем сообщить, что АНМ выпустила три компакт-диска (один из них двойной) с лучшими записями фестиваля.

Еще 20 апреля фестиваль предварил концерт, который организаторы назвали фестиваль-прелюдия. Его первая часть – фортепианный речиталь ЕНС БАРНИК (в программе участвовали наши композиторы и исполнители Людмила Самодаева и Кармелла Цепколенко). Вторая часть фестиваля-прелюдии, точнее, концерта-прелюдии – это Мистерия космоса и микрокосмоса. Если первая часть проходила в зале Литмузея, то вторая – проводилась в Большом зале Одесской государственной музыкальной академии им. Неждановой, где звучание виолончелей и органа создали незабываемую атмосферу в преддверии Пасхи.

С 16 часов 21 апреля начал отсчет времени фестиваль 2Д2Н. Нет возможности перечислить всю программу, все сцены, драмы, дуэты, назвать все ансамбли. Тем более невозможно было все 48 часов быть слушателями, зрителями этого грандиозного музыкального праздника. Каждый выбирал себе по вкусу. Меня больше всего интересовала театрально-музыкальное произведение (фактически опера) Ганса-Петера Френера "Ангелок", созданное по рассказу Исаака Бабеля "Иисусов грех". Причина – сугубо личная.

Лет пятнадцать назад колумбийский режиссер Эктор Свере Рамирес поставил по сценарию моего отца кинодраматурга Григория Колтунова фильм "Иисусов грех", который с огромным успехом шел по всей католической Латинской Америке. Одновременно отец – музыкант по образованию – написал либретто оперы на тот же сюжет, расписав арии, дуэты, хоры. От его идеи и либретто приходили в восторг многие композиторы, в частности такой замечательный композитор, как А. Рыбников. Но никто не решался связываться с сюжетом, в котором простая баба бросает обвинения Христу, и Христос это обвинение принимает. Боялись, что церковь не одобрит такое произведение. И вот теперь мне довелось увидеть и услышать довольно любопытную интерпретацию этого еретического сюжета в канун Пасхи, написанного и исполненного в современной манере немецкими музыкантами.

Любопытно, что на этом фестивале немалое место в исполнительстве составляла перкуссия. Во второй и третьей частях последнего ночного концерта (ночь 23 апреля) слушателям были представлены произведения в исполнении ансамбля перкуссии Фрайбургского музыкального университета.

Поскольку фестиваль 2Д2Н совпал с фестивалем "Французская весна", то организаторы обоих фестивалей нашли точку пересечения обоих праздников. Ею стало выступление французского саксофониста Пьера Стефана Меже на фестивале "Два дня и две ночи".

И еще хотелось бы отметить одно из нестандартных мероприятий, прошедших на фестивале 2Д2Н. Это демонстрация короткометражного фильма "Трамвай № 5". О фильме, снятом на одесском материале австрийским режиссером Гуго Шером, мы писали. Фильм сюрреалистичный и, как было сказано, значительный вклад в атмосферу сюрреализма вносит музыка Кармеллы Цепколенко. Эта музыка произвела немалое впечатление на просмотре фильма. Однако в рамках фестиваля кинолента демонстрировалась без саундтрека (оставлены были лишь считанные фразы, которые произносят герои картины и стук трамвайных колес). Зато музыкальное сопровождение фильма было живым – саундтрек заменил ансамбль наших одесских исполнителей SENZA SFORZANDO. И надо сказать, что живая музыка не просто усилила впечатление от фильма, а создалось ощущение, что не музыка сопровождает фильм, а именно видеоряд дополняет и иллюстрирует музыку Кармеллы Цепколенко.

Итак, завершился XII международный фестиваль новой музыки. Будем ждать традиционного.

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.