![]() | ![]() |
+ Новости и события Одессы![]() Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! ![]() ![]() |
Номер 9 (1005), 12.03.2010 "ЮМОРИНА" ИЛИ СТРАСТНОЙ ЧЕТВЕРГ?Конфликты в наше время возникают чуть ли не на ровном месте. Ну кто бы мог подумать, что в Одессе найдутся люди, которые потребовали бы отмены "Юморины"?! Ведь речь идет не просто о городском празднике, а событии, которое ежегодно привлекает в Одессу десятки тысяч жителей других городов и даже стран, "ярмарке веселья", ставшей одним из символов нашего города. Между тем такие люди нашлись. И не какие-то там маргиналы, а сам митрополит Одесский и Измаильский Агафангел... ЦЕРКОВЬ НЕ ЖАЛУЕТ ЮМОР Высокопоставленный церковный деятель обратился к городскому голове Эдуарду Гурвицу, предлагая перенести День смеха, который в этом году припадает на Страстной четверг, когда вспоминается Тайная вечеря и установление Христом Божественной литургии. Для справки. Страстной четверг (Чистый четверг) - в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы), в который вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. В этот день происходят ключевые библейские события: Иисус омывает ноги своим ученикам и преломляет с ними хлеб евхаристии, потом Гефсиманский сад и предательство Иуды, в результате чего Иисус оказывается приговорённым к смертной казни. Это день между жизнью и смертью. Свое предложение митрополит мотивирует угрозой проведения "массовых акций протеста со стороны широких кругов православной общественности". "Проведение подобного праздника в период Страстной седмицы воспринимается всеми православными одесситами как публичное и циничное оскорбление их религиозных чувств, прямой вызов святой православной вере", - говорится в письме митрополита. Также архиерей считает, что 1 апреля город наполняется "самым разнузданным и исполненным непотребств весельем, массовыми гуляниями, сопровождаемыми шумными концертами, обильным употреблением спиртного и бесчинствами... Верующие не дают мне покоя, ежедневно сотни людей приходят с просьбой: сделать все возможное, чтобы не омрачить крестный путь и страдания Христа. Учитывая то, что наш город всегда славился толерантностью и уважением к городской власти и Церкви, к духовным традициям, а также во избежание массовых акций протеста со стороны широких кругов православной общественности, прошу Вас, глубокоуважаемый Эдуард Иосифович, отменить в 2010 г. проведение "дня смеха" в Одессе. Если это не представляется возможным, по крайней мере, перенести данное мероприятие на пасхальные дни", - сказано в обращении митрополита к одесскому мэру. ГЛАС НАРОДА Известие об обращении митрополита вызвало бурную реакцию одесситов. Из потока мнений мы постарались выбрать наиболее характерные. "За" Агафангела
"То, во что выродилась сейчас "Юморина", думаю, запретили бы большинство одесситов. Когда-то в этот день на десятках площадок выступали известные артисты, юмористы, творческие коллективы. Праздник ОРГАНИЗОВЫВАЛСЯ. А сейчас сами по себе будут слоняться тысяч 100 пьянючих подростков, а все развлечения сведутся к раскрашиванию волос из балончика и накладным ушам/носам/рожкам, за 20 гривен, купленным с лотка. Это убого, тупо и не вызывает никаких эмоций, кроме стыда за свой город". "Церковь права, ничего плохого нет в том, чтобы
перенести этот позор. Двумя днями раньше, двумя позже
загадим город, в нашей яме это никакой погоды не сыграет".
"Против" Агафангела "Церковь не должна диктовать власти условия! И хотя я, как и многие одесситы, не люблю ходить на уличные первоапрельские шествия из-за приезжей деревни, но Одесса не должна терять "Юморину". Если пост, то почему Киевский митрополит на инаугурации в Украинском доме попивал коньяк с буженинкой?" "Почему мы все должны становиться заложниками чьих-либо конфессиональных интересов? Я сам не любитель "Юморины", но отлично понимаю, что этот праздник - своего рода визитная карточка города, время массового приезда гостей (кстати, дающих немалый доход городу), это праздник весны. Почему нужно лишать всего этого простых одесситов? Одесситы ведь не указывают православным, когда и что им праздновать, так почему православные считают допустимым пытаться испортить праздник одесситам?" "Сам факт подобного обращения - это оскорбление для атеистов и верующих иных конфессий". "Как будто, если Гурвиц отменит "Юморину", в город все равно не съедутся пьяные и не будут веселиться? Лучше пусть хоть какая-то организация будет". ЧТО ДУМАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ИА "МОСТ-Одесса" опросило одесских экспертов, как, по их мнению, на такое заявление должны отреагировать городские власти? Сергей Черба, кандидат богословия, член религиоведческой ассоциации Украины: "Это давняя традиция города. Могут приехать люди из других городов, которые не услышат призыва Церкви. И будет разочарование, и будет много негатива. И это может даже еще больше сработать против Церкви, настроить против верующих. Убедить многих людей в том, что Церковь идет вразрез с нормальным ритмом жизни... Я думаю, что озвученный митрополитом подход к проблеме поста носит, скорее, показной характер, он сродни фарисейству. Тому, кто постится, не мешает "Юморина". Так, к примеру, Католическая церковь не может запретить празднование Дня святого Валентина. Хотя все убеждены, что это католический праздник, а на самом деле это праздник американский, коммерческий. А для самой церкви он является второстепенным". Наталья Доброер, преподаватель кафедры культурологии и искусствоведения ОНПУ: "В христианском мире есть прекрасная традиция карнавала. Но она привязана к литургическому календарю: карнавал (масленица) всегда предваряет Великий пост. Быть может, уместно подумать, чтобы и одесский "День смеха" проходил до поста или после Пасхи (с учетом восточной и западной традиции)? Тогда в "День смеха" радовались бы все одесситы, а не только атеисты". Юрий Демедюк, главный специалист по связям с религиозными организациями управления внутренней политики городского совета: "1 марта состоялось заседание рабочей группы Совета церковно-светского согласия при Одесском городском голове. Украинская православная церковь не принимает участия в работе данного совета (хотя неоднократно приглашалась к такому участию). Все остальные христианские конфессии, которые входят в состав совета, вопрос о переносе "Юморины" не ставили". Эдуард Мартынюк, кандидат философских наук, религиовед, доцент ОНУ имени И. И. Мечникова, руководитель Центра компаративистских исследований религии: "К заявлению митрополита Агафангела я отношусь крайне отрицательно. Целесообразней ему было бы обратиться к самим православным. Чтобы те верующие, кто пожелает прислушаться к голосу митрополита, не принимали участия в "Юморине"... По Конституции мы живем в светском государстве. Разумеется, власти города не должны реагировать на такие обращения". Вячеслав Стецько, эксперт Европейского института социальных коммуникаций, доктор богословия: "Для большинства жителей Украины христианские ценности являются значимыми. И из уважения к ним можно было бы перенести празднование "Юморины" на другой день... В таком контексте гораздо убедительнее выглядело бы совместное обращение глав всех церквей Одессы по этому вопросу. Но, как мне кажется, подумать об этом стоило намного ранее, еще в прошлом году, а не за четыре недели до "Юморины". Сегодня стоит думать о следующем годе. В следующем году 1 апреля также выпадает на время поста". РЕШАЮЩЕЕ СЛОВО - МЭРУ. "Мы с уважением относимся к чувствам верующих людей. Но не в наших силах отменить светскую традицию, которая складывалась десятилетиями. От того, что мы запретим празднование Нового года, который выпадает на пост, люди не перестанут отмечать этот праздник. Такая же ситуация с "Юмориной" - ее невозможно отменить. В Одессу приедут сотни тысяч людей, которые выйдут на улицы города. И если мы не предложим организованную программу праздника, люди отметят его стихийно и последствия могут быть непредсказуемыми. Поэтому своим бездействием мы можем не изменить ситуацию, а только ее ухудшить". В проблеме
|
|
|||||||||||||||
|