Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 5 (1445), 14.02.2019
МАРГАРИТА ГРИНИВЕЦКАЯ: "ДИРИЖЕР НУЖЕН ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВДОХНОВЛЯТЬ!"
Наша собеседница впервые продирижировала оркестром в пятнадцать лет, а к своим двадцати четырем уже получила работу в Одесском национальном академическом театре оперы и балета.
Как дирижер ансамбля современной музыки "Artokrats", принимала участие в фестивале немого кино "Немые ночи-2015", озвучивая украинский фильм "Ветер с порогов". В 2016 году завоевала Гран-при и приз зрительских симпатий на 5-м Всеукраинском конкурсе-фестивале дирижерского искусства "Музична Таврiя" (Херсон). В этом же году дебютировала с концертом на Малой сцене "Бельэтаж" Одесской оперы. В 2017 году принимала участие в Международном фестивале LvivMozArt, стала участницей Третьего Международного конкурса дирижеров имени Стефана Турчака (Киев). Маргарита обладает отличной мануальной техникой, прекрасной внешностью и не менее прекрасным характером, замечательно вписалась в коллектив.
- Дорогая Маргарита, вы не удивитесь, если перво-наперво я попрошу вас обозначить степень своего родства с политиком Сергеем Гриневецким...
- Я его двоюродная племянница. Насколько я знаю, моему дедушке по линии отца паспортистка вписала фамилию в документ с ошибкой. Но, несмотря на расхождение в фамилиях, меня постоянно спрашивают, имею ли я отношение к Сергею Рафаиловичу. Да, имею, и горжусь этим!
- Расскажите о своей семье и первых шагах в музыке.
- Мой папа - архитектор, мама, можно сказать, посвятила жизнь мне. Также у меня есть старший брат. Я родилась в Крыму, в Симферополе, где прожила до пяти лет. Потом у папы появилась работа здесь, в Одессе, и мы переехали сюда. Еще в Симферополе мама отдала меня в музыкальную школу для общего развития, а в Одессе я продолжила эти занятия, ходила в 121-ю школу и во 2-ю музыкальную имени Глазунова. И в девять лет я познакомилась с композитором Аленой Светославовной Томлёновой, и она стала моей крестной мамой в музыке. Под ее руководством я начала заниматься композицией. Мы поехали на конкурс юных композиторов "Vivat, musica!" в Новую Каховку, и я этот конкурс выиграла. После этого случая я попала в школу Столярского. Начала заниматься вокалом, как вокалистка уже сделала какие-то успехи, меня отобрали в Москву, в проект Фонда Владимира Спивакова. После возвращения начала в школе заниматься дирижированием. И мне это настолько понравилось, что в пятнадцать лет, выпускаясь экстерном из школы Столярского, я продирижировала оркестром, и в шестнадцать лет я поступила в нашу консерваторию на дирижерско-хоровой факультет к Алле Петровне Серебри.
А в семнадцать познакомилась с Александром Григорьевичем Самоилэ, главным дирижером Одесской оперы. Александр Григорьевич - очень мудрый человек, обладающий каким-то экстрасенсорным видением. По его словам, он увидел во мне "дирижерский микроб". Для меня огромным счастьем было у него учиться. Кстати, я была его первой студенткой в Одессе, очень благодарна и жизни, и ему за этот шанс. Училась параллельно на дирижерско-хоровом и оперно-симфоническом дирижировании. Отучилась я так три года, а потом поехала в Киев, в класс Аллина Григорьевича Власенко. Тут тоже все решилось как-то молниеносно.
В Киевской консерватории я отучилась четыре года, а потом мне позвонил Александр Григорьевич и сказал: "Ну что, кажется, пришло время вам дебютировать в опере. У вас будет 22 февраля "Запорожец за Дунаем". Видимо, я произвела неплохое впечатление на этом спектакле, получила предложение остаться здесь и с июня прошлого года работаю в Одесской опере.
- У женщин-дирижеров особые предпочтения в сценической одежде. Будете ли шить белый фрак?
- Обязательно! У меня еще такая идея фикс, чтобы на каждый спектакль был особый наряд. Допустим, на "Запорожце" я повязываю пояс от украинского костюма. Для "Орфея и Эвридики" - черная туника с кружевом и погонами, на "Щелкунчике" у меня вообще зеленый фрак. Он, кстати, потрясающе удобный. Для "Маскарада" хочу что-то интересное придумать. А на Рождественском концерте у меня произошла страшная ситуация: портниха шила мне фрак и должна была отдать его накануне. Короче говоря, в день концерта в 18.27, за три минуты до начала концерта, она мне звонит и сообщает, что не дошила... Слава Богу, что у меня была припасена другая сценическая одежда. А буквально на днях приснилось, что мне не в чем выйти дирижировать, а музыканты уже сидят! Кошмар. Для женщины такие моменты очень важны.
- Есть ли дирижер, которого можете назвать своим кумиром?
- Кумиров среди дирижеров у меня нет, ни среди женщин, ни среди мужчин. Есть те, кто вдохновляет - например, Густаво Дудамель, он полон энергии, у него потрясающие трактовки просто как классики, так и современной музыки. Это не у всех получается. А его Шостакович великолепен. Среди женщин-дирижеров могу назвать Оксану Лынив, одно время она работала тоже в Одесской опере. В 2015 году, как ассистент Оксаны Лынив, я участвовала в постановке оперы Пола Рудерса "Сельма" в Байерише Штаатсопер в Мюнхене. Оксана работает невероятно много, это вызывает большое уважение. У нее внутри ощущается какой-то атомный заряд, который ее несет вперед. Мне кажется, что женщины-дирижеры гораздо устойчивее в плане психики, мягче могут обойти острые углы, которые у нас встречаются в работе почти постоянно.
Когда ты выходишь к оркестру с каким-то конкретным багажом и видением того, что ты хочешь сделать, это встречает понимание. Когда ты можешь мало говорить и ясно дирижировать - это вызывает уважение со стороны оркестрантов. У нас действительно сложились теплые отношения с оркестром, я очень этому рада. Наши музыканты не просто играют, они отдаются музыке! Их, в свою очередь, нужно вдохновлять, чтобы они чувствовали неравнодушие со стороны человека, который стоит за пультом. Для чего дирижер вообще нужен? Не для того, чтобы вместе вступить и вместе закончить, а для того, чтобы озвучить то, что за нотами, зарядить музыкантов энергией, вдохновить или, наоборот, заставить их сострадать - в зависимости от контекста произведения, которым ты дирижируешь. Идеально, если удается открыть что-то новое даже для них самих. Для меня лично первостепенным является именно организация удовольствия от работы. Не только музыкантов - но и певцов, танцоров. Чтоб каждый мог раскрыться и насладиться тем, что делает. Например, на моем дебютном "Щелкунчике" была такая атмосфера, что после спектакля ко мне подходили музыканты и говорили: "Вы знаете, мы тридцать лет играли этот спектакль, но сегодня впервые получили от него огромное удовольствие". Для меня это безмерно ценно.
- Замечательно, что у вас есть возможность смолоду нарабатывать бесценный опыт именно в опере.
- Я думаю, что ни в одном оперном театре Украины нет такого количества молодых артистов - и в хоре, и в оркестре, и в оперной и балетной труппах. Очень радостно, что наш директор Надежда Матвеевна Бабич понимает, что молодежь горит, живет искусством. Пока, к счастью, у нас, молодых, нет усталости и театральной рутины. Мы действительно живем театром и часов, проведенных на работе, не считаем. Мы благодарны за возможность реализации в этих легендарных стенах. Поэтому мы много занимаемся, работаем над собой, учим все новые и новые партии, спектакли. Понятное дело, есть корифеи, которых никем не заменить. И очень здорово, что они с нами делятся своим опытом, учат нас на своих ошибках, чтоб мы их не повторяли.
- Кроме партнеров и партитуры, что вам дарит вдохновение?
- Меня вдохновляет и сам процесс работы, ведь театр - это энергетика сумасшедшая, потрясающая. Я бывала и в Киевской опере, и в театрах Европы, но мега-энергетика присуща, повторюсь, именно нашему театру. Есть одна точка на сцене, примерно на уровне валторн, где можно сидеть, когда накрывают яму, и просто медитировать, заряжаясь энергией. По ночам театр дышит. Выходишь в зрительскую часть - и мурашки бегут по коже. Собственно, потому мы и придумали ночной променад, премьера которого состоялась недавно. Мы хотели показать театр с другой стороны. Стало интересно, сможет ли театр показать свои тайны не только нам, но и зрителям. Пока только первые тридцать зрителей под музыку Баха, Гайдна и Пярта совершили прогулку по ночным лестницам, бельэтажу, залу. Внезапно возникали в ультрафиолете, лучах стробоскопа, на фоне "волшебного зеркала" певцы и танцоры, музыканты... Если такая практика будет продолжена, мы разработаем другие маршруты, возможно, даже зайдем и в закулисную часть. Такой променад может привлечь даже публику, которой посещение обычных спектаклей кажется скучным занятием.