Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 5 (1445)
14.02.2019
НОВОСТИ
День рождения
Обратная связь
История
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Актуально
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 5 (1445), 14.02.2019

МАРГАРИТА ГРИНИВЕЦКАЯ:
"ДИРИЖЕР НУЖЕН ДЛЯ ТОГО,
ЧТОБЫ ВДОХНОВЛЯТЬ!"

Наша собеседница впервые продирижировала оркестром в пятнадцать лет, а к своим двадцати четырем уже получила работу в Одесском национальном академическом театре оперы и балета.

Как дирижер ансамбля современной музыки "Artokrats", принимала участие в фестивале немого кино "Немые ночи-2015", озвучивая украинский фильм "Ветер с порогов". В 2016 году завоевала Гран-при и приз зрительских симпатий на 5-м Всеукраинском конкурсе-фестивале дирижерского искусства "Музична Таврiя" (Херсон). В этом же году дебютировала с концертом на Малой сцене "Бельэтаж" Одесской оперы. В 2017 году принимала участие в Международном фестивале LvivMozArt, стала участницей Третьего Международного конкурса дирижеров имени Стефана Турчака (Киев). Маргарита обладает отличной мануальной техникой, прекрасной внешностью и не менее прекрасным характером, замечательно вписалась в коллектив.


- Дорогая Маргарита, вы не удивитесь, если перво-наперво я попрошу вас обозначить степень своего родства с политиком Сергеем Гриневецким...

- Я его двоюродная племянница. Насколько я знаю, моему дедушке по линии отца паспортистка вписала фамилию в документ с ошибкой. Но, несмотря на расхождение в фамилиях, меня постоянно спрашивают, имею ли я отношение к Сергею Рафаиловичу. Да, имею, и горжусь этим!

- Расскажите о своей семье и первых шагах в музыке.

- Мой папа - архитектор, мама, можно сказать, посвятила жизнь мне. Также у меня есть старший брат. Я родилась в Крыму, в Симферополе, где прожила до пяти лет. Потом у папы появилась работа здесь, в Одессе, и мы переехали сюда. Еще в Симферополе мама отдала меня в музыкальную школу для общего развития, а в Одессе я продолжила эти занятия, ходила в 121-ю школу и во 2-ю музыкальную имени Глазунова. И в девять лет я познакомилась с композитором Аленой Светославовной Томлёновой, и она стала моей крестной мамой в музыке. Под ее руководством я начала заниматься композицией. Мы поехали на конкурс юных композиторов "Vivat, musica!" в Новую Каховку, и я этот конкурс выиграла. После этого случая я попала в школу Столярского. Начала заниматься вокалом, как вокалистка уже сделала какие-то успехи, меня отобрали в Москву, в проект Фонда Владимира Спивакова. После возвращения начала в школе заниматься дирижированием. И мне это настолько понравилось, что в пятнадцать лет, выпускаясь экстерном из школы Столярского, я продирижировала оркестром, и в шестнадцать лет я поступила в нашу консерваторию на дирижерско-хоровой факультет к Алле Петровне Серебри.

А в семнадцать познакомилась с Александром Григорьевичем Самоилэ, главным дирижером Одесской оперы. Александр Григорьевич - очень мудрый человек, обладающий каким-то экстрасенсорным видением. По его словам, он увидел во мне "дирижерский микроб". Для меня огромным счастьем было у него учиться. Кстати, я была его первой студенткой в Одессе, очень благодарна и жизни, и ему за этот шанс. Училась параллельно на дирижерско-хоровом и оперно-симфоническом дирижировании. Отучилась я так три года, а потом поехала в Киев, в класс Аллина Григорьевича Власенко. Тут тоже все решилось как-то молниеносно.

В Киевской консерватории я отучилась четыре года, а потом мне позвонил Александр Григорьевич и сказал: "Ну что, кажется, пришло время вам дебютировать в опере. У вас будет 22 февраля "Запорожец за Дунаем". Видимо, я произвела неплохое впечатление на этом спектакле, получила предложение остаться здесь и с июня прошлого года работаю в Одесской опере.

- У женщин-дирижеров особые предпочтения в сценической одежде. Будете ли шить белый фрак?

- Обязательно! У меня еще такая идея фикс, чтобы на каждый спектакль был особый наряд. Допустим, на "Запорожце" я повязываю пояс от украинского костюма. Для "Орфея и Эвридики" - черная туника с кружевом и погонами, на "Щелкунчике" у меня вообще зеленый фрак. Он, кстати, потрясающе удобный. Для "Маскарада" хочу что-то интересное придумать. А на Рождественском концерте у меня произошла страшная ситуация: портниха шила мне фрак и должна была отдать его накануне. Короче говоря, в день концерта в 18.27, за три минуты до начала концерта, она мне звонит и сообщает, что не дошила... Слава Богу, что у меня была припасена другая сценическая одежда. А буквально на днях приснилось, что мне не в чем выйти дирижировать, а музыканты уже сидят! Кошмар. Для женщины такие моменты очень важны.

- Есть ли дирижер, которого можете назвать своим кумиром?

- Кумиров среди дирижеров у меня нет, ни среди женщин, ни среди мужчин. Есть те, кто вдохновляет - например, Густаво Дудамель, он полон энергии, у него потрясающие трактовки просто как классики, так и современной музыки. Это не у всех получается. А его Шостакович великолепен. Среди женщин-дирижеров могу назвать Оксану Лынив, одно время она работала тоже в Одесской опере. В 2015 году, как ассистент Оксаны Лынив, я участвовала в постановке оперы Пола Рудерса "Сельма" в Байерише Штаатсопер в Мюнхене. Оксана работает невероятно много, это вызывает большое уважение. У нее внутри ощущается какой-то атомный заряд, который ее несет вперед. Мне кажется, что женщины-дирижеры гораздо устойчивее в плане психики, мягче могут обойти острые углы, которые у нас встречаются в работе почти постоянно.

Когда ты выходишь к оркестру с каким-то конкретным багажом и видением того, что ты хочешь сделать, это встречает понимание. Когда ты можешь мало говорить и ясно дирижировать - это вызывает уважение со стороны оркестрантов. У нас действительно сложились теплые отношения с оркестром, я очень этому рада. Наши музыканты не просто играют, они отдаются музыке! Их, в свою очередь, нужно вдохновлять, чтобы они чувствовали неравнодушие со стороны человека, который стоит за пультом. Для чего дирижер вообще нужен? Не для того, чтобы вместе вступить и вместе закончить, а для того, чтобы озвучить то, что за нотами, зарядить музыкантов энергией, вдохновить или, наоборот, заставить их сострадать - в зависимости от контекста произведения, которым ты дирижируешь. Идеально, если удается открыть что-то новое даже для них самих. Для меня лично первостепенным является именно организация удовольствия от работы. Не только музыкантов - но и певцов, танцоров. Чтоб каждый мог раскрыться и насладиться тем, что делает. Например, на моем дебютном "Щелкунчике" была такая атмосфера, что после спектакля ко мне подходили музыканты и говорили: "Вы знаете, мы тридцать лет играли этот спектакль, но сегодня впервые получили от него огромное удовольствие". Для меня это безмерно ценно.

- Замечательно, что у вас есть возможность смолоду нарабатывать бесценный опыт именно в опере.

- Я думаю, что ни в одном оперном театре Украины нет такого количества молодых артистов - и в хоре, и в оркестре, и в оперной и балетной труппах. Очень радостно, что наш директор Надежда Матвеевна Бабич понимает, что молодежь горит, живет искусством. Пока, к счастью, у нас, молодых, нет усталости и театральной рутины. Мы действительно живем театром и часов, проведенных на работе, не считаем. Мы благодарны за возможность реализации в этих легендарных стенах. Поэтому мы много занимаемся, работаем над собой, учим все новые и новые партии, спектакли. Понятное дело, есть корифеи, которых никем не заменить. И очень здорово, что они с нами делятся своим опытом, учат нас на своих ошибках, чтоб мы их не повторяли.

- Кроме партнеров и партитуры, что вам дарит вдохновение?

- Меня вдохновляет и сам процесс работы, ведь театр - это энергетика сумасшедшая, потрясающая. Я бывала и в Киевской опере, и в театрах Европы, но мега-энергетика присуща, повторюсь, именно нашему театру. Есть одна точка на сцене, примерно на уровне валторн, где можно сидеть, когда накрывают яму, и просто медитировать, заряжаясь энергией. По ночам театр дышит. Выходишь в зрительскую часть - и мурашки бегут по коже. Собственно, потому мы и придумали ночной променад, премьера которого состоялась недавно. Мы хотели показать театр с другой стороны. Стало интересно, сможет ли театр показать свои тайны не только нам, но и зрителям. Пока только первые тридцать зрителей под музыку Баха, Гайдна и Пярта совершили прогулку по ночным лестницам, бельэтажу, залу. Внезапно возникали в ультрафиолете, лучах стробоскопа, на фоне "волшебного зеркала" певцы и танцоры, музыканты... Если такая практика будет продолжена, мы разработаем другие маршруты, возможно, даже зайдем и в закулисную часть. Такой променад может привлечь даже публику, которой посещение обычных спектаклей кажется скучным занятием.

Беседу вела Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.