Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 05 (1299)
12.02.2016
НОВОСТИ
Порто-франко - 25!
Юбилей
История
Экономика
Мифы и реалии
Наши достижения
Детская страничка
Детектив
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Наш человек
Мой город
Пожелтевшие страницы
Бенефис
Вернисаж
Досуг
24-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 05 (1299), 12.02.2016

НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО С ДОЛЛАРОМ И ЦЕНАМИ

VoxUkraine - это интертнет-портал, созданный для квалифицированного обсуждения событий, происходящих в Украине. Недавно рабочая группа портала провела анализ ряда распространенных представлений об украинской экономике. И оказалось, что даже известные политики и "ученые мужи" далеко не всего дают правильную оценку тому, что происходит в экономической деятельности. Мифы и реалии экономики Украины - в данной подборке.


ТЕЗИС. Украинская валюта недооценена. По т. н. индексу Биг-Мака (за основу расчета берется стоимость одного стандартного бутерброда, выпускаемого компанией McDonald`s в разных странах мира. Таким образом определяются реальные обменные курсы валют различных государств) доллар в Украине должен стоить 7,3 грн".

КОММЕНТАРИЙ. Индекс Биг-Мака нельзя использовать для определения номинального обменного курса. Для большинства стран индекс значительно занижает курс национальной валюты к доллару. Например, в 2012 году при официальном курсе 8,14 грн за доллар индекс показывал курс 4,17. Обменный курс зависит от цен торгуемых товаров (т. е. тех, которые можно импортировать или экспортировать). Закон единой цены говорит: если сделать поправку на транспортные расходы и пошлины, то цена автомобиля в Украине в гривне будет равна цене такой же машины в долларах в США, умноженной на номинальный обменный курс. Вместе с тем цены на неторгуемые блага (жилье, здравоохранение и т. д.) не оказывают прямого влияния на обменный курс. А ведь значительную часть цены Биг-Мака составляют именно такие неторгуемые блага (например, аренда помещений, зарплаты или коммунальные услуги). Цены на неторгуемые блага намного ниже в бедных странах, чем в богатых. Но это означает, что номинальный обменный курс в этих странах должен быть ниже. Просто в бедных странах низкая производительность труда и низкий уровень зарплаты.

ТЕЗИС. Кредиты МВФ достаются Нацбанку и правительству, а не бизнесу или потребителям.

КОММЕНТАРИЙ. Кредиты МВФ помогают решить две проблемы:

- обеспечивают приток валюты в страну, что стабилизирует обменный курс, в том числе через улучшение ожиданий участников рынка;

- решают проблему недостатка денег в госбюджете. Чтобы покрыть дефицит, правительство может взять займы на внутреннем рынке, за рубежом либо напечатать деньги. Включение печатного станка приводит к инфляции. Занимать на внутреннем рынке сложно, особенно в сегодняшних условиях экономического кризиса. Таким образом, остается занимать деньги за рубежом. Поскольку рынки частного капитала закрыты для Украины, кредиты МВФ - это спасательный круг. Чтобы не заимствовать средства за рубежом, правительство должно было бы утвердить бездефицитный бюджет - т. е. либо сократить расходы, либо повысить налоги, либо и то, и другое.

ТЕЗИС. Чтобы улучшить торговый баланс, Украина должна принять симметричные меры в ответ на запрет Россией ввоза украинских товаров. А также начать собственное производство товаров, которые сейчас ввозятся из РФ.

КОММЕНТАРИЙ. Во-первых, Россия запретила ввоз только продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности, это коснулось только 6 % всего нашего экспорта в РФ. Во-вторых, украинское правительство ввело зеркальные меры, предварительно проведя консультации с бизнесом. В-третьих, Украина - член ВТО и не может в одностороннем порядке закрывать свой рынок. Основа сокращения украинского экспорта в 2014-2015 гг. - это падение мировых цен на металлы и продукцию сельского хозяйства, потеря части экспортных предприятий на оккупированной территории. На эти факторы правительство не имеет влияния.

Если же Украина все-таки полностью закроет свой рынок для российских товаров, то в итоге можно получить рост стоимости импорта - поскольку аналогичные товары из других стран могут оказаться дороже, а это приведет к инфляции и снижению объёма производства компаний, зависящих от импорта.

ТЕЗИС. Инфляция в Украине должна быть минимальной. А правительство повышает тарифы на услуги ЖКХ, что приводит к резкому росту инфляции.

КОММЕНТАРИЙ. Инфляция необязательно должна быть минимальной. Она может быть оптимальной, то есть отвечающей общему состоянию экономики. А уровень минимальной и желательной инфляции не равнозначны.

ТЕЗИС. Цены на газ в мире снижаются ввиду падения цен на нефть. Но, если Украина покупает газ по 200 долларов за 1000 кубометров, почему мы платим по тарифам 247?

КОММЕНТАРИЙ. Цена импортного газа для Украины не является строго установленной. В 2015 году она составляла 252 доллара, в бюджет 2016-го закладывалась средняя цена 225.

Для потребителей тарифы на газ составляют около 150 дол. при потреблении до 200 куб. м в отопительный сезон, около 300 дол. при других условиях. В тариф включены, кроме стоимости газа, транспортировка, НДС, другие сборы, поэтому сравнивать его с ценой на границе некорректно. Отсюда и убытки Нафтогаза. В 2016 году Нафтогаз должен стать безубыточным, но все равно тарифы для населения будут ниже промышленных, т. е. субсидирование населения за счет промышленности продолжится, хоть и в существенно меньшей мере, чем в предыдущие годы.

ТЕЗИС. Поскольку правительству трудно получить внутренние или внешние заимствования, то финансирование бюджетного дефицита будет происходить за счет эмиссии.

КОММЕНТАРИЙ. В условиях рецессии многие экономисты рекомендуют не минимизировать дефицит бюджета всеми силами, ибо это может привести к углублению экономического спада. Что касается бюджета на 2016 год, то предполагается заимствовать 218 млрд грн, в т. ч. 98,4 млрд - внутренние и 119,6 млрд грн- внешние обязательства. Основная цель заимствований - погашение внутреннего (121 млрд грн) и внешнего (13,9 млрд грн) долга. Как видим, основной источник финансирования дефицита бюджета в 2016 году - внешние кредиты (МВФ, другие международные организации и иностранные правительства).

ТЕЗИС. Украинские банки, получая от Нацбанка значительное рефинансирование, покупают на него наличные доллары или выводят за границу.

КОММЕНТАРИЙ. В 2015 году банкам было предоставлено около 16 млрд грн рефинансирования, что почти в восемь раз меньше, чем в 2014-м. При этом именно в 2015 информация о рефинансировании украинских банков стала полностью открытой. К тому же за прошедший год банки получили меньше кредитов, чем вернули.

ТЕЗИС. Чтобы бороться с коррупцией, нужно отменить все валютные ограничения.

КОММЕНТАРИЙ. Основная проблема - в общей коррумпированности госаппарата, прежде всего правоохранительной системы. В данных условиях снятие валютных ограничений приведет только к оттоку капитала - как из банковской системы, так и из страны, и дальнейшей неконтролируемой девальвации гривны. Это приведет к возврату ограничений, но уже при более высоком обменном курсе.

Нет единого универсального рецепта, как долго должны действовать ограничения. Все зависит от причин, по которым они введены, и длительности действия таких причин. Опыт других стран (например, Кипра) показывает, что ограничения на международное движение капитала - потенциально эффективный инструмент стабилизации финансовой системы в условиях панических настроений.

Материалы полосы подготовил
Гелий АЛЕКСАНДРОВ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.