Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 1 (946)
16.01.2009
НОВОСТИ
Культура
Проблемы
Образование
История
16-я полоса
Криминал
Баскетбол
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 1 (946), 16.01.2009

КРИЗИС - НА ЧИСТУЮ ВОДУ

Несмотря на финансовый кризис, Одесский морской торговый порт в этот год вошел с высокими показателями и намерен в дальнейшем держать курс на положительную динамику. В чем нас уверил первый заместитель начальника порта Юрий ВАСЬКОВ.

- По итогам 2008 года, наш порт выполнил свой финплан. Общие доходы предприятия составили более миллиарда гривен, а чистая прибыль - более 250 млн грн. По объему грузопереработки мы вышли на уровень 34,5 млн тысяч тонн, что является рекордом за всю историю предприятия. Круизные перевозки нас тоже порадовали, хоть небольшой, но рост есть. Так что в целом, несмотря на негативные тенденции четвертого квартала, 2008 год для Одесского порта достаточно благополучный.

- Как повлиял финансовый кризис на работу предприятия?

- Прежде всего, это сказалось на экспортных грузах украинского происхождения, в т. ч. перевалке металла, которая с октября упала в три раза. Для нашего порта это направление - одно из самых значимых. Уменьшились объемы перевалки сахара-сырца, на что повлиял еще и дефицит подвижного состава железной дороги.

К сожалению, мы одновременно испытываем еще и внутренний политический и экономический кризис. Это также негативно сказывается на объемах перевалки грузов, например, таких, как контейнеры. Помимо общемировых сложностей и снижения потребительского спроса, здесь существенную роль играет падение курса украинской валюты, что напрямую бьет по импортерам. Кроме того, таможенная служба в течение последних месяцев неоднократно повышала стоимость растаможки груза. Это привело к тому, что порт затарен контейнерами. Ведь вследствие указанных причин забирать многие из них для клиента уже смысла нет.

Ситуация до сих пор не разрешена. Напротив, один из антикризисных законопроектов, который был предложен депутатом Терехиным, предусматривает дополнительное введение 12 % налога на импорт. Если его примут, это может остановить большую часть импорта вообще. А на сегодня импорт и все, что с ним связано, - основная доходная статья многих жителей региона.

В Одесском и Ильичевском портах недавно работала американо-литовская группа по оказанию практической помощи Украине. Следует отметить, что Литва намного лучше Украины адаптирована к международным законам. В 1992 году литовцы создали свой таможенный кодекс на основании норм европейских государств. А мы взяли таможенный кодекс Советского Союза, да еще в разы усложнили его новыми бюрократическими требованиями. Таким образом, система зарегулировала сама себя. И теперь мы стоим в тупике. Для пополнения бюджета единственный путь - увеличение тарифов. Но дальнейшее их повышение приведет к падению объемов.

- Николай Павлюк заявил, что кризис в нашем регионе в головах, что его преодоление зависит от совместных усилий?

- То, что происходит у нас, - в большей части искусственно созданная проблема. Чиновники усугубляют положение дел, вместо того, чтобы сообща бороться во благо выживания.

- Какие пути выхода из сложившейся ситуации видите вы?

- Свое видение руководство порта уже предложило. Минтранс нас поддерживает. Обладминистрация тоже. За поданные материалы Николаю Павлюку пришла благодарность от Секретариата президента.

Портом разработаны антикризисные мероприятия, состоящие из трех направлений: сокращение расходов, новые доходы - новые грузопотоки и реализация непроизводственных объектов. Если говорить о грузах, необходимо оперативно переориентироваться на альтернативные грузопотоки, в первую очередь, транзитные. Мы готовы заниматься любыми грузами, которые являются экологически безопасными. Однако усилий одного порта мало. Для транзитных грузов необходимо создавать выгодные экономические условия.

Кроме того, у порта есть ряд объектов непроизводственного значения, которые можно реализовать. Это не ухудшит социальных гарантий для портовиков, но позволит нам получить денежные средства, чтобы пережить этот период.

- Оказывают ли помощь порту государственные службы, предприятия?

- "Укрзализниця" идет навстречу. Минтранс поддерживает нас, правда, не все решается так быстро, как мы хотим. Но, тем не менее, в этом плане противостояния нет.

- Как, по вашему, дальше сложится ситуация?

Никто не может сказать, что будет завтра. Наши иностранные партнеры, которые приезжают к нам, которые также несут убытки, говорят: "Мы не можем понять, то ли мы уже находимся на дне, то ли мы еще падаем".

- На многих предприятиях идут массовые сокращения. Коснется ли это портовиков?

- Текущее сокращение может производиться. Мы постоянно проводим реорганизацию в связи с изменением рынка и системы управления, где-то сокращаем, где-то добавляем людей. Это не связано с кризисом.

В целом, порт продолжает работать с достаточной рентабельностью. Все социальные программы продолжают действовать. Средняя зарплата за прошлый год выросла примерно на 30 %.

- В этом году Одессу почти каждую неделю посещали круизные суда. А что планируется в следующем?

- На следующий год уже есть 63 заявки. Возможно, на этот бизнес кризис тоже повлияет. Круизы недешевые, жители Европы, США, испытав личные финансовые неурядицы, вряд ли поедут в путешествие. Хотя, все может быть.

Беседовала Инна ИЩУК.

Фото автора.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.