Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 20 (1067)
3.06.2011
НОВОСТИ
Культура
Обратная связь
Море
История
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 20 (1067), 3.06.2011

СОЛОВЕЙ НАШ, СОЛОВЕЙ,
УЛЕТЕВШИЙ СОЛОВЕЙ

Я сознательно заменила в известном романсе Алябьева слово "голосистый" словом "улетевший", потому что наш СОЛОВЕЙ покинул Одессу и Украину. Навсегда? Надолго ли? Кто знает... Так что: "Ты куда, куда летишь, где ты песню пропоешь?.."

"За двести лет таких голосов было всего двадцать.

Контратенор с диапазоном более трех октав (G-b).

Певец, гастрольный график которого расписан на три года вперед.

Победитель конкурса вокалистов "Певец Мира" в Кардиффе и наш земляк - воспитанник Одесской музыкальной академии".

Эта цитата взята из буклета-программки, выпущенного к концерту Юрия Миненко в Одесской филармонии. В программу концерта вошли произведения Вивальди, Генделя, Арайя, Глюка и Моцарта. Певец выступил в сопровождении камерного оркестра Одесской филармонии под управлением заслуженного артиста Украины Игоря Шеврука. Дирижировал Владимир Дикий.

Позволю себе еще одну цитату:

"Концерт 5 апреля в Одесской филармонии - прощание Юры с Украиной, с Родиной, с Одессой... - рассказал в интервью Odessa Business News джазовый пианист, композитор и музыкальный продюсер Юрий Кузнецов. - Юрий Миненко признан лучшим контратенором на международных конкурсах в Испании и Великобритании. Европейские и американские оперные театры предлагают ему престижные контракты, гастрольный график Юрия расписан на три года вперед. Мы проморгали очередную звезду..."

Юрий Миненко родился 3 марта 1979 года на Житомирщине в г. Радомышль. Там же окончил музыкальную школу по классу фортепиано, а затем Житомирское музучилище по специальности "хоровое дирижирование".

В 1989 году Юрий поступает в Одесскую музыкальную академию (в те годы - консерваторию) им. А. Неждановой на кафедру сольного пения. Он попадает в класс профессора Юрия Тетери, который вначале обучает его, как баритона. Но грех не развивать уникальные вокальные данные Юрия. У него огромный диапазон, позволяющий исполнять сопрановые партии. И профессор Тетеря начинает работать с молодым певцом как с контратенором, несмотря на противодействие кафедры.

Но, как говорится, победителей не судят. Результат таков, что еще студентом Юрий начинает участвовать в конкурсах и концертах, причем не только в Украине, но и за ее пределами.

Уже в 2001 году он - лауреат всеукраинского конкурса "Голос Украины" и международного славянского фестиваля в Париже. А затем следуют другие конкурсы, фестивали и награды. В том числе Cран-при на международном конкурсе им. А Соловьяненко.

И наконец, в июне 2010 года Юрий Миненко становится победителем конкурса вокалистов "Певец мира" в Кардиффе (Уэллс, Великобритания). В конкурсе участвовали 600 вокалистов из 68 стран. До финала добрались лишь пятеро. Но самое значимое то, что впервые на таком архипрестижном конкурсе победил украинец, более того, впервые победил контратенор. Конкурс был организован ВВС, и чистый светоносный голос Юрия Миненко услышали по трансляции более 50 млн телезрителей.

После этой победы на Миненко посыпались предложения из престижных оперных театров и концертных залов мира и эксклюзивные предложения из рекординговых компаний.

К этому времени по разным обстоятельствам Юрий Миненко оставляет преподавательскую деятельность в Одесской музыкальной академии, которой он занимался после окончания аспирантуры. Он действительно становится Певцом Мира, принимая участие в культурной жизни Европы и Америки.

Вот что после концерта в США о Юрии Миненко писала "Вашингтон пост": "Это было необычное пение во всех отношениях. Нет сомнения, что Миненко является талантом, за творчеством которого мы будем пристально наблюдать".

К сожалению, одесситам наблюдать за творчеством выдающегося вокалиста придется лишь издали. Остались позади годы, когда, сотрудничая с "Укрконцертом", Миненко пел в лучших концертных залах Киева. Когда выступал с концертами в Золотом зале Одесского литмузея или пел в хоре Ильинского монастыря. Кстати, не как солист, а как хорист в баритоновой группе.

Года два назад шла речь о постановке в Одесском оперном театре, насколько я помню, одной из опер Перселла, где была партия для контратенора... Но, увы...

И последний, прощальный концерт Юрия Миненко в Одессе тоже состоялся только благодаря меценатству.

Как сказал о Миненко владелец ТМ "Вина Гулиевых" Роберт Гулиев:

"Кажется, его голос способен проникать даже в метафизические сферы, и он, конечно, глубоко трогает сердца".

Голос Миненко настолько затронул сердце потомственного винодела Гулиева, что знаковое культурное событие - концерт Миненко на сцене Одесской филармонии - стало возможным благодаря его винодельческой компании.

Выше были названы композиторы, произведения которых в этом концерте исполнял Юрий Миненко.

Это в основном композиторы XVIII века. Их музыка - музыка барокко, требующая особого вокального мастерства, особого голоса.

Музыка барокко, в том числе и раннего, - это самая большая любовь Миненко. Хотя в его репертуаре есть и партия Зибеля в "Фаусте" Гуно, и партия Вани в "Иване Сусанине" Глинки, а сейчас он приглашен в Большой театр на партию Ратмира в "Руслане и Людмиле".

И все же, повторяю, его композиторы - это композиторы конца XVI начала XVIII века.

Уникальный голос Миненко, его непревзойденное вокальное мастерство возрождают для современных слушателей всю изысканную красоту музыки старых композиторов.

Я думаю, что со мной согласятся те, кто присутствовал на концерте Миненко, что его пение - это была музыка высших сфер, вызывающая катарсис.

Что удивительно, при той отстраненности, которую требует исполнение музыки барокко, пение Миненко каким-то чудом оказывалось глубоко эмоционально окрашенным. Нет, не чудом. Просто помимо большого диапазона Миненко обладает голосом такой красоты, такой богатой тембровой окраски, которая не тускнеет даже при самой высокой тесситуре. Это особенно чувствуется при пении певцом а капелла. Именно так певец исполнил "Аве, Мария" итальянского композитора Каччини.

А в общем, конечно, чудо было. Вот певец взял на пиано ноту, а затем он раздувает звук, наполняя и наполняя его, и звук летит через весь зал, достигая без потери последних рядов. Такая полетность звука - сама по себе чудо. А как певец держит фермату! Не передерживая, не недодерживая, его голос на фермате - стальной стержень. И необыкновенный вкус во всем. В том числе и в том, как тактично Миненко ведет за собой оркестр.

Не хочется думать, что прав Юрий Кузнецов, и этот необыкновенный концерт был прощанием Миненко с Украиной, Родиной, Одессой. Хочется верить, что слово "прощай" можно заменить на "до свидания". И что Певец Мира в свой Мир включит также Украину и Одессу.

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.