Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 15 (1062)
22.04.2011
НОВОСТИ
Культура
Праздник
Здоровье
Фестиваль
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 15 (1062), 22.04.2011

КАК ПРЕДКИ ОТМЕЧАЛИ ПАСХУ

Вот и настала Страстная неделя - истинно святое для старой Одессы время.

Когда приближались сумерки, как по мановению руки, сразу же пустели улицы, и весь православный народ от мала до велика устремлялся в храмы.


Особенно много молящихся было, начиная с четверга. Ведь только теперь рабочий и служивый люд, воспитанники учебных заведений могли позволить себе говеть: поститься и выстаивать продолжительные церковные торжества, готовя себя тем самым к исповеди и причастию. Даже самые прижимистые обыватели не скупились во дни Страстной седмицы на подаяния убогим и сирым, которые с раннего утра совершали паломничество к церковным папертям.

По случаю Страстного четверга, который приходился в 1853 году на 16 апреля, совершенно приостанавливалась городская торговля. Ворота хлебных магазинов замкнули тяжеленные амбарные замки. Закрылось большинство фабрик, мастерских и лавок. Необычно притихли гавани порта, и уж вовсе пустынными для торгового города представлялись в тот день привозные площади. Прогремевшая над городом первая гроза прибила пыль и освежила воздух дыханием весны.

Сказочно смотрелся по вечерам главный храм Одессы - величавый Спасо-Преображенский собор! В четверг вечером в храмах читались святые книги, где рассказывалась вся история страданий Христа. За этой службой верующие стояли с зажженными свечами. Потом свечи в цветных фонариках, украшенных старославянскими литерами "ХВ", люди несли домой и по древнему православному обычаю изображали на косяках дверей знак креста сим святым пламенем. В особенно благочестивых семьях соблюдали обычай оберегать этот огонь в лампадах до следующей Пасхи. В Страстную пятницу служил в Спасо-Преображенском соборе торжественную вечерню с выносом св. плащаницы экзарх Православной церкви Юга архиепископ Иннокентий в окружении соборного духовенства и при участии великолепного хора архиерейских певчих. По случаю выноса плащаницы, как всегда, в знак глубокой скорби по мученической смерти Христа даже на стоящих в молчаливом порту русских, греческих, югославских, болгарских и валашских купеческих кораблях в тот день были по обычаю приспущены флаги, выставлены накрест реи и гафели рангоута наклонены к палубам.

Небольшого роста, с бледным, выразительным лицом и с необыкновенным спокойствием во всех своих речах и жестах - таким остался в памяти своих современников архипастырь Новороссии. Вот он, опершись на архиерейский посох, обращается, как в задушевной беседе, к своим прихожанам. Живая, образная речь Иннокентия одинаково доступна сердцам и душам всех собравшихся в храме. Подкрепляя слова своей особенной, "греческой" манерою вести проповедь вполголоса, Преосвященный тем самым побуждает мирян ловить буквально каждое свое слово...

Как всегда, необычайной торжественностью отличалась ночь на Светлое Воскресенье. С 8 часов вечера Великой Субботы начиналось во всех церквах Одессы чтение апостольских деяний. По обыкновению, карнизы храмов, колокольни и купола были в сумерки сплошь иллюминированы масляными плошками. В столь великий христианский праздник без числа сменяли друг друга молящиеся во всенощную у алтарей.

Ровно в полночь храм, подсвеченный снаружи заревом горящих на Соборной площади смоляных бочек, обходил при торжественных звонах колоколов Крестный ход. Особенно выделялся низкий бархатный голос большого соборного колокола. Вся процессия с иконою Божьей Матери и хоругвями приближается ко входу в храм. Отворяются церковные врата, Иннокентий вступает в собор и радостно приветствует всех заветными словами: "Христос воскресе!" Все в один голос отвечают: "Воистину воскресе!"

Неузнаваемо менялась на Пасху просторная площадь за Архангело-Михайловским монастырем. Ввиду ее обширности там из года в год упражнялись в будни солдаты местного гарнизона. В Николаевской России любили и умели маршировать! Обычно Михайловская площадь была запружена возами чумаков.

На Светлую неделю здесь ставили качели да балаганы, и с утра до сумерек толпились, гуляли в пасхальных одеждах городские обыватели всякого звания - простолюдины и купцы, дворяне и приказчики из магазинов.

Пасху, а она пришлась тогда, в 1853 году, на середину апреля, справляли целых девять дней, заканчивая вторником. Все располагало тогда одесситов к отдыху и веселью.

Два последних дня Страстной и всю Светлую неделю стояла удивительно теплая, в полдень даже жаркая, погода. По краям Михайловской площади уже вовсю пробивалась первая зелень.

Развлечения и зрелища открывались на площади Михайловского монастыря во второй день Пасхальной недели. Тогда в каждый полдень можно было наблюдать на улицах города прелюбопытные картины. Разномастные толпы людей, направлялись к монастырской площади со всей городской округи. По-семейному, с чадами и домочадцами, лузгая семечки, все спешили "под качели".

"Милые девицы, красавицы-сестрицы, пожалуйте к нам, а мы к вам", - горланили, встречая гостей, зазывалы у балаганов кукольников-скоморохов. Народ гоготал и валил поглазеть на подвиги "Аники-воина", проделки "Ваньки Ра-та-туя", посмеяться над забавными выходками "Рыжего", смешивших до слез невзыскательных зрителей с окраин.

Той весною монастырская площадь была особенно оживлена. Не мудрено, ведь там, наряду с бродячими комедиантами, раскинул свой шатер заезжий цирк. Его хозяин, г-н Гверра, имел честь заранее известить через "Одесский Въстникъ" почтеннейшую публику, что он даст на все дни Пасхи "под качелями" большие представления. Они состояли из верховой езды, гимнастических и акробатических упражнений на канате, а также балета и пантомимы.

Цирковые атлеты, представляя "совершенства геркулесовой силы", шутя жонглировали в манеже пудовыми гирями. Они также демонстрировали одесским обывателям приемы входившей в моду французской борьбы, вызывая на ковер любого из зрителей, а разбитной шпрехшталмейстер объявлял, что победителю полагается изрядный приз.

К особенному восторгу ребятни, получившей от родителей свой гривенник, цирку сопутствовал также зверинец Карла Берга. Среди прочих обитателей его можно было увидеть гривастого рыкающего льва и даже такую диковинку, как кенгуру, или двуутробку, которая к тому же умудрилась произвести на свет божий в Одессе детенышей. Да и ученый слон выделывал во время кормления зверей забавные "штуки", вызывая удивление не только у детей.

Здесь же, "у качелей", отбивая хлеб у ряженых шутов- "халдеев", завлекал в свой балаган всех падких до зрелищ этакий тогдашний иллюзион - кинетозографический театр Маркузена, состоявший из разных затейливых декораций и "живых" фигур, чьи силуэты обретали движение на матовом экране.

Зазывал на восточный манер, скликал в свой шатер, размалеванный звездами, изумиться чудесам восточной магии и непостижимым фокусам индийских фигляров, факир в чалме с наклеенной бородой.

Одесские барышни, жеманно пользуясь обольстительной силой своей женственности, строили своим ухажерам "фигли-мигли" собственного изобретения. Взлетали высоко в небо качели, поставленные на возвышенности бывшего Андреевского бастиона, открывая любопытным панораму Одесской бухты и широкий вид на город. Беззаботно звенел девичий смех с карусели. Из одного угла площади к другому передавались новоизобретенные остроты. Издали доносилась музыка, ржанье лошадей, взрывы бурных рукоплесканий и восторженные возгласы "Браво!", "Бис!", Возвышаясь над толпой, трубно ревел под бичом дрессировщика танцующий слон из зверинца. Даже назойливая одесская пыль, вздымаемая порывами морского ветра, не докучала гуляющим в первые дни праздников. Это полицмейстер Аркудинский распорядился о поливке Михайловской площади.

В центре площади расположены были прочие нехитрые аттракционы. Там на "перекидках", куражась друг перед другом, похвалялись своей ловкостью да удалью безусые молодцы- подмастерья. Камнеломцы из Кривой Балки мерялись силой с грузчиками порта. Хмельные рыбаки с Фонтанов зачем-то бились об заклад с собратьями по промыслу из пересыпских артелей. Работники с мельниц толковали о своем с обитателями Слободки. Не смолкали говор, шутки, праздничная суета.

Вокруг аттракционов стояли во множестве непокрытые будки. В них торговали куличами, или по народному - пасхами, яйцами- крашенками, померанцами, яблоками, калеными орехами, сластями, семечками, пряниками, прочим съестным дрязгом и, конечно же, вином и водкой. Торговцы соперничали с артистами-балаганщиками: "Сам бы ел, да хозяин не велел, деньги надобны", - сыпали они прибаутками направо и налево.

В первые дни Светлого праздника все на площади спешили после Великого поста разговеться: кто пищею скоромною, а кто и веселящим душу напитком.

Веселая круговерть из каруселей, "перекидок", качелей, гудящие от людского гомона балаганы, обилие праздничных поздравлений наполняли сердца обывателей в пасхальные дни особым, возвышенным настроением, удивительной радостью, человеческой добротой.

Лучи солнца уже жарко грели к полудню, а потому отдохнуть и освежиться прохладительным питьем люди заходили в стоящие длинными рядами палатки. Между ними была оставлена свободная дорога для движения экипажей и всадников. Поглядеть из карет сквозь лорнет на живые сцены людского гульбища время от времени подъезжали и снобы местного бомонда. "Большинство экипажей было великолепно с запряженными в них чудными лошадьми, - вспоминал очевидец, - кареты, украшенные дамами в парадных туалетах, а все они, прибавим, очень хорошенькие..."

Бывало, проносились рысью мимо площади блестящие кавалькады всадников. На резвых лошадках, играючи гибкими хлыстами, грациозные дамы одесского света - в длинных амазонках и шляпах, украшенных воздушными шлейфами. Рядом, статно восседая на чистокровных жеребцах, гарцевали доморощенные джентльмены - в цилиндрах, сюртуках-рединготах и бриджах, заправленных в короткие сапоги. Все они направлялись на природу, к великолепной даче графини Ланжерон.

Среди городских обывателей всех наций и сословий уже заметны были не в малом числе российские и иностранные путешественники. Бродили по площади, щедро отовсюду угощаемые солдаты гарнизона. По случаю Пасхи они получали увольнение от службы и, не таясь патрулей, веселились, как могли. Шатались там и сям подвыпившие матросы с иностранных кораблей. Шныряли в толпе мелкие воришки. Дивились на яркие балаганы заезжие чумаки, и вовсе уж терялись в людском море вконец ошалевшие от всего этого шума, гама и суеты провинциальные гости Одессы.

Словом, на Михайловской площади на Пасху всем было на редкость вольготно и весело, хватало "и хлеба, и зрелищ", да и южный темперамент одесского народа создавал особенное, приподнятое настроение. Казалось, в эти светлые дни все становились братьями и сестрами.

Разумеется, на свой манер праздничная жизнь выплескивалась и на улицы одесских окраин. Места в переполненных трактирах там брались с боем. Бывало, в общей зале уже дышать было нечем от табачного дыма, сивушного духа и потных испарений сотен людей... Повсюду хмельные, разгоряченные лица, средь которых немало и женских. У всех в ушах стоит оглушающий шум. А тут еще все это кабацкое столпотворение покрывает своими воистину чудовищными звуками вконец заезженная "машина", без устали барабанящая одни и те же ходульные мотивы. Но эти "мелкие" неудобства в пьяном угаре никто не замечает, веселье бьет ключом в питейных заведениях Молдаванки и Пересыпи.

Правда, иной раз на Пасху случалось, что давняя ссора или обида нет-нет да и омрачала потасовками обычно добрососедские отношения между греческой и еврейской молодежью. Но в тот год при всем обилии горячительного пития и закуси, да и при всей известной живости одесской натуры, на Михайловской площади обошлось без каких-либо происшествий и драк. Голь кабацкая в эти дни старалась не попадаться на глаза блюстителям порядка, следившим за тем, дабы никто и ничто не омрачило благолепия светлых дней Пасхи.

Отменный порядок, а об этом крепко позаботились городские власти и особенно градоначальник Казначеев, к счастью, отличал тогда парадные гуляния по всей Одессе, в том числе и забулдыжную Матросскую слободку в Карантинной балке.

Да иначе и быть не могло! В открытых Богу душах тогдашних одесских обывателей жило святое чувство к Великому торжеству - Празднику Праздников Православной церкви, наполненному особым настроением души, удивительной радостью весеннего возрождения и человеческой добротой.

Подготовил
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.