Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 49 (945)
26.12.2008
НОВОСТИ
Культура
Новый Год
Конфетти
Женский клуб
История
Криминал
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 49 (945), 26.12.2008

ГОД БЫКА

Согласно китайскому гороскопу, году БЫКА (КОРОВЫ, ВОЛА) в наступающем 2009-м соответствуют: стихия - земля, цвет - желтый, планета - Сатурн.

Бык - один из противоречивейших символических образов; символ плодородия, воплощение упрямства и упорства, настойчивости и терпения, ярости и силы; эмблема скотоводства.

Образ быка (тельца) пришел в символику сравнительно поздно из мифологии Древнего Востока - Древнего Египта и древнейших государств Двуречья (Шумера, Аккада, Вавилония). Среди скотоводческих народов Передней Азии, Средиземноморья, Закавказья и Причерноморья бык получил далеко не одинаковую мифологическую интерпретацию и это привело к тому, что уже в древности, на раннем этапе человеческой истории, не сложилось единой символической трактовки образа быка даже там, где, казалось бы, были одинаковые природные и социальные условия.

В Древнем Египте бык - Апис, божество плодородия, был близок Озирису, а впоследствии, при Птоломеях, его культ слился полностью с культом Озириса и образовал культ Сераписа.

В древнейших государствах Двуречья крылатые быки (шэду - в Аккаде и алад - в Шумере) считались вначале демонами, воплощением могущества сил природы, а затем превратились в ангелов-хранителей, духов, оберегающих человека от зла.

В крито-микенской культуре, предшествовавшей античной, бык в образе Минотавра считался зловещим повелителем подземного мира, чудовищем, связанным с миром мертвых.

В мифологии Древней Греции и Рима боги Олимпа - Зевс (Юпитер), Посейдон (Нептун) и Ахелой - бог рек, принимая образ быка, фактически позволяли рассматривать это животное как символ стихий, которыми они повелевали, - небесных, морских, речных.

В древнеперсидской мифологии бык также был связан с космическими представлениями персов-зороастрийцев. Он был одним из соперников Солнца и символизировал дождь и могущество туч и ненастья и тем самым оказывался близок одновременно и древнеегипетскому представлению о боге как о символе плодородия, ибо без дождя не может быть урожая, и античному представлению как об образе различных стихий и символе их ярости.

В странах Закавказья (Грузии, Лазике, Колхиде) и Северного Причерноморья (Таврии, Скифии, Боспорском царстве), входивших в сферу экономического, политического и идейного влияния Древней Персии и Древнего Рима, образ быка получил практическое признание уже не как мифический, а как чисто эмблематический знак. С одной стороны, эта эмблема означала, что указанные страны признали свою зависимость от идеологии всесильных соседних империй, с другой - образ быка воплощал для народов этого региона основу хозяйственного благополучия, физическую мощь, напористость и трудолюбие.

Так, в Грузии одно время утвердился культ быка как своего рода племенного тотема. А Митридат Понтийский сделал персидского крылатого быка своей государственной эмблемой.

Ритуальные поклонения быку, принесение его в жертву распространились на страны Средиземноморья - в горную Грецию (Фессалию), а оттуда в Италию (Калабрию) и в конце концов достигли Пиренейского полуострова, где уже в эпоху средневековья трансформировались в испанскую и португальскую национальную традицию - корриду, бой быков, которая как массовое народное зрелище сохранила свой языческо- мистерийный характер и дожила до нашего времени.

Влияние ориенталистского (восточного) и эллинистического образа быка, сложившегося в Средиземноморье к началу нашей эры, испытало и раннее христианстве. Один из четырех евангелистов - святой Лука - получил от церкви в качестве своего атрибута и эмблемы изображение быка, который в данном случае должен был символизировать трудолюбие и терпение видного христианского богослова, его упорство в проповеди вероучения Христа.

Позднее в средневековой Европе, особенно у германских народов, складывается свое отношение к образу быка, связанное исключительно с собственной, германской историей (от готов Северного Причерноморья до викингов Скандинавии). Дело в том, что бык для древних германцев - одно из пяти главных тотемных животных (конь, медведь, вепрь, бык и дракон), и первые крупные союзы племен, а затем и части населенных германцами земель получают в первую очередь именно их эмблемы. При этом символическое значение, которое получает бык, практически не конкретизируется, если не считать того, что сила и мощь, характерные для всех видов тотемов, которыми пользовались древние германцы, окрашены у быка особо германским свойством - напористостью, выраженной специфически германским словом и понятием "дранг" (Drang).

У южных соседей германцев - гуннов и у их потомков - мадьяр, а также у соседей мадьяр - населения римской провинции Дакия (валахи и молдаване), предков современных румын, у которых скотоводство продолжало играть ведущую рель в течение всего средневековья, бык становится также отличительным племенным, а затем и национальным изображением, и его эмблема переходит уже в XIV-XVI века в разряд национального и государственного герба волошских и молдавских господарей.

В европейской политический символике XVIII века образ быка стал использоваться как аллегория нации, страны, национального характера. Английский сатирик Д. Арбетнот создал аллегорию Великобритании и прежде всего Англии в образе Джона Булля (Джона Быка). С этих пор бык в европейской политической символике означает грубого, бесцеремонного, консервативного, неистового и упрямого (твердолобого) политического деятеля, в котором до фанатизма развит дух обособленности, исключительности и сектантства.

Эмблема быка применяется, как правило, в родовых гербах германской и австро-венгерской геральдики, но крайне редко, так как принадлежит к почти вымершим фамилиям. Чаще всего используется для территориальных (областных и городских) гербов стран Европы и Востока.

В русскую геральдику эмблема быка была введена лишь в конце XVIII - первой половине XIX века, причем исключительно для городов, вне коренной территории Русского государства, на землях, присоединенных к империи после XVII века. Эта новая для России эмблема быка имела исключительно иллюстративное, природно-географическое и хозяйственное значение, а отнюдь не символическое, поскольку трактовалась как эмблема скотоводства и его развития в определенных районах.

Среди городов Украины быка избрали своей эмблемой Верхнеднепровск и Липовец, а в гербе города Прилуки мы видим бычью золотую, пронзенную саблею голову. В гербе соседнего с нами Кишинева представлена золотая буйволовая голова. Это традиционная эмблема молдавских и валашских господарей - бычья голова анфас, с кольцом в ноздрях, с шестиконечной звездой между рогами и с эмблемами солнца и луны по правую и левую стороны головы. Такая эмблема имеет явственное ориентальное происхождение. Вспомним, что в Древнем Египте голова Аписа изображалась с диском солнца между рогами или с белой звездочкой на лбу, а эмблема луны (полумесяца), символа Османской империи, свидетельствовала о вассалитете молдавских господарей по отношению к Высокой султанской порте...

* * *

Терпеливый и молчаливый, сдержанный и медлительный, незаметный и уравновешенный, точный и методичный, Бык скрывает оригинальный ум под несколько деревенской внешностью. У него дар вызывать людей на откровенность, это один из основных козырей его успеха. Он созерцатель. Может быть, именно поэтому он любит одиночество.

Бык может стать сектантом вплоть до фанатизма. Он часто бывает шовинистом, иногда ханжой. Поэтому его часто критикуют. Несмотря на свою спокойную внешность, это холерик. Сдержанный, и в то же время одержимый. Хотя гнев его проявляется редко, но от этого он еще более ужасен. Предпочтительнее не оказывать ему сопротивления, он может быть опасен. Несмотря на невозмутимый вид, он упрям и не терпит провала предпринятого дела. Несчастье тому, кто окажется на его пути. Это начальник, руководитель. Обычно замкнут, но ему случается быть и красноречивым, когда это крайне необходимо.

Бык ненавидит нововведения, которые могут поколебать его спокойное состояние. Он из тех, кто высмеивал Пикассо, новый джаз, мини-юбки и длинные волосы, и не допустит, чтобы это было принято кем-либо из членов его семьи или близких. Он очень властен. Это приверженец условностей и традиций.

На женщину этого знака можно рассчитывать в жизни, если она сможет испечь оладьи и одеться в соответствии с обстоятельствами. Но не следует ждать смелости или фантазии в ее одежде и в жизни.

Бык - истинный работяга, который принесет благополучие своей семье. Его присутствие в доме благотворно уже в силу того, что он, как правило, имеет собственное дело или работает для него. Ему подходит свободная профессия. Он ловок и в физическом, и в интеллектуальном плане, может быть хорошим руководителем. Особенно одарен в области сельского хозяйства.

В коммерции и общественных отношениях ориентируется плохо. Предпочтительнее для него не выбирать профессию, связанную с поездками, путешествиями. Он теряет в них свое равновесие и здоровье.

Женщина-Бык - домоседка, очень заботится о своем очаге. Великолепная и внимательная хозяйка, она часто ведет "семейный корабль".

К сожалению, Бык редко бывает понят окружающими. Это упрямый сектант. Однако он любит свою семью и гордится своими детьми. Применяет свою власть без всякого такта по той лишь причине, что он глава семьи, для которой способен на любые жертвы.

К несчастью, любовь для него лишь любезная вольная шутка. Он может быть нежным, преданным, чувственным, но никогда не станет романтиком. Презирает любовный флирт и проблемы страсти. Материалистическое отношение к жизни является для него источником многих, в том числе и супружеских, огорчений.

Бык не будет ревновать своего мужа или жену, но супружеская верность для него - первейшая прерогатива и основное преимущество. Сам он никогда не изменяет чувству, но недостаточно оценен за это. В его детстве и юности ничего особенного не произойдет. Во второй части своей жизни он встретит трудности, связанные с мужем или женой. Его спутник рискует загрустить от безразличия и начнет искать романтику, которую не может найти дома. В этом случае Бык, если благодаря своему уму не переборет себя, вызовет антипатию и восстановит окружающих против себя.

В действительности это труженик, семьянин, он не может понять разницу во взглядах, которая существует между ним и окружающими. В последней трети своей жизни у него возникнут большие трудности, но если ему удастся их устранить, его старость будет спокойной.

Для Быка идеален брак с Петухом, которому он позволит блистать. Согласие двух консерваторов будет великолепным. Все пойдет хорошо с Крысой. Влюбленная в Быка, она будет ему верна до самой смерти. Змея, хотя она часто неверна, будет достаточно разумна, хотя, не понимает его. Как и Крыса, Бык будет очарован Обезьяной. Чтобы иметь у нее успех, ему понадобится вся фантазия и воображение. Осторожнее ему следует быть с Козой: капризная и ветреная, она может вызвать драму своим непостоянством.

Народная мудрость гласит, что Бык не может ни в коем случае жить с Тигром. Начнется борьба, которая кончится лишь с уходом или исчезновением Тигра. Бык более сильный, будет оказывать давление на него, пока не уничтожит его. Мать-Бык не сможет никогда найти взаимопонимание с ребенком-Тигром. Последнему следует покинуть дом.

В заключение отметим, что Бык, рожденный зимой, более счастлив: у него будет меньше работы. Рожденный летом должен будет усердно трудиться весь год...

В год Быка родились Васко да Гама (1469), Рубенс П. П. (1577). Гендель Г. Ф. (1685), Ганнибал А. П. (1697), Кутузов М. И. (1745), Гумбольт А. (1769), Котляревский И. П. (1769), Наполеон Бонапарт (1769), Крылов И. А. (1769), Стефенсон Д. (1781), Айвазовский И. К. (1817), Рубинштейн А. Г. (1829), Сеченов И. М. (1829), Ключевский В. С. (1841), Дворжак А. (1841), Ермолова М. Н. (1853), Глазунов А. К. (1865), Серов В. А. (1865), Сибелиус Я. (1865), Новиков-Прибой А. С. (1877), Дзержинский Ф. Э. (1877), Мухина В. И. (1889), Фадеев А. А. (1901). Из одесситов - Ахматова А. (1889), Донской М. (1901), Табачников М. Е. (1913), Азаров В. (1913), Лисянский М. С. (191), Маринеско А. И. (1913), Геллер Е. П. (1925), Огренич Н. Л. (1937), Ильченко В. Л. (1937), Шейнцис О. А. (1949). Тесно связали свою судьбу с Одессой Мациевская Л. А. (1889), Божий М. М. (1911), Тодоровский П. Е. (1925)...

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.