Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 33 (829)
25.08.2006
НОВОСТИ
Актуально
Культура
Скандал
Тема номера
Проблема
ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
Фестиваль поэзии
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 33 (829), 25.08.2006

ВЫСШАЯ ШКОЛА

НЕ ПОРА ЛИ ПАРТНЕРАМИ СТАТЬ?

Своими размышлениями делится председатель Совета ректоров Одесского региона, ректор национального политехнического университета, академик Валерий Павлович МАЛАХОВ.

— Одной из самых серьезных проблем нового учебного года мне представляется внедрение кредитно-модульной системы оценки знаний. Согласно т.н. "Болонской Декларации", которую Украина подписала в прошлом году, уже к концу нынешнего десятилетия в Европе должно быть создано единое информационное, научное и образовательное пространство. Что требует привести системы образования разных стран, в том числе Украины, к единым стандартам. Но пока что со стороны нашего Министерства образования и науки нет никаких инструктивных материалов. Потому каждый вуз внедряет свой вариант кредитно-модульной системы, причем за счет своих средств.

Но проблема не в апатии Министерства; в конце концов, рано или поздно оно разродится каким-то документом. Речь идет о вещах принципиальных. Ведь основное отличие кредитно-модульной системы, давно применяемой на Западе, от нашей оценки знаний – в том, что западная практика в большей мере ориентирована на самостоятельную работу студентов. Отечественная же система издавна базируется на отношениях "учитель – ученик", "мастер – подмастерье", т.е. есть некий старший товарищ-профессионал, который доносит до своего ученика знания, умения, причем передача знаний происходит в личном общении, как бы из рук в руки.

На Западе к знаниям относятся, как к товару: мне нужны такие-то знания и я их покупаю у специалиста. Там больше формальных моментов: студент должен сдать определенный курс, набрав при этом необходимое количество баллов ("кредитов"), а уж насколько глубоко он освоил предмет, преподавателя это не волнует. У нас так не принято. Наша система образования потому и признавалась "де-факто" лучшей в мире, что отличалась глубиной подготовки, фундаментальностью. Общение "учитель – ученик" позволяло передавать "из рук в руки" системные знания. И если на Западе человек, заканчивая вуз, является специалистом в узкой области, за пределами которой все прочее для него – "темный лес", то наши выпускники способны подойти к решению любой специальной задачи более глобально. А ведь нынче все открытия – как большие, так и малые – совершаются, как правило, на стыке наук. И преимущества фундаментальных знаний нынче доказывают за рубежом миллионы специалистов – выпускников советской и постсоветской высшей школы. Выходцы из бывшего СССР трудятся на высоких должностях даже в Майкрософте – по всем понятиям самой передовой фирме мира. И разумеется, мы не хотим терять преимущества своей системы образования.

Вот в том-то и проблема, что, с одной стороны, мы должны изменить наши рабочие планы согласно требованиям общеевропейского стандарта, а с другой – сохранить глубину подготовки специалистов. А это, помимо всего прочего, требует вложения огромных средств.

При кредитно-модульной системе увеличивается объем самостоятельной работы студентов. Следовательно, нужно разработать и издать большое количество методических материалов, конспектов лекций, новые учебники и т.п. Тогда студент, получив комплект учебных пособий, сможет самостоятельно работать над темой. Но для этого, во-первых, преподаватели должны затратить громадное количество времени для написания этих пособий. Во-вторых, огромные затраты требуются на издание таких материалов, в том числе – на жестких носителях. Что, в-третьих, потребует наличия практически у каждого студента и преподавателя персонального компьютера. Нетрудно понять, какие для этого нужны затраты, а ведь совершенно очевидно, что реально эти затраты целиком лягут на бюджеты самих вузов.

— Почему? Ведь это же проблема не одного вуза, а общенациональная?

— Чтобы вам было понятно, скажу, что сегодня большая часть бюджета любого вуза уходит на оплату труда преподавателей и сотрудников. В нашем университете этот показатель превышает 60 %. А ведь сколько других расходов! Так что на развитие остается сущий мизер.

— Тем не менее, насколько я знаю, Министерство требует, чтобы кредитно-модульная система была внедрена уже с первого сентября. Как вы намерены выходить из положения?

— Я уже говорил, что из-за отсутствия инструктивных материалов каждый вуз внедряет свой вариант кредитно-модульной системы. В нашем университете мы предоставили возможность трем институтам разработать и апробировать свою систему критериев. В предстоящем учебном году эта работа будет продолжена. Затем на основании опыта мы проведем анализ и постараемся внедрить свой вариант по всему вузу. А пока что по кредитно-модульной системе начнут заниматься все первокурсники.

Но это – технические моменты. Ничуть не меньше меня тревожат психологические аспекты внедрения кредитно-модульной системы. Ведь при этом придется серьезно изменять психологию как преподавателей, так и студентов. Студент должен стать партнером преподавателя...

— Извините, Валерий Павлович, но мне пришла на ум популярная некогда фраза из печально известной рекламы МММ: "Не халявщик, а партнер". Шутки шутками, но, согласитесь, что она очень точно отражает суть тех отношений студента и преподавателя, о которых вы говорите. Теперь студент вынужден будет заботиться не о том, как "на шару" ("халява") сдать сессию, ему поневоле придется учиться круглый год...

— Но студент, к сожалению, пока еще не стал партнером. В большинстве своем студенты еще не понимают, что сегодня от качества их знаний, от оценок зависит, кем они закончат высшее учебное заведение – бакалаврами или магистрами. Перестроить психологию студентов – задача не одного года. Но мы с первого курса добиваемся, чтобы каждый студент понимал: только он сам, и никто другой – "кузнец своего счастья". И чтобы не было, как сейчас, когда меня буквально осаждают родители тех студентов, которые из-за недостаточно серьезного отношения к учебе не могут попасть в магистратуру.

— Но разве можно за три или четыре года, что учатся бакалавры, воспитать толкового инженера?

— В принципе, за четыре года это возможно. Однако в наших учебных планах чересчур много дисциплин, не связанных с профессиональной подготовкой. На младших курсах 20 % учебного времени занимают науки, которые в европейских странах изучаются в старших классах средней школы. А поскольку мы перешли на 12-летнюю систему школьного образования, то ряд предметов из программы первого-второго курсов вузов следует изучать в 11-12 классах средних школ. В этом случае при подготовке бакалавров мы укладываемся в четыре года, и выпускник может идти работать на производство.

— Станислав Николаенко, который остался министром образования и в новом правительстве, отстаивает идею, что образование должно быть максимально доступным. В частности, он полагает, что количество студентов – "контрактников" должно находиться на уровне 30-35 %. А какова реальная ситуация?

— У каждого вуза есть лицензированный объем количества студентов, которое он может набирать по каждой специальности, гарантируя качественную подготовку. И есть "госзаказ", определяющий бюджетное финансирование. Так вот, я полагаю, что исходя из разницы между двумя этими показателями, вуз должен иметь право набирать студентов по контракту. Условно говоря, если лицензированный объем – 100 человек, а госзаказ – 30, то мы можем набрать 70 контрактников. И не надо бояться "коммерциализации" образования. Спросите у ректора любого вуза, и он вам скажет, что заинтересован именно в госзаказе, поскольку это гарантированные средства. Но если государство не в состоянии обеспечить весь лицензированный объем, то не нужно ставить препоны в виде каких-то соотношений "бюджетников" и "контрактников".

— И в заключение, не могу не коснуться модной темы – "тестирование" выпускников школы...

— С моей точки зрения, тестирование ничего не дает. Внутривузовские системы подготовки абитуриентов (подготовительные курсы, "дни открытых дверей", встречи с преподавателями и т.п.) себя давно уже оправдали. Таким образом молодые люди ориентируются именно на данный вуз, узнают и понимают особенности его требований. А тестирование, по большому счету, не решает даже той задачи, которая вроде бы ставится во главу угла – ликвидировать коррупцию при поступлении в вуз. Не говоря уже о том, что об этой коррупции больше говорят, чем она есть на самом деле. Можно ли быть уверенным, что не возникнет новый вид коррупции – среди тех, кто будет проверять тесты? К этому процессу придется привлечь около семи тысяч специалистов и, что же, абсолютно все они будут кристально честными? Я считаю, что тестирование – нежизнеспособно, притом очень затратно. Министр Николаенко убеждал нас, что тестирование даст возможность оценить "истинное состояние дел" в средней школе, на что я ему предложил: "Да вы спросите об этом ректоров, они вам все расскажут достоверно"...

Беседу вел Александр ГАЛЯС.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.