Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 15 (811)
21.04.2006
НОВОСТИ
Культура
Вопрос - ответ
Компетентный собеседник
Имена
Точка зрения
Закон и общество
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 15 (811), 21.04.2006

ВЕСНА ПРОХОДИТ СРОКА ПОЛОВИНУ

Эту поэтическую строку можно отнести как к календарной весне, так и к ВЕСНЕ ФРАНЦУЗСКОЙ – фестивалю, который вот уже в третий раз проходит в Украине.

Киев, Харьков, Львов, Донецк, Одесса – вот города, где к радости франкофонов звучит со сцены театров, в концертных и выставочных залах в эти дни французская речь, где можно прикоснуться к французскому искусству.

К тому искусству, с которым, по крайней мере, одесситы связаны генетически.

Недаром одна из выставок, открывшихся в эти дни в нашем городе, называется "Французы в Одессе". На ней можно увидеть как копии старинных гравюр, запечатлевших создателей и первых радетелей Одессы (Де Рибаса, Ришелье и др.), так и современные фотографии гостей нашего города, приезжавших в Одессу, чтобы своими глазам увидеть чудо, созданное мыслью и стараниями их соотечественников.

Эта выставка была открыта 13 апреля в Пушкинском музее одновременно с выставкой Николетты Монтальбетти и Елены Голуб, посвятивших свои поиски в области художественной фотографии (они работают с цифровыми камерами) искусству Жана Дюбюффе.

Это не первое мероприятие, связанное с фестивалем "Французская весна".

Еще до официального открытия "Весны" в Одессе (в нашем городе официальное открытие фестиваля, на котором присутствовал посол Республики Франция в Украине Жан-Поль ВЕЗЬЯН, состоялось 12 апреля) прошли два мероприятия, запрограммированные организаторами фестиваля.

6 апреля в преддверии "Французской весны" одесские студенты-франкофоны (ОНУ) представили спектакль "Жан де ла Люн" Марселя Ашара. За этот спектакль на Международном театральном франкоязычном студенческом фестивале в Днепропетровске университетская труппа получила сразу две премии – Гран-при в виде поездки во Францию для участия в фестивале студенческих театров и Приз за лучшую мужскую роль.

А 7 и 8 апреля в кинотеатре "Маски" прошла "ночь короткого метра". Как всегда, программа началась в 21 час и затянулась часов до трех ночи. Программа была составлена из четырех отделений, в промежутке между которыми зрители могли подкрепить свои силы настоящими французскими круассанами. Но и без круассанов благодаря фильмам зрители почувствовали вкус Франции: французские характеры, остроумие, радость и грусть, аспекты французской жизни...

Всего за ночь зрители увидели 34 короткометражки, среди них восемь очаровательных анимаций – смешных и символических одновременно. Особую симпатию зрителей завоевали такие "мультики", как "Корова, которая хотела перепрыгнуть через церковь" Гийома Касе и "Монах и рыба" режиссера Дидье Фонтана.

Французские мастера самой лаконичной и потому самой емкой формы киноискусства – короткометражек отдали дань и сатире ("Ударник в "Болеро" Патриса Леконта, "Поцелуй" Стефана Ле Лей) и мягкому юмору ("Мой друг горилла" – режиссера Эмманюель Малерб, "Алекс в стране чудес" Луи Инасио, "Последнее искушение Криса" Патрика Малакяна", "Мажоретки в космосе" Давида Фурье – фильм, в котором задействован даже советский космонавт с Союза-27 и др). Есть среди короткометражек и трагикомедии ("Омнибус" – режиссера Сэма Кармана, "Меня зовут" Стефана Эльмаджана...), и даже детективные комедии ("Валентина, я – люблю тебя" – режиссеры Жан-Поль Уссон и Жан-Франсуа Широн). Большое место в подборке занимают лирические и философские сюжеты (из-за краткости формы короткометражки всегда оставляют место для раздумий, для осмысления жизненных ситуаций и явлений). И конечно, среди показанных фильмов свое место нашла и фантастика ("Мелкие ссоры" Роха Стефаника, "Человек без головы" Хуана Соланаса, "Жизель Керозен" Яна Кунена и др.).

Рассматривая программу "Ночь короткого метра" с точки зрения жанров, я не отметила такого существенного момента, как то, что среди имен, мало знакомых одесскому кинозрителю (это не касается таких уже упомянутых мастеров, как Патрис Леконт и Ян Кунен, в титрах появляются имена, вызывающие оживление в зале: это имена режиссеров Франсуа Озона ("Летнее платье") и Жана Пьера Жене ("Глупости" – фильм-фантазия).

Оживление также вызвали имена кинозвезд, которых смогли зрители увидеть на экране в некоторых сюжетах: Пьер Ришар, Доминик Пиньон, Валерия Бруни-Тедески, Мари Трентиньян...

Как уже говорилось, официальное открытие фестиваля состоялось 12 апреля в морской Арт-галерее (Морвокзал) на вернисаже выставки "Супермодные силуэты".

Привязка открытия именно к этой выставке естественна: Франция – законодательница мод. Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Уже забылись те времена, когда в журналах мод красовались не фотомодели, не роскошные молодые девушки и парни, дефилирующие на подиумах во время демонстрации мод от разных кутюрье, а простенькие рисунки, позволяющие ознакомится с модами сезона.

Сейчас во Франции занял свое место такой ультрановый и активно развивающийся вид искусства, как презентация моды в иллюстрациях. Этот вид творчества направлен не на прагматичное выписывание деталей модного костюма. В рисунках 15 французских художников не деталировка костюма, а концепция формы и цвета. В них графическое изображение фигур и силуэтов балансирует на границе современности, демократичности, включая фотографию и новые технологии и не отбрасывая окончательно старую эстетику. Словом, сегодня презентация моды в иллюстрациях имеет право считаться явлением уникальным.

В этот же день журналистам удалось побывать на фрегате "Жан Барт", по традиции, именно в дни "Французской весны" зашедшем в Одесскую гавань. Жан Барт – корсар из Дюнкерка оставил свое имя кораблю, патрулирующему воды Средиземного и Черного морей, дабы семь футов под килем и небо над головой оставались мирными и спокойными. Фрегат с дружеским визитом посетил уже не один порт. Одессе (где, по словам капитана, французские моряки часто находят себе невест) была отдана дань морякам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Французы возложили цветы к памятнику Неизвестному матросу.

И наконец, завершая программу первой половины "Весны" в Одессе (всего по Украине проходят более 50 мероприятий), устроители фестиваля дали одесситам возможность познакомиться с удивительным спектаклем Саркиса Чемлекджяна "МАКОНДО". Те, кто читали роман Габриеля Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества", сразу же по названию спектакля узнали, что его действие будет развиваться в деревушке Макондо, рожденной неуемной фантазией писателя, самым необычным образом смешивающего реальность и фантазию, умеющего представить невероятное, как самую что ни на есть банальность.

В постановке Чемлекджяна, в гриме актеров, в музыкальном оформлении спектакля – та же смесь реальности и фантастики, даже фантасмагории.

Есть она и в актерской манере. В сценическом прочтении романа, в его сюжетах-новеллах, плавно перетекающих одна в другую можно выделить два эпизода, в которых парадоксальная смесь действий и чувств, рожденных фантазией Гарсиа Маркеса, находит не менее парадоксальное воплощение.

Вот фабулы этих сюжетов. На берег у деревни Макондо море выносит утопленника, в которого... влюбляются жительницы деревни (?!) Они фантазируют, придумывают ему биографию и даже убеждены, что такого красавца должны были звать не иначе, как Эстебан. Второй сюжет – о старом облезлом ангеле, у которого в крыльях почти не осталось перьев, а во рту зубов. Ураган, как в насмешку, заносит его в курятник.

Спектакль сопровождался титрами. Но они не очень и нужны были настолько выразительна речь актеров (Дебора Лампи и Катрин Виаль). На титры не хотелось отвлекаться. Завораживали голоса, речь актеров. Даже тем, кто не читал романа, как мне кажется, было достаточно тех нескольких слов, что сказал о содержании спектакля перед его началом режиссер. Интонации, мимика актеров, необыкновенно красивая музыка к спектаклю в сочетании с музыкой речи, как я уже сказала, буквально завораживали.

Если в первую "Французскую весну" 2004 года "гвоздем" программы был театр "Единорог", то в этом году, думается, главной изюминкой станет этот ни на что не похожий литературный театр.

Далее, до конца фестиваля, одесситам предстоит встретиться еще с музыкой Франции, ее танцевальным искусством (в сочетании с видео), полнометражным кино и еще одним спектаклем. Но об этом позже, когда можно будет поделиться непосредственными впечатлениями.

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.