Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Читайте в рубрике ПРОБЛЕМА

Номер 46 (791)
25.11.2005
НОВОСТИ
Культура
Земляки
Проблема
Взгляд
Досуг
Закон и общество
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 46 (791), 25.11.2005

"МАНIПУЛЯЦIÏ – НI, НI БРЕХНI"

Это выражение появилось во времена оранжевой революции, но свою актуальность оно не утратило до сих пор. Мало того, в преддверии выборов ожидаются новые манипуляции и провокации, поэтому мы решили рассказать вам об их технологиях.

Первый метод манипуляции, о котором мы расскажем, называется метод "снежной лавины". Он состоит в том, что человека пытаются захлестнуть таким количеством информации, чтобы он не смог сразу в ней разобраться. Наилучшим примером этого метода является приём "белый шум", который создаётся путём сопоставления противоречащих друг другу фактов или усложнения их теоретическими примерами, заумными интерпретациями. Так часто поступают неопытные, но корыстные врачи, которые за ваши деньги найдут вам любую болезнь и всячески будут доказывать это вам.

Метод неполного консенсуса точек зрения. Он заключается в том, что точка зрения полностью поддерживается общественным мнением и не опротестовывается, даже если она идёт в разрез с мнением собеседников. Например, на днях сторонники Тимошенко пикетировали парламент, требуя, чтобы все деньги от продажи "Криворожстали" пошли на социальные нужды, хотя это невозможно.

Метод "копчёного подчерёвка" или другими словами – метод отвлечения внимания. Используется для того, чтобы аудитория не успела заметить важную, но не выгодную манипуляторам информацию. Для этого создают или где-нибудь находят "сенсацию", которая на время отвлечёт толпу. Очень часто этот приём применяют наши политики, которые вместо того чтобы решать вопросы страны, "переводят стрелки" на личную жизнь отдельных людей. Например, Андрей Ющенко и Юлия Тимошенко уже давно рассматриваются нашими СМИ именно с этой точки зрения.

Метод искусственного создания фактов. Он состоит из объединения по цепочке реальных фактов с придуманными. Если аудитория поверит в настоящие факты, то она поверит и во всё остальное.

Метод исторических аналогий. Он очень выгоден во многих аспектах. Во-первых, манипулятор получает возможность польстить аудитории, апеллируя к её эрудированности: "Ну, вы же помните, что..." Во-вторых, в истории можно найти факты практически на все случаи жизни. Этот метод помогает в конструировании исторических метафор, которые можно успешно использовать в политических целях.

Метод "обливания грязью". Заключается в подборе таких эпитетов, которые дают предмету разговора жёстко негативную оценку. Этот метод является одним из грубейших. Хотя именно он чаще всего используется в политической борьбе. С помощью "обливания грязью" образ политика становится воплощением зла, на этом фоне его оппонент выглядит значительно привлекательнее.

Метод "использования слухов". Широко применяется эстрадой и политиками для внедрения новостей скандального характера. Так как множество людей отдает предпочтение той информации, которая передаётся "шёпотом" и "из уст в уста", то именно этот метод достиг у нас практически своего пика. Особа, которой передали такую новость, считает себя собственником уникального секрета. А с секретами сами знаете что случается: хочешь, чтобы это узнали все – преподнеси как секрет. Мало того, обстановка секретности способствует закреплению полученной информации в памяти. Поэтому, сообщая новость "шёпотом", СМИ достигают наибольшей эффективности в подаче информации одновременно снимая с себя ответственность за её достоверность. Даже новость, которая опровергает "секретную", способствует лишь тому, чтобы в сознании укоренилось былое сообщение.

В арсенале манипуляторов существует ещё множество трюков, но их возможности не следует переоценивать. Большинство людей имеют достаточно сильные защитные механизмы. Исследования по социальной психологии свидетельствуют о том, что под давлением манипулятора могут измениться только появившиеся во взрослом возрасте особенности и убеждения. Фундаментальные установки и личные черты характера так быстро не изменить. Несмотря на это, не стоит уменьшать эффективность манипуляции. Поэтому защищайтесь или... удачной вам охоты!

Аня Соколовская, Оля Крамар.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання телефонуйте за тел.: 764-96-56, 764-96-60