Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

У природы нет плохой погоды

Номер 02 (747)
21.01.2005
НОВОСТИ
Культура
Календарь
Тинейджер
Проба пера
Криминал
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 02 (747), 21.01.2005

К 130-летию со дня рождения Александра Васильевча Колчака

ТРИ ЖИЗНИ КОЛЧАКА

Общеизвестна его "последняя жизнь" последняя, неудачная, в роли верховного правителя России. На долгие годы остались малоизвестными ипостаси Колчака-ученого и Колчака-моряка.

Александр Колчак родился 4 ноября 1874 года в селе Александровское Петербургского уезда Санкт-Петербургской губернии.

Учился в классической гимназии, в 1888 году перешел в Морской кадетский корпус и через 6 лет окончил его вторым по старшинству и успеваемости с денежной премией имени адмирала Рикорда.

В 1895-1896 годах мичман Колчак служил на кораблях Тихоокеанской эскадры вахтенным начальником и младшим штурманом. Во время плавания побывал в Китае, Корее. Японии и других странах, увлекся восточной философией, изучал китайский язык, самостоятельно занялся углубленным изучением океанографии и гидрологии. По возвращении опубликовал свою первую научную работу.

Лейтенантом служил на крейсере "Князь Пожарский", броненосце "Полтава". В январе 1900 года по распоряжению Морского штаба стажировался в Главней физической лаборатории Петербурга, Полтавской магнитной обсерватории и в Норвегии. В 1900-1902 годах на шхуне "Заря" участвовал в полярной экспедиции Э.В. Толля, совершил санную экспедицию на полуостров Челюскин, производил географкческие исследования и составил карты берегов Таймыра, островов Котельный и Бельковского и открыл остров Стрижева. Результаты молодой исследователь опубликовал в издниях Академии наук. В 1903-1904 годах, участвуя в разработанном им плане спасения пропавшей экспедиции Толля, Колчак сначала на санях, затем на вельботе прошел от бухты Тикси до острова Беннета, едва не утонув в ледяной трещине, доставил записки, геологические коллекции ученого и весть о его гибели. За полярное путешествие Колчака наградили орденом Владимира 4-й степени. За "выдающийся, сопряженный с трудом и опасностью географический подвиг" Русское географическое общество представило его к награждению большой золотой Константиновской медалью (ранее ее получили Н. Норденшельд и Ф. Нансен), избрало своим действительным членом.

В марте 1904 года, узнав о нападении японцев на Порт-Артур, Колчак сдал дела экспедиции, выехал на Дальний Восток и явился к вице-адмиралу С.О. Макарову. Служил вахтенным начальником на крейсере "Аскольд", исполнял обязанности артиллерийского офицера на минном транспорте "Амур", командуя миноносцем "Сердитый", совершил несколько смелых атак. Под его руководством ставили минные заграждения на подступах к Порт-Артурской бухте, он являлся одним из разработчиков плана прорыва блокады крепости с моря и активизации действий флота против японских транспортов в Желтом море и на Тихом океане. До капитуляции крепости командовал батареями на северо-восточном крыле обороны Порт-Артура. Раненый, с обострением ревматизма, он попал в плен. За заслуги под Порт-Артуром награжден орденом Св. Анны 4-й степени, золотой саблей с надписью "За храбрость" и орденом Св. Станислава 2-й степени с мечами, серебряной медалью "Памяти русско-японской войны".

В апреле 1906 года Колчак вернулся через Америку в Роcсию. После лечения занимался обработкой научных материалов арктической экспедиции и одновременно вопросами развития русского военного флота. Он явился одним из инициаторов создания Морского генерального штаба, затем возглавил подразделение по разработке оперативно-стратегических планов на Балтийском море. В докладе "Какой нужен России флот" утверждал: "...Если России суждено играть роль великой державы – она будет иметь линейный флот как непременное условие этого положения". Как эксперт по военно-морским вопросам, добивался в Государственной Думе правительственных ассигнований на строительство военных судов для Балтийского флота. Разочаровавшись в возможности осуществления продуманного, Колчак проводит чтение лекций в Николаевской морской академии. Его производят в капитан-лейтенанты, капитаны 2-го ранга.

По предложению Главного гидрографического управления, Колчак участвовал в разработке проекта научной экспедиции с целью исследования Северного морского пути, выступал с докладами, писал научную работу. Как командир ледокольноге транспорта "Вайгач", Колчак прошел на нем летом 1910 года через Индийский океан во Владивосток, затем плавал по Берингову проливу и Чукотскому морю, где выполнял гидрологические и астрономические исследввания. Осенью его отозвали из экспедиции и назначили начальником Балтийского оперативного управления Морского генерального штаба. Весной 1912 года Колчак принял командование эсминцем "Уссуриец". За отличную службу его произвели в капитаны 1-го ранга, назначили флаг-капитаном оперативной части штаба командующего морскими силами Балтийского моря.

В начале Первой мировой войны Колчак составил диспозицию операций военного времени на Балтике, организовывал успешную постановку мин и нападения на караваны германских торговых судов. С сентября 1915 года, командуя минной дивизией, он являлся и начальником обороны Рижского залива. За успешное нападение на караваны германских судов Колчака представили к награждению орденом Св. Георгия 4-й степени. 10 апреля 1916 года его произвели в контр-адмиралы, а 28 июня назначили командующим Черноморским флотом с производством "за отличие по службе" в вице-адмиралы. Колчак быстро освоился на незнакомом ему морском театре. В результате проведенного им минирования портов противника выходы неприятельских кораблей в Черное море почти прекратились.

После Февральской революции Колчак привел флот к присяге Временному правительству, активно боролся против революционного "брожения" и постепенного падения дисциплины на флоте. Сторонник продолжения войны до победного конца, он выступил против окончания боевых действий. Когда под влиянием прибывших с Балтики агитаторов матросы начали разоружать офицеров, Колчак выехал в Петроград, и выступив на заседании правительства, обвинил его в развале армии и флота.

В начале августа 1917 года вице-адмирала назначили начальником военно-морской миссии в США. Поняв, что американцы не намерены помогать России в войне, к середине октября Колчак вернулся на Родину. Однако, прибыв в ноябре 1917 года в Японию, узнал об установлении советской власти и о намерении большевиков заключить мир с Германией, после чего решил не возвращаться. Большевиков он считал германскими агентами. Колчак обратился к английскому послу в Японии с просьбой принять его на английскую военную службу. Но после согласия он получил от лондонского правительства предписание прибыть в Пекин к российскому посланнику для работы в Маньчжурии и Сибири. Он занимался созданием вооруженных сил для обороны Китайско- Восточной железной дороги (КВЖД). Колчак намеревался на Дальнем Востоке создать оплот для борьбы с большевизмом. Но когда китайцы отказались пропускать русские войска, он уехал в Японию.

Колчак не знал, что предпринять. В конце концов решил пробираться в Добровольческую армию генерала М.В. Алексеева. Главнокомандующий силами Уфимской директории В.Г. Болдырев предложил ему войти в правительство. В качестве военного и морского министра Колчак сразу же выехал на фронт. Вступив в конфликт с директорией, он, опираясь на надежные войска, арестовал ее членов и созвал экстренное заседание Совета министров, на котором его произвели в адмиралы и передали власть с присвоением наименования "Верховный правитель".

В результате Пермской операции в декабре 1918 года колчаковские войска заняли Пермь и продолжили наступление вглубь Советской России. В марте был прорван Восточный фронт Красной Армии. Успешное наступление колчаковцев, взявших 15 апреля Бугуруслан, позволяло войскам союзных государств в Восточной России и Западной Сибири главными силами наступать на Москву, а левым флангом соединиться с Деникиным и образовать единный фронт. Казалось, этот план вполне осуществим. Колчаковские войска в конце апреля подошли к Самаре и Казани. В мае верховную власть Колчака признали А.И. Деникин, Н. Н. Юденич и Е.К. Миллер. Однако неудачный выбор Колчаком ближайших помощников, крайний оптимизм командующего Сибирской армией генерал-лейтенанта Гайды и его молодых генералов, неверно оценивших обстановку, вскоре сказались. В результате контрнаступления Красной Армии в мае-июне 1919 года понесли поражение и откатились далеко на восток лучшие Сибирская и Западная армии Колчака. Сибирякам не нравилась реставрация самодержавного управления; в тылу ширилось партизанское движение. Огромное влияние оказывали союзники, от поставок которых зависели действия армии. Поражения на фронте вызвали панику в тылу. В октябре эвакуация чешских войск вызвала бегство из Омска семей белогвардейцев. Сотни эшелонов запрудили железную дорогу. Колчак пробовал демократизировать власть, но было поздно. Фронт развалился. Чехи арестовали передвигавшегося под охраной союзных флагов Колчака и 15 января 1920 года на станции Иннокентьевская сдали эсеро-меньшевистскому "Политическому центру". Центр передал адмирала большевистскому Иркутскому военно-революционному комитету (ВРК). 21 января начались допросы. Сначала предполагали отправить Колчака в Москву, но, получив указание из столицы, ВРК расстрелял Колчака 7 февраля 1920 года.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання телефонуйте за тел.: 764-96-56, 764-96-60