Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Фото Михаила РЫБАКА

Номер 23 (716)
11.06.2004
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 23 (716), 11.06.2004

ТВОРЧЕСТВО

ОБИТАТЕЛЬНИЦА СОЛОВЬИНОЙ РОЩИ

Специалисты утверждают, что камерное пение для солиста-вокалиста является искусством более сложным, нежели пение оперное. Ведь на концертной эстраде он, как правило, – один на один с публикой. Внимание слушателя не отвлекается специфическими театральными компонентами: сценическим декором, калейдоскопом света и цвета, оригинальностью костюмов и, конечно же, другими, участвующими в представлении "действующими лицами". Весь позитивно-эстетический эффект достигается здесь лишь средствами и достоинствами голоса певца, его личностным обликом, поведением на подмостках.

Наглядный пример сказанному – исполнительское творчество солистки Одесской областной филармонии, заслуженной артистки Украины Елены Стаховской.

Певца оценивают обычно, прежде всего, по его вокальным данным – краскам и наполненности тембра, манере звукоизвлечения и т.д.

Краски голоса у нашего одесского "соловья" (кстати, представленная солисткой ее юбилейная программа называлась "Соловьиная весна") – трепетно нежные, словно бы "отполированные", переливчатые. Певица мастерски пользуется ими в романсе Ф. Листа на слова В. Гюго "Как дух Лауры", католическом гимне "Ave Maria" Д. Каччини, создавая с их помощью чарующие звуковые полотна.

В Данной концертной программе звучали и украинские песни: "Чом ти не прийшов" в обработке А. Кос-Анатольского на слова С. Филипчука "Зiйшов мiсяць, мiсяченьку", музыку к которой написала Стаховская.

Воспроизведение упомянутых произведений побуждает сравнить искусство певицы с канонами знаменитой итальянской школы, названной "бельканто" (буквально: прекрасное пение). Оно с ними полностью согласуется.

Следует, однако, заметить, что и наша отечественная певческая школа, во многом схожа с итальянской, противопоставляет ее порывистости и страстности, граничащим порой чуть ли не с выспренностью и надрывом, душевную теплоту и мягкую доверительную проникновенность.

Данное отличие также характерно для певческого искусства нашей одесской певицы. Каждая исполняемая ею вокальная пьеса сравнима с исповедальным откровением.

Впрочем, соперничает Е. Стаховская с мастерами бельканто и в виртуозном техническом блеске, особо проявляющемся в эпизодах, насыщенных головокружительными пассажами и фиоритурами. Эту сторону своего дарования она демонстрирует в каватине и сценах Розины из "Севильского цирюльника" Д. Россини, но более всего в концерте для голоса (колоратурного сопрано) с оркестром Р. Глиэра, произведении выразительнейшем по мелодике, но и чрезвычайно трудном и сложном для воспроизведения. За него обычно берутся только самые одаренные и профессионально подготовленные исполнительницы (композитор посвятил это творение, созданное им в 1943 году, знаменитой певице Д. Пантофель-Нечецкой, первой спела его Н. Казанцева).

Елена Стаховская совершенствовала свое мастерство в Одесской государственной консерватории (ныне – музыкальной академии) имени А. Неждановой в классах народной артистки Украины профессора А. Фоменко и доцента Е. Ойгензихт, в дальнейшем освоила еще и курс ассистентуры-стажировки (аспирантский) под руководством народной артистки Украины академика Г. Поливановой.

Вокальному образованию предшествовало фортепианное – в музыкальном училище имени К. Данькевича, а затем в консерватории у заслуженной артистки Украины профессора Л. Гинзбург.

Так, в юбилейном концерте солистка сыграла на рояле один из ноктюрнов Ф. Шопена.

В качестве солистки филармонии Елена Владимировна выступает перед различными аудиториям с концертами, в которых звучат произведения отечественных и зарубежных авторов. В памяти одесских меломанов остались программы с ее участием: "Наполним музыкой сердце", "Пливе моя душе", "Люби, пока дано любить" и многие другие.

Голос певицы неоднократно звучал и за рубежом. В опере В. Моцарта "Волшебная флейта" она пела партию Царицы ночи на сцене театра в польском городе Познани, а также в столице Австрии Вене. Актриса, помимо регионов нашего государства, гастролировала еще и в странах СНГ, а также в Германии, Италии, Канаде, США, Финляндии, Чехии.

Уже не первый год Стаховская преподает в музыкальной академии, она доцент кафедры сольного пения, декан вокально-хорового факультета, готовится к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.

В праздничном концерте принимали участие солист филармонии Валерий Кузнецов (баритон), преподаватель музыкальной академии Василий Дзисюк (флейта), Одесский национальный филармонический оркестр под управлением маэстро Игоря Шаврука.

Виктор БИРЗИН.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.