![]() | ![]() |
+ Новости и события Одессы![]() Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! ![]() ![]() |
Номер 23 (716), 11.06.2004 ТВОРЧЕСТВО ОБИТАТЕЛЬНИЦА СОЛОВЬИНОЙ РОЩИ
Специалисты утверждают, что камерное пение для солиста-вокалиста является искусством более сложным, нежели пение оперное. Ведь на концертной эстраде он, как правило, один на один с публикой. Внимание слушателя не отвлекается специфическими театральными компонентами: сценическим декором, калейдоскопом света и цвета, оригинальностью костюмов и, конечно же, другими, участвующими в представлении "действующими лицами". Весь позитивно-эстетический эффект достигается здесь лишь средствами и достоинствами голоса певца, его личностным обликом, поведением на подмостках.
Певца оценивают обычно, прежде всего, по его вокальным данным краскам и наполненности тембра, манере звукоизвлечения и т.д. Краски голоса у нашего одесского "соловья" (кстати, представленная солисткой ее юбилейная программа называлась "Соловьиная весна") трепетно нежные, словно бы "отполированные", переливчатые. Певица мастерски пользуется ими в романсе Ф. Листа на слова В. Гюго "Как дух Лауры", католическом гимне "Ave Maria" Д. Каччини, создавая с их помощью чарующие звуковые полотна. В Данной концертной программе звучали и украинские песни: "Чом ти не прийшов" в обработке А. Кос-Анатольского на слова С. Филипчука "Зiйшов мiсяць, мiсяченьку", музыку к которой написала Стаховская. Воспроизведение упомянутых произведений побуждает сравнить искусство певицы с канонами знаменитой итальянской школы, названной "бельканто" (буквально: прекрасное пение). Оно с ними полностью согласуется. Следует, однако, заметить, что и наша отечественная певческая школа, во многом схожа с итальянской, противопоставляет ее порывистости и страстности, граничащим порой чуть ли не с выспренностью и надрывом, душевную теплоту и мягкую доверительную проникновенность. Данное отличие также характерно для певческого искусства нашей одесской певицы. Каждая исполняемая ею вокальная пьеса сравнима с исповедальным откровением. Впрочем, соперничает Е. Стаховская с мастерами бельканто и в виртуозном техническом блеске, особо проявляющемся в эпизодах, насыщенных головокружительными пассажами и фиоритурами. Эту сторону своего дарования она демонстрирует в каватине и сценах Розины из "Севильского цирюльника" Д. Россини, но более всего в концерте для голоса (колоратурного сопрано) с оркестром Р. Глиэра, произведении выразительнейшем по мелодике, но и чрезвычайно трудном и сложном для воспроизведения. За него обычно берутся только самые одаренные и профессионально подготовленные исполнительницы (композитор посвятил это творение, созданное им в 1943 году, знаменитой певице Д. Пантофель-Нечецкой, первой спела его Н. Казанцева). Елена Стаховская совершенствовала свое мастерство в Одесской государственной консерватории (ныне музыкальной академии) имени А. Неждановой в классах народной артистки Украины профессора А. Фоменко и доцента Е. Ойгензихт, в дальнейшем освоила еще и курс ассистентуры-стажировки (аспирантский) под руководством народной артистки Украины академика Г. Поливановой. Вокальному образованию предшествовало фортепианное в музыкальном училище имени К. Данькевича, а затем в консерватории у заслуженной артистки Украины профессора Л. Гинзбург. Так, в юбилейном концерте солистка сыграла на рояле один из ноктюрнов Ф. Шопена. В качестве солистки филармонии Елена Владимировна выступает перед различными аудиториям с концертами, в которых звучат произведения отечественных и зарубежных авторов. В памяти одесских меломанов остались программы с ее участием: "Наполним музыкой сердце", "Пливе моя душе", "Люби, пока дано любить" и многие другие. Голос певицы неоднократно звучал и за рубежом. В опере В. Моцарта "Волшебная флейта" она пела партию Царицы ночи на сцене театра в польском городе Познани, а также в столице Австрии Вене. Актриса, помимо регионов нашего государства, гастролировала еще и в странах СНГ, а также в Германии, Италии, Канаде, США, Финляндии, Чехии. Уже не первый год Стаховская преподает в музыкальной академии, она доцент кафедры сольного пения, декан вокально-хорового факультета, готовится к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. В праздничном концерте принимали участие солист филармонии Валерий Кузнецов (баритон), преподаватель музыкальной академии Василий Дзисюк (флейта), Одесский национальный филармонический оркестр под управлением маэстро Игоря Шаврука. Виктор БИРЗИН.
|
|
|||||||||||
|