Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки


Номер 24 (667)
27.06.2003
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 24 (667), 27.06.2003

НЕ СТОЙ – ЗАМЕРЗНЕШЬ

ФЕСТИВАЛЬ "ТАВРИЙСКИЕ ИГРЫ-2003": ХРОНИКА МУЗСОБЫТИЙ

Раз в год местом притяжения всех украинских меломанов становится небольшой городок под Херсоном. Именно там, в Каховке, посреди бескрайних полей злаков и плантаций томатов вот уже 12 лет проходит громадное по своему масштабу и размаху событие под названием международный музыкальный фестиваль "Таврийские игры".

На этот раз "Таврийские Игры-2003" сместились во времени и осчастливили местных жителей Каховки своим присутствием значительно раньше – на майские праздники. Как сообщили организаторы еще полгода назад, такое радикальное изменение сроков фестиваля было связано с тем, что оргкомитету не удалось зафрахтовать на летнее время два речных теплохода, на борту которых традиционно размещались участники и гости. А тут еще и поздняя весна со всеми вытекающими погодными выкрутасами, да и достаточно скромная по сравнению с прошлыми годами программа зарубежных участников. А вдобавок ко всему, к счастью, не оправдавшиеся зловещие репортажи в теленовостях о двух заболевших атипичной пневмонией в Каховке: Поэтому вопрос "ехать – не ехать" на этот раз звучал особенно актуально. И ради истины стоило бы сказать, что по сравнению с прошлыми годами зрителей на фестивале действительно оказалось меньше. Как, впрочем, гостей и журналистов тоже.

Но тем, кто все же решил, что ехать надо, жалеть не пришлось. Нечасто в Украине проходят музыкальные события с таким масштабом, при которых иногда забываешь, в какой стране находишься. А вечное журналистское желание всегда быть в гуще событий оказывалось востребованным на все сто. Как минимум на целый год.

Вечерние концерты на специально установленной у побережья сцене начинались ровно в девять вечера, когда последние лучи заходящего солнца пропадали за горизонтом. Совсем не весенняя прохлада первого майского вечера вместе с ветром со стороны Каховского водохранилища наталкивали на мысль, что утро следующего дня предстоит начать с пиктусина. Учитывая пожелания артистов (которым в прошлые годы приходилось тратить энергию на тщетные попытки расшевелить сонный партер у сцены), в этом году VIP-партер был ликвидирован, стулья убраны и вся огороженная VIP-площадь для гостей, телеаппаратуры и прессы превратилась в огромный танцпол. Перспектива провести всю первую половину ночи на ногах под дуновение свежего днепровского ветра превращалась в осознание неведомого доселе испытания для собственного организма.

Все перечисленные причины, наряду с мощным 140-киловаттным звуком со сцены ставили присутствующих перед дилеммой: двигаться или околеть от холода. И тут выяснялось, что музыка творит невероятные вещи, заставляя не обращать внимания на погоду, не замечать времени, позабыть про сон и не чувствовать усталости. Видимо, именно с этого и начинается любой фестиваль.

Право открыть концертную программу в этом году было предоставлено постоянному участнику "Таврийских Игр" Александру Пономареву, неоднократному обладателю премии "Золотая Жар-птица" в категории "Лучший певец Украины". Кстати, о птицах. Неожиданностью фестиваля в этом году стал принципиальный отказ дирекции вручать ежегодную национальную премию "Золотая Жар-птица", ссылаясь на откровенный застой в отечественной музыке. Как известно, именно церемония вручения статуэток в виде золотого пера жар-птицы становилась одним из атрибутов "Таврийских Игр". В этом году фестиваль прошел без нее, и во время трехдневной программы становилось понятно, почему оргкомитет пошел на такой резкий шаг. Застой в отечественной музыке действительно налицо. Точнее, даже не в самой музыке, а в нашей музыкальной индустрии, которая по-прежнему эксплуатирует одних и тех же исполнителей, штампует одну и ту же музыку и не занимается поиском новых имен, которые просто лишены возможности пробиться. Если бы "Золотая Жар-птица" присуждалась, то в очередной раз досталась одним и тем же старым знакомым. В частности, лучшим певцом года наверняка снова бы стал все тот же Александр Пономарев. Не потому, что он такой гениальный, а потому что отсутствуют хоть как-то обозначившиеся конкуренты. Его выступление на "Таврийских Играх" все с тем же далеко не новым репертуаром еще раз убеждало, что если бы не большой экран на сцене и танцевальная поддержка балета, то программа "лучшего певца Украины" выглядела бы как вялое зрелище, лишенное самобытности и энергетики. Несколько версий композиции "Hasta la Vista, Baby", с которой Пономарев позже представлял нашу страну на конкурсе Евровидения, ситуации не меняли. Мы, как истинные патриоты, конечно же, все равно болели за нашего исполнителя на помпезном, но тем не менее значимом в медийном плане мероприятии под названием "Конкурс Евровидения". (Не за "Тату" же болеть украинцам, в самом деле). Однако и особую национальную гордость в данном случае почему-то было очень трудно извлечь из глубины своего национального самосознания. То ли в исполнителе дело, то ли все еще в нас, то ли в Евровидении, то ли еще в чем-то.

Однако (возвращаясь к программе "Таврийских Игр"), когда следом за Пономаревым на сцену вышла группа "Гайдамаки", дремлющее национальное самосознание мигом проснулось и выплеснулось наружу шквалом эмоций и энергии. Таких не берут на Евровидение, ну и не надо. Вот что значит, когда в общем-то изначально некоммерческая музыка умело и искренне замешивается на национальных мотивах, обретая мощный этнический драйв. Слушать ее в записи бесполезно. На концерте же действует безотказно! И вот тут началось: веселые лица, зажигательные арканы в зале, а также "новые украинцы" с мобильниками за поясом, отплясывающие гопака в VIP-секторе, позабыв про свой возраст и обязывающий к солидному поведению бизнес-статус. Еще один проект с этническими корнями – российский "Иван Купала", наоборот, лучше бы слушать в записи на дискотеках. Музыкальные эксперименты трех диджеев с этнографическим ансамблем выглядели в живом выступлении как экзотика российской глубинки, заметно проигрывая в плане драйва только что сошедшим со сцены украинским братьям по духу из "Гайдамаков". Впрочем, разогретым музыкой зрителям было уже не до оценок. Поэтому душевные хороводы под звуки "Костромы" тут же потянулись по всему залу.

(Продолжение следует.)

Олег МЕЛЬНИЧУК.

На фото: Александр Пономарев.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.