Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рис. А. КОСТРОМЕНКО.

Номер 19 (609)
26.04.2002
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 19 (609), 26.04.2002

"МЫ БРЕДЕМ, КОВЫЛЯЯ ВО МГЛЕ",

потому что мы – первопроходцы; потому что никто до нас не пытался осилить переход от системы, которую в той или иной степени можно было называть социалистической (политизированной, недемократичной, если не диктаторской в определенный период), к системе псевдокапиталистической. Нет ни теории, ни практики такого перехода. А есть множество препон и преград, мешающих плавному безболезненному переходу страны к новой ипостаси; мешают ее расцвету, развитию экономики, социальной и культурной сфер. Эти преграды – общие для всей страны, но мы поговорим конкретно о нашем регионе.

Одесса всегда была уникальным городом. Не только из-за колорита и романтического флера, не только как родина и кузница талантов. Это была кузница кадров. Только для морской отрасли в Одессе ежегодно готовили почти 15 тысяч специалистов разного уровня – от матросов до штурманов и капитанов. И они были востребованы, поскольку в стране насчитывалось 19 пароходств. Кроме того, специалистов готовили университет, политех, институт связи, мединститут, гидромет, консерватория и т.д. Сейчас к институтам добавились профилированные колледжи. Но дело не в количестве выпускников – дело в их востребованности.

Невостребованность специалистов многих профилей – это одна из препон на пути гармоничного социально-экономического развития.

Востребованность – невостребованность – это вообще один из критериев благополучия отрасли.

Снова вернемся к Одессе доперестроечного периода. В середине 80-х годов выработка промышленной продукции, приходящейся на одного человека, достигала 23-24 тысяч рублей в год. Эта цифра была выше тех же показателей в таких промышленных китах страны, как Челябинск, Краматорск, Новокузнецк... Успех определялся многими факторами. В первую очередь структурой продукта, его высокотехнологичностью, востребованностью. Станкостроительный завод, завод радиально-сверлильных станков, завод прецезионных станков и т.д. Словом, станкостроительная промышленность занимала в Одессе одно из приоритетных мест. Но так ведь и должно быть в миллионном городе, имеющем научно-кадровый потенциал, являющийся одновременно рекреационным центром (раньше в Одессу в год приезжало не менее 220 тысяч организованных отдыхающих и около 1,5 млн "дикарей", что тоже приносило доход). В таком городе не должно быть низкотехнологических производств. Несколько отвлекаясь от связного изложения вопроса, приведем такой пример. На заводе "Стальканат" открыли цех по изготовлению гвоздей – рубят проволоку. И это вместо того, чтобы такой примитивный цех открыть где-нибудь в райцентре, обеспечив там людей работой, а на таком мощном предприятии, как "Стальканат", использовать площади под высокотехнологичное производство.

К вышесказанному можно было бы прибавить многое, и то, что Одесса всегда была крупным транспортным узлом, и то, что грузооборот порта составлял к середине 80-х годов 24 тысячи тонн в год, и что при сегодняшней мировой ситуации пароходство могло бы зарабатывать огромные деньги на фрахте...

Но чтобы не говорить только о прошлом, рассмотрим те факторы, которые тормозят развитие социально-экономического благополучия страны и нашего региона, а в частности, сегодня, когда, перефразируя песню, на которую намекает заголовок, "Всю систему разбомбили мы дотла".

(Окончание следует.)

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660