Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 35 (1031), 10.09.2010
ОТКРЫВАЕМ КАЛЕНДАРЬ, НАЧИНАЕТСЯ... СЕНТЯБРЬ
Те, кто помнит стихи Самуила Маршака "Круглый год",
удивятся, увидев такой заголовок. Да и рифма здесь сама вроде
бы напрашивалась: КАЛЕНДАРЬ - ЯНВАРЬ. Но... одесситы вот уже 16
лет ведут отсчет годам не с 1 января, а от Дня рождения Одессы.
Одесский литературный музей совместно с ЗАО "Пласке", начиная с
2003 года, даже выпускает красочные календари, в которых Новый
год стартует с первого (точнее со второго) сентября.
Каких только календарей не выпускал за эти годы Литературный
музей! Поскольку речь идет о культурологическом проекте, то не
стоит удивляться, что все календари были тематическими.
Например, первый календарь (2003-2004 гг.) содержал ответ на
вопрос: "Приятно ли жить в Одессе?" И он доказывал, что,
несмотря ни на что, таки да - приятно.
Темы были самыми разными, но вот с пятого выпуска началась
серия календарей, каждый из которых посвящен "Истории одной
улицы" (кавычки свидетельствуют, что речь идет о названии
серии).
Начали с улицы Ланжероновской, что понятно: своя рубашка, то
есть улица, ближе к телу, простите к теме. Затем была улица
Гоголя. Прошлогодний календарь был посвящен улице Пастера. А
вот в этом году календарь переехал совсем в другой район.
Авторы остановили свое внимание на красивой, богатой (потому
что когда-то это была улица богачей) улице Маразлиевской,
граничащей с парком имени Шевченко, плавно спускающемся к морю.
Когда-то эта улица носила скучное и быстро устаревающее
название - Новая. Но еще до революции она была названа в честь
одного из ярчайших представителей Одессы XIX века Григория
Маразли - миллионера и мецената, интеллигента и созидателя,
много сделавшего для города, особенно в годы своего почти
двадцатилетнего правления в качестве городского головы. В
советское время улицу снова переименовали. Она называлась
улицей Энгельса. Последнее переименование восстановило
справедливость. Улица снова стала называться Маразлиевской, и
даже памятник Маразли теперь перенесен с Греческой площади на
улицу его имени.
Хотя улица Маразлиевская довольно небольшая, но буклет,
сопровождающий календарь, получился достаточно толстым. Обычно
так бывает, когда речь идет об улице, на которой проживало
большое число известных людей. В роскошных же домах на
Маразлиевской в основном жили богатые коммерсанты. Однако после
тщательных поисков удалось установить, что было время, когда на
Маразлиевской жили Куприн, Катаев и Батров. А по мере изысканий
оказалось, что материалов по этой улице набралось не только на
один календарь, но и на увлекательный объемный буклет.
Например, удалось выяснить, что в здании, где находился в свое
время Дворец студентов, что знаменательно само по себе (старшее
поколение, конечно, помнит, "Парнас-2", выступления Карцева и
Ильченко и т. д.), так вот, в 20-е годы в этом здании
располагалась ВЧК.
Презентация календаря состоялась 28 августа одновременно с
празднованием Нового одесского года. Пусть вас не удивляет, что
Литмузей решил почти на неделю предвосхитить событие. С Новым
годом всегда так. Сначала отмечают дома, а потом отправляются
пышно праздновать в другое место.
Правда, и дома, то есть в Саду скульптур, праздник удался на
славу. Концерт, на котором состоялись выступления известных
коллективов, дефиле в костюмах времен Маразли, фуршет и танцы,
танцы, танцы до ночи и до упаду.
Последнее время одесситы стали с энтузиазмом воспринимать
ночные праздники в жаркое летнее время. Остается лишь
посмеяться над теми страхами и домыслами, которые сопровождали
так и не реализованный прекрасный проект "Ночь в опере".
Кроме активного отдыха, на встрече одесского Нового года
гостям Литмузея была предложена и созерцательная программа в
виде двух выставок: выставки "Улица Маразлиевская в картинах
одесских художников" и выставки инсталляций фотохудожника
Георгия Исаева "Одесса навсегда, или Золотой мусор Одессы".
Ну как тут не вспомнить нашу соотечественницу Анну Ахматову:
"Когда б вы знали, из какого сора..." Из каких сундуков,
подвалов и чердаков стекалось в руки Жоры Исаева все то, что
составляло когда-то быт, чаяния и своеобразие Одессы. Такое
нельзя описать. Нужно прийти, посмотреть, вздохнуть от
охватившей тебя ностальгии и, может, даже прослезиться.