Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 30 (1519)
24.09.2020
НОВОСТИ
Выборы - 2020
Проблемы и решения
Тема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Повесть
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 30 (1519), 24.09.2020

"ОБЛАКА КАК ЖИВЫЕ, ЛЮДИ СЛОВНО ЦВЕТЫ..."

Восполнить досадный пробел в наших знаниях о живописи советской эпохи поможет выставка живописи Евгения Ткаченко (1923–2002) "Одесса, ты в сердце моем", которая работает в творческом пространстве "Диалоги" (Соборная площадь, 2). Произведения художника находятся в частных собраниях Украины, Молдовы, Польши, Испании, Великобритании. Именно частные коллекционеры сохранили его наследие. Теперь эта прекрасная живопись, помогающая ощутить колорит Одессы прошлых лет, доступна для обозрения, причем бесплатно.


"Евгений Ткаченко — один из художников эпохи соцреализма, испытавший социальный и эстетический подъем шестидесятников, с яркой силой запечатлевший атмосферу оттепели, — пишет об авторе Дмитрий Корсунь. — В его живописи тактильная осязаемость бытия и солнцепоклонство сочеталась с простотой почти банальных, непритязательных уличных сюжетов. Это есть сама оголенность жизни, теплота мгновения, правдивость художественного запечатления. Его картины — это миг жизни. Вот прохожие куда-то спешат по улицам его Одессы, вот заполненный бронзовыми телами купальщиков пляж, вот цветастые фасады зданий, вот старые и новые кварталы города с контрастной игрой света и тени, красочные натюрморты, эмоциональные портреты... Это то, что мы так привычно сейчас называем — "живопись старой школы". Подборку его работ можно назвать "страной солнца", слитком естественной, доброй энергии. Это диалог художника со светоносной стихией. Живопись Ткаченко опережала время 50-60-х годов, и только сегодня она показывает свои истинные смыслы... Работы Ткаченко не вписываются в официальные экспозиции 70-х годов. В них нет одиозных персонажей, "героических" событий социализма, идеологических выверенных сюжетов. Он, пулеметчик-фронтовик, не без оснований избегал всякой показухи, неистинности, пафосной героики. Простота была его стилем. Да, на его картинах живопись эпохи соцреализма, но без заказного соцреализма с внутренней лживостью, нарочитой придуманностью событий и натянутых моральных коллизий. Без экзальтированных доярок, одухотворенных строителей социалистического мира и мудрых, как праотцы, генеральных секретарей. Ткаченко искренний художник, — тот, кто всегда и во всем видит и говорит правду. И значит, ему было чуждо, неприемлемо циничное отношение к живописи как к способу добывания комфорта, авторитета, карьеры и материальных благ. Такому человеку незачем врать... Рисунок его живописи зачастую выглядит несколько грубым, торопливо-шероховатым, даже неуклюжим в движении щетинной кисти. Желания понравиться, п ольстить модели и натуре там нет точно, потому что не в этом для него смысл личной живописной эстетики. Ткаченко не позволяет никакого гламурного шика, псевдовиртуозности, дешевого декоративизма, закрашенности, а дает только истинные отношения тонов, какими они и есть на самом деле. Это и есть истинный реализм, как у его великих учителей, импрессионистов. Но при этом какая раскованность, живой нерв, лирическое чувство! Такова философия авторского видения. Столько живых нетривиальных чувств может выдать только созвучный художнику кинематограф — Хуциева и Феллини. А само поведение его краски — когда она в чистом виде переносилась на полотно и там становилась не только цветом, но и живой, трепетной плотью мира... Да там и нет краски, а зато есть Живопись".

Поэтическое восприятие действительности побуждало живописца и в стихотворных строчках устремлять взор к небу:

Все я вижу впервые,

Как все краски чисты!

Облака как живые,

Люди словно цветы.

Солнца огненный сгусток

Подружился со мной.

Счастье, Сила. Искусство

Бьют мне в душу волной...

И даже в ночном небе Евгению Ткаченко светила путеводная звезда:

В небе черном звезда Альтаир

Рассыпается всеми цветами,

Словно высказать хочет словами

Как неистово красочен мир.

Как прекрасен сказочный мир —

Розоватый, зеленый и синий...

Праздник красочных пятен и линий

В небе черном звезда Альтаир.

— Этот художник никогда не изменял себе, — подчеркнула на вернисаже основательница "Диалогов" Елена Великая. — Мы расположили его работы в духе импрессионизма 50-х годов и показали, как он пришел к экспрессионизму в 70-е. Все они находятся в частных коллекциях и сохранены благодаря коллекционерам. Евгений Ткаченко родился в Черниговской области, проживал в Черкасской, учился в Одессе и оставил, кроме пейзажей, потрясающие серии "ню", множество автопортретов, так что в будущем возможна еще не одна его выставка в нашем зале.

Наследие Ткаченко содержит и много картин, посвященных Киеву и Черкассам, но к Одессе у мастера была особенная любовь. Ведь именно здесь, в Грековке (его наставниками были Михаил Тодоров и Леонид Мучник), его научили живописному искусству, открыли мир французских импрессионистов, а также Константина Коровина и Кириака Костанди, привили хороший вкус и показали, как бесподобен бывает солнечный свет, отраженный морем. Но есть на выставке и подернутые туманом и дождевой пылью виды Ланжероновской, какой она была в пятидесятые — позавидовал бы и Клод Моне. Прошли годы с тех пор, как полотна были написаны, но до сих пор они излучают душевную гармонию автора, жившего в ладу с природой и светилами, а не с навязанными обществом канонами и вкусами. Во многом благодаря этому искусство Ткаченко не только опередило, но и пережило свое время.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.