Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 20 (1460)
6.06.2019
НОВОСТИ
Медиа
Острая тема
Актуальная тема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Юбилеи
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 20 (1460), 6.06.2019

"И СКОРИК ГРУСТЬ БУДИЛ
"МЕЛОДИЕЙ" СВОЕЮ..."

Элегантный новый тип инвестиций - покупка старинных музыкальных инструментов.

Для популяризации этого занятия в Urban Music Hall состоялся концерт "Секреты Страдивари", инициатором которого стал Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Николая Лысенко. Создание в Украине Фонда раритетных музыкальных инструментов для дальнейшей их покупки, сохранения и использования молодыми украинскими музыкантами может стать фактом, благоприятно влияющим на имидж страны в целом. Внимание меценатов привлекают при помощи серии концертов "Секреты Страдивари", прошедших в Харькове, Киеве, Львове и Одессе.


Почему стоит заниматься такими инвестициями? Оказывается, рост стоимости струнных инструментов работы Антонио Страдивари или Джузеппе Гварнери намного опережает рост стоимости золота и недвижимости. Столь же перспективно и приобретение раритетных скрипок работы их учеников, но есть нюанс, такой артефакт не повесишь на стену и не положишь в сейф, потому что инструмент стоимостью полтора - два миллиона долларов без дела теряет в качестве звука. И чтобы вернуть его к жизни, надо будет полгода на нем упражняться. Поэтому обладатель "страдивариуса" должен становиться меценатом, предоставляя молодым музыкантам возможность, к примеру, выступить на международном конкурсе не с ординарным инструментом, а с таким, который даст звук приятного тембра, будет послушен исполнителю. И побед станет больше... И отечественная скрипичная школа получит мощный импульс к развитию.

Поскольку в Украине нет фондов, где музыканты могли бы взять инструменты для выступлений, нашим струнникам приходится обращаться к европейским фондам. Одесситы увидели и услышали уникальный инструмент, созданный примерно в 1746 году мастером Джованни Батиста Гваданини (1711-1786) - одним из самых талантливых учеников Антонио Страдивари. Пару лет назад словосочетание "скрипка Гваданини" гремело по всем мировым СМИ, так как инструмент работы этого мастера был украден у знаменитого скрипача Павла Верникова в поезде. Страховая стоимость этой скрипки составляла полтора миллиона долларов. Неизвестна уже более сотни лет судьба другой скрипки Гваданини, пропавшей у Генрика Венявского, знаменитого польского скрипача, профессора Московской консерватории. Само собой, меценатам придется учесть необходимость страховать инструменты и даже обеспечивать их охрану.

Скрипку для тура по Украине привез известный скрипач Михаил Захаров, который живет и работает в Австрии с 2005 года. Михаил с отличием окончил университет музыки и театрального искусства в Граце (класс профессора Бориса Кушнира), выступал с концертами в Австрии, Польше, Украине, Армении, Германии, Швейцарии, стал лауреатом международных конкурсов.

- Моя личная скрипка, на которой я постоянно играю, работа итальянца Джованни Пистуччи и сделана она в 1910 году, - рассказал скрипач. - Она тоже считается раритетной, но инструмент Гваданини звучит намного интереснее. Мне ее дали в Австрии, чтобы украинцы могли услышать настоящий тембр итальянских мастеров. Не всякий музыкант может до конца раскрыть возможности скрипки - это тоже очень важный момент. Конечно, украинским музыкантам нужен такой фонд, от этого зависит качество нашего искусства.

В программе концерта прозвучали произведения Бориса Лятошинского (фортепианное трио), Мирослава Скорика (новый цикл романсов на стихи Богдана-Игоря Антонича и знаменитая "Мелодия"), а также Антонина Дворжака, Джачинто Герреро и Федерико Морено Торроба. Кроме Михаила Захарова, в струнном трио приняли участие Алексей Шадрин (виолончель) и Роман Лопатинский (фортепиано), партию сопрано исполнила Алла Мишакова. Роман Лопатинский приехал в Одессу с виолончелью, созданной в 1885 году итальянским мастером Эрминио Монтефиори (1847-1904). Монтефиори жил в Генуе, был самоучкой и достаточно поздно начал самостоятельно обучаться мастерству. Имея многолетный опыт работы скульптора, вдохновлялся генуэзскими мастерами восемнадцатого столетия, формы его инструментов напоминают творения Паоло Кастелло. Монтефиори часто использовал старое дерево, найденное в церкви Святого Томмазо (1154-1885 годы). Считается, что совокупный возраст струнных инструментов данного концерта составляет 407 лет, но задумаемся и о том, когда росли деревья, давшие жизнь скрипке Гваданини и виолончели Монтефиори... Дух захватывает! А звучание и впрямь было первоклассным. Будем надеяться, найдутся в Украине меценаты, готовые выкупать раритетные инструменты и предоставлять их молодым музыкантам (зрелые исполнители должны и могут зарабатывать себе на них сами). Ведь нереально добиться успеха, располагая какой-нибудь старой лоханкой вместо авторской скрипки из ценного, выдержанного дерева. К слову, сегодня стоят весьма дорого и современные копии инструментов Страдивари, Амати, Гварнери, того же Гваданини - можно с них начинать...

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.