+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 19 (1015), 21.05.2010 ВЫСТАВКА В АЛЕКСАНДРОВСКОМ ПАРКЕК 100-летию открытия
Она могла бы функционировать на 7 лет раньше. О ее организации члены Одесского отделения русского технического общества подумывали еще в 1902 году. А в самом начале 1903-го в совет общества поступило заявление, подписанное бывшими устроителями выставки домоустройства 1895 года, в путеводителе которой, в частности, говорилось: "Желая... оказать возможное содействие подъему фабрично-заводской и ремесленной промышленности г. Одессы и имея в виду, что это именно и составляет одну из главных задач технического общества, намеченных его уставом, мы, нижеподписавшиеся, имеем честь предложить совету войти в общее собрание с предложением об устройстве в Одессе одесским отделением технического общества в 1904 г., с 15 мая по 1 октября того же года, фабрично- заводскую, ремесленную и художественную выставку Одесского градоначальства..." Тогда же была разработана программа и проект положения о выставке, которой суждено было осуществиться гораздо позже. Семилетняя задержка объясняется политическим положением в стране, забастовками, распространившимися по крупным городам России, включая Одессу. Сказались и последствия русско-японской войны, обострившие кризис в стране, ухудшившие положение рабочего класса, черносотенные погромы 1905 года, когда только в Одессе было разгромлено более 1500 квартир и лавок ремесленников, убито свыше 500 человек. Лишь в июне 1909 года на заседании распорядительного комитета технического общества был окончательно решен вопрос об открытии в 1910 году фабрично-заводской, ремесленной и художественной выставки, совместно с сельскохозяйственным отделом, устраиваемым обществом сельского хозяйства южной России. Для оживления промышленности, торговли и сельского хозяйства края после недавно пережитого экономического кризиса было решено привлечь к участию на выставке иногородних и иностранных экспонентов с предоставлением им льготного тарифа для доставки экспонатов по железной дороге, бесплатного провоза их обратно, а также права беспошлинного ввоза зарубежных товаров. Одесским городским общественным управлением был отведен необходимый для устройства выставки участок земли в Александровском парке (ныне - Центральный парк культуры и отдыха имени Т. Г. Шевченко). И вот 25 мая газета "Одесский листок", почти полностью посвященная открытию выставки, помещает восторженную статью Александра Михайлович де Рибаса, не лишенную, впрочем, и некоторого сарказма: "Сегодняшний день Одесса с полным правом может считать высокоторжественным праздничным днем. Сегодня над территорией выставки весело извивается флаг, и там, где несколько месяцев назад были пустынные дорожки заброшенного парка, там сегодня очарованному взору зрителя представится длинный ряд красивых павильонов и киосков - свидетельство кипучей энергии, таланта и трудолюбия устроителей и участников выставки... Но из песни слов не выкинешь - приходится вспоминать, что на сегодняшнем торжестве "отцы города" по праву должны занять самое последнее, самое "непочетное" место... Пусть темнота, узость кругозора, несознательность послужат извинением "отцам города", не понявшим великого значения для Одессы настоящей выставки... С некоторого времени принято хоронить Одессу. О ее торгово-промышленном значении говорят не в настоящем и будущем, а только в прошедшем. В будущем скептики... не видят ничего хорошего для Одессы... Блестящим ответом всем этим скептикам является настоящая выставка". Участие в ней Москвы, Петербурга, многих русских губерний, различных фирм Германии, Австрии, Франции, Англии, Бельгии и других стран лишило одесскую выставку областного характера и придало ей колорит всероссийской. Более 1300 экспонентов разместились на площади в 17 десятин (18,5 гектара) в выставочных зданиях и павильонах самых разнообразных архитектурных стилей, размеров и форм. Главный вход на выставку - полукруглая арка с примыкавшей к ней баней, напоминавшей маяк и увенчанной деревянной моделью шлема русского витязя, - был выдержан в древнерусском стиле. Здесь павильон в стиле рококо московской парфюмерной фабрики соседствовал с минаретом в мавританском стиле одесский мукомольней фирмы, изящный павильон в стиле Людовика XVI французской фирмы шампанских вин с павильоном в стиле модерн чайной фирмы "Караван", а павильон в так называемом древнегерманском стиле мануфактурной фирмы - с павильоном восточных сладостей в древнеегипетском стиле. Привлекали к себе внимание художественный павильон, выполненный в помпеанском стиле по проекту академика архитектуры А. В. Щусева, и павильон пивоваренного завода, составленный в виде шпиля из десяти пивных бочек разных размеров; павильон-мельница и павильон- бутылка, мраморный павильон гильзовой фабрики и павильон, выполненный из чугуна чугунолитейного завода; павильон под названием "царь-самовар", выполненный в виде гигантского самовара, увенчанного чайником, и павильон, в котором демонстрировался "процесс выращивания недоношенных детей в специально приспособленных для этого закрытых со всех сторон стеклянных ящиках". Своеобразными достопримечательностями выставки были так называемый светящийся фонтан, струи которого, окрашиваемые по вечерам в различные цвета, принимали "самые неожиданные формы, превращаясь в фантастические фигуры и целые феерические картины", а также прообраз современного эскалатора - "движущийся тротуар, представляющий собой деревянную ленту, приводимую в движение специальными электрическими машинами", и служащий для подъема посетителей на мост, переброшенный через дорогу, разделявшую две соседние части выставки - главную территорию и Михайловскую площадь. Для "надобностей противопожарных" по территории выставки были проложены трубы "особого морского водопровода". О масштабах выставки можно судить также по организованным на ней Одесским отделением русского технического общества всероссийским съездом, затрагивавшим разные отрасли техники и промышленности. Правда, в связи со вспышками в Одессе эпидемий чумы и холеры, начавшимися почти одновременно с открытием выставки, из запланированных тринадцати съездов удалось осуществить лишь шесть. Это съезд мукомолов Черноморского и Азовско-Кавказского районов, Южно-русский съезд виноградарей и виноделов, Первый Всероссийский съезд деятелей и специалистов по благоустройству городов, Первый Южно-русский торгово- промышленный съезд. Второй областной съезд деятелей по холодильному делу и Первый русский съезд деятелей по воздухоплаванию. Как сообщалось в газете "Одесский листок" за 20 июня 1910 года, в память о выставке одесским гравером Л. Пахманом было изготовлено несколько сот жетонов для бесплатной раздачи посещающим выставку экскурсантам". На лицевой стороне одного из одиннадцати совершенно разных по рисунку жетонов изображены два молотобойца, являющиеся одной из эмблем выставки. В верхнем левом углу мелким шрифтом выбито: "Май-октябрь". Внизу надпись: "Художественно-промышленная выставка. Одесса. 1910 г.". Закрытие выставки, на которой за время ее функционирования побывало около 700 тысяч платных посетителей, состоялось 3 октября, а 14 октября было получено разрешение министра торговли и промышленности на продолжение выставки в 1911 году. Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
|
|
|||||||||||||||
|