+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 19 (764), 20.05.2005 К 100-ЛЕТНЕЙ ГОДОВЩИНЕ ЦУСИМСКОГО СРАЖЕНИЯ К КАТАСТРОФЕ ЧЕРЕЗ ДВА ОКЕАНА
14-15 (27-28) мая 1905 года между русской 2-й Тихоокеанской эскадрой, 1-м отрядом 3-й Тихоокеанской эскадры (вице-адмирал З.П. Рожественский) и японским флотом (адмирал X. Того) у острова Цусима (Корейский пролив) во время русско-японской войны 1904-1905 годов произошло печально известное сражение. Направлявшиеся из Балтийского моря на Дальний Восток русские силы (8 эскадренных броненосцев, 1 броненосный крейсер, 3 броненосца береговой обороны, 8 крейсеров, 1 вспомогательный крейсер, 9 миноносцев, 6 транспортов и 2 госпитальных судна: всего 228 орудий, в том числе 54 калибром 203-305 мм) 14 (27) мая после 220-суточного похода вошли в Цусимский пролив, где встретились с японским флотом (4 эскадренных броненосца, 8 броненосных крейсеров, 16 крейсеров, 6 канонерских лодок, 24 вспомогательных крейсера, 63 миноносца всего 910 орудий, в том числе 60 калибром 203-305 мм). В начале похода Рожественский был уверен в успехе своей миссии, несмотря на трудности передвижения неподготовленных кораблей. Но на Мадагаскаре, где собрались части 2-й Тихоокеанской эскадры, в декабре стало известно, что Порт-Артур, где находилась подлежавшая усилению 1-я Тихоокеанская эскадра, пал. С ним погибла и эскадра. Рожественский полагал, что ставшее бессмысленным плавание отменят. Однако в январе он получил телеграмму. На эскадру возложили задачу овладеть морем, обещая подкрепить кораблями и броненосцами береговой обороны, оставшимися на Балтике. Рожественский отвечал, что с наличными силами он не в состоянии овладеть морем, а устаревшие маломореходные суда только обременят эскадру; вице-адмирал намеревался прорываться во Владивосток с наиболее боеспособными силами. Известие о выходе 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н.И. Небогатова так поразило Рожественского, что он два дня не выходил из каюты и просил сменить его по болезни адмиралом Чухниным. Однако ни смены, ни отмены выхода Небогатова не было. В то же время длительная стоянка в жарком климате и тяжелый труд приводили к деморализации команды. Проведенные учения помогли устранить некоторые недостатки подготовки эскадры. Для более серьезных занятий не было практических (учебных) снарядов, а боевые следовало беречь. 2 марта Рожественский повел эскадру в море, решив не дожидаться подкрепления. Вице-адмирал избрал кратчайший путь через Малаккский пролив. Японцев в пути не встретили, что ободрило команды. Появилась надежда, что прорыв удастся. Рожественский намеревался двигаться в стороне от портов, чтобы избежать получения иного приказа из России. Однако недостаток угля на броненосце "Император Александр III" заставил зайти в бухту Камрань для погрузки топлива. Эскадра стояла в бухтах Вьетнама до 1 мая, когда прибыла эскадра Небогатова, и корабли загрузились углем. Рожественский смог продолжить движение. Он вновь решил прорываться кратчайшим путем, через Цусимский пролив. К этому времени адмирал Того собрал все силы на его пути. Вице-адмирал понимал, что при существующих обстоятельствах бессилен добиться успеха и впереди ждет поражение. Он сделал, что мог: отправил в нейтральные порты лишние транспорты, выслал вспомогательные крейсеры к берегам Японии для отвлечения внимания противника, выдвинул вперед и на фланги крейсера для разведки. 13 мая Рожественский провел маневры эскадры, которые показали ее слабую сплаванность. Ночь на 14 мая Рожественский провел на мостике и только к утру заснул, но ненадолго: появились японские крейсера-разведчики. До полудня все ограничивалось несколькими выстрелами по японским крейсерам, которые вскоре отошли. Но после обеда появились главные японские силы: 4 броненосца и 6 броненосных крейсеров. Неприятель располагал заметным превосходством. Против 125 пушек калибром 120-305 мм японцы имели 300 и могли давать 360 выстрелов в минуту против 129 русских. Преимущество у них было и в чувствительности взрывателей, и большей эффективности снарядов, разрушавших небронированные части кораблей и вызывавших пожары, и в скорости хода. Японцы обрушили всю мощь огня на флагманские корабли. В 14 часов 20 минут вышел из строя, перевернулся и затонул броненосец "Ослябя", а через несколько минут строй оставил пылающий флагманский корабль "Суворов". К этому времени флагман был ранен в голову, спину, правую ногу, но еще оказался способен направиться из окруженной пламенем боевой рубки в одну из башен. По пути он получил тяжелое ранение в ногу. В башню Рожественского внесли на руках, и он фактически потерял возможность руководить боем. После 17 часов, когда к борту броненосца приблизился эсминец "Буйный", вице-адмирала на него доставили на носилках. Вскоре Рожественский распорядился принять командование Небогатову и приказывал идти на Владивосток. С этого момента он оставался пассажиром. Сражение продолжалось. Один за другим гибли от неприятельского артогня лучшие броненосцы. Ночью японцы атаковывали рассеявшиеся корабли эскадры торпедами. Следующим днем Небогатов, окруженный с частью эскадры превосходящим противником, предпочел сдаться, чтобы не брать на себя ответственность за бессмысленную гибель сотен моряков. В результате Цусимского сражения русские, несмотря на мужество моряков, потеряли 8 эскадренных броненосцев, 1 броненосный крейсер, 3 броненосца береговой обороны, 4 крейсера, 1 вспомогательный крейсер, 6 миноносцев и несколько транспортов. 3 крейсера, миноносец и 2 транспорта прорвались в Манилу и Шанхай, где были интернированы. Во Владивосток удалось прорваться 1 крейсеру и 2 миноносцам; еще 1 прорвавшийся крейсер сел на мель в заливе Владимира и был взорван своим экипажем. Россия лишилась и Тихоокеанского и Балтийского флотов. Японские потери составили 3 миноносца. Несколько броненосцев и крейсеров получили повреждения. Цусимское сражение было крупнейшим в истории войн сражением артиллерийских кораблей, опыт которого лег в основу дальнейшего развития военно-морского искусства и кораблестроения. Разгром русской эскадры в Цусимском сражении в значительной степени повлиял на поражение России в русско-японской войне. Цусимская катастрофа способствовала подъему революционного движения в России. Рожественского с чинами его штаба перевели на эсминец "Бедовый", а вскоре командир последнего сдал корабль подошедшим японцам. Для лежавшего в беспамятстве Рожественского начался плен. В японском госпитале ему сделали операцию, после выздоровления поместили с членами его штаба в Киото, в храм Чидзякуин. Там пленников встретили известия о заключении Портсмутского мира и его ратификации. В ноябре 1905 года Рожественский вернулся во Владивосток и направился по железной дороге на Балтику. В России началась революция 1905 года, эшелоны с демобилизованными содатами рвались на Родину. Но стоило воинам узнать, что среди пассажиров пострадавший в бою адмирал, и его приветствовали как героя. Однако в Санкт-Петербурге, куда вице-адмирал приехал с намерением использовать опыт войны для коренного реформирования морского ведомства, его встретили враждебно те, кто не хотел перемен. В частности, так и не были опубликованы подготовленные Рожественским и офицерами эскадры донесения. Все было сделано для того, чтобы доказать правильность проводимого курса. Весной 1906 года адмирал и члены его штаба, сдавшиеся на "Бедовом", были преданы суду. В мае 1906 года Рожественского уволили со службы "по болезни", летом суд оправдал его по обвинению в сдаче в плен. Вице-адмирал принял на себя вину за поражение при Цусиме. Скорее всего, и другие флагманы в подобной ситуации вряд ли могли бы управлять сражением. Феликс КАМЕНЕЦКИЙ. На фото: вице-адмирал З.П. Рожественский и адмирал Х. Того.
|
|
|||||||||||||||
|