Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 17 (1311)
13.05.2016
НОВОСТИ
Скандал
Правопорядок
Актуальная тема
Проблемы и решения
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Детская страничка
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 17 (1311), 13.05.2016

ДАЙТЕ ДОРОГУ "КОРОЛЯМ ДОРОГ"

Недавно более 40 средств массовой информации поместили репортажи о велопараде "Tour d'Odessa", который, по инициативе французского культурного центра "Альянс Франсез", был приурочен к 250-летию со дня рождения Дюка де Ришелье. Но блеск эффектного зрелища не должен скрывать проблем, стоящих перед одесскими велосипедистами.


"Tour d'Odessa"

"КАРТИНКА" И КАРТИНА

Если судить по телепередачам, то Одессу впору назвать не только "морской" и "юмористической", но и "велосипедной столицей" Украины. Тут действуют несколько велоклубов, регулярно проходят массовые велопробеги. А легендарная "одесская сотка" (велоралли "100 километров за 10 часов") вот уже 33 года накануне Дня освобождения Одессы собирает сотни участников из разных стран.

Подобные акции поддерживаются местной властью. Более того, год назад исполком горсовета утвердил перспективную схему восьми велосипедных маршрутов, которые охватят практически весь город. Была создана даже специальная рабочая группа, члены которой совместно со специалистами городского Департамента транспорта разработали проекты велодорожек в исторической части города, которые обещано создать уже в этом году. Маршрут будет проходить из центра города через парк Шевченко по Трассе здоровья до Аркадии. Уже даже реализован начальный этап: велосипедисты могут проехать по выделенной и размеченной полосе от входа в парк Шевченко со стороны Маразлиевской до памятника Неизвестному матросу.


Думская площадь.

Еще один показательный момент - велосипедная парковка на 11 мест, которая установлена в минуте ходьбы от здания мэрии. И такие парковки, пообещал городской голова Геннадий Труханов, появятся возле социально значимых объектов во всех районах...

Да, "на картинке" и в обещаниях все выглядит замечательно. Но, если оторваться от "ящика" и пройтись по городу, картина окажется совсем иной.

Прежде всего бросается в глаза то, что количество велосипедистов несравнимо меньше, чем автомобилистов. Несмотря на очевидные преимущества такого способа передвижения - дешево, без "пробок", не требуется гараж, не говоря уже о пользе для здоровья, - одесситы не спешат пересаживаться на велосипеды. Даже упомянутая велопарковка возле мэрии редко бывает заполненной.

Причины тому, в прямом смысле слова, видны невооруженным глазом.

Прежде всего - это плохое качество дорог и невероятное количество автомобилей, припаркованных у бордюров и на тротуарах. Обещания властей создать в городе сеть велопарковок пока что остаются благими намерениями. Пристегнуть же велосипед возле офиса часто и нигде, и небезопасно. Оставляет желать лучшего и поведение автомобилистов.

- Порою даже опасно передвигаться по городу на велосипедах, ведь часто нас подрезают, сбивают, не пропускают на поворотах, и никто на это не обращает внимания, - отмечает председатель Одесского велосипедного клуба Владислав Малышев.

Отсутствие надлежащих условий для велосипедистов считает основным препятствием и Петр Обухов. Создатель программного комплекса такси "Бонд", Петр, тем не менее, предпочитает передвигаться по городу на двух колесах.

- Мой велостаж уже 13 лет, - рассказывает Петр, - и за это время я убедился, что велоспорт намного эффективнее, чем даже бег. Тут тратишь меньше энергии, разгоняясь при этом до большей скорости.

"И ПРОСТО НАЖИМАЕШЬ НА ПЕДАЛЬ..."

Когда мы беседовали, Петр еще находился под впечатлением поездки в Нидерланды, где жители предпочитают передвигаться на велосипедах. Правда, во многом это обусловлено условиями больших городов.


Нидерланды

- В Амстердаме улицы узкие, - рассказывает Петр Обухов. - Если бы все ездили на автомобилях, то были бы сплошные "пробки". Поэтому государственная политика там стимулирует передвижение на велосипедах.

Кстати говоря, именно Амстердам считается "велосипедной столицей мира". Для велосипедистов тут созданы прекрасные условия: туристы и жители могут пользоваться оборудованными велосипедными дорожками, большинство из которых оснащены специальными знаками и светофорами. А еще в Амстердаме имеется городская парковка, где одновременно могут находиться до 10 тысяч машин.

А вот в Швеции и Латвии Петру понравилась система проката велосипедов. По специальной карточке в Стокгольме или приложению на смартфоне в Риге можно взять велосипед в одной точке и, попользовавшись, оставить его в другом обусловленном месте.

- Когда я был осенью в Германии, - продолжает рассказывать П. Обухов, - меня удивило, что даже в дождливую погоду на велосипедах передвигаются сотни людей.

Также Петр отметил, что у нас следует на тротуарах устанавливать вместо бордюров съезды, как в Нидерландах. Однако главным условием комфортного движения, по его мнению, являются велодорожки. Они должны быть по всему городу, а не только в определенных его частях, как во Львове или Одессе.

- Когда я приобрел велосипед, - рассказывает Петр, - то мама волновалась, как это я буду ездить по дорогам. Ведь, по правилам, на тротуарах велосипедистам ездить нельзя, мы можем передвигаться по мостовой с правой стороны, на расстоянии одного метра от бордюра. А вот в Нидерландах велодорожки иногда находятся и на тротуарах. В Амстердаме велодорожка - ниже, чем тротуар. Получается, три уровня: дорога, велодорожка и тротуар... И у нас надо выделять места для велосипедистов - красным цветом на асфальте или столбцами.

- Но нельзя равнять Украину с Европой, ибо разница тут не в присутствии или отсутствии велодорожек, а в менталитете, - считает журналистка А. Кинтевс. - Наглядно иллюстрирует положение вещей и менталитета велодорожка, что на Трассе здоровья. Велосипедисты с трудом объезжают пеших мужичков с пивком, детей, собак, уворачиваются от электромобилей. В таком городе, как Одесса, где не решены проблемы парковок для машин, где нет нормальных тротуаров, говорить об урезании пространства автомобилистов и пешеходов - очень рано.

"ЭКО-ДРУГ" ВМЕСТО "ЖЕСТЯНКИ"

Сомнение по поводу велодорожек высказывает, как это не покажется странным, и лидер велосипедного клуба Владислав Малышев. Он убежден, если люди начнут соблюдать правила движения и уважать друг друга, то конфликтов на дорогах не будет. А когда автомобилисты поймут, что машина - это не показатель богатства, а двухколесовик - не признак бедности, тогда велосипед и станет в Украине истинно общественным транспортом.

- Ну нарисуют велодорожки, - говорит Владислав, - а на них будут стоять авто или даже киоски, как в Киеве. Посмотрите на Трассу здоровья, где, во-первых, велодорожки узкие, а во-вторых, по ним ходят люди, ездят электромобили. Дорожки не выход; нужно наказывать, штрафовать водителей, которые нарушают правила.

Велоактивист считает, что для приобщения людей к езде на велосипедах необходимо постоянно информировать их о правилах дорожного движения, создавать муниципальный прокат велосипедов (который, кстати, уже функционирует во Львове), а работодателям заинтересовывать своих работников. Но прежде всего менять общественное сознание, чтобы велосипед считался не менее престижным видом личного транспорта, чем автомобиль.

- У нас воспринимают велосипед как проявление дешевизны,- говорит Владислав. - А, например, в Лондоне даже крутые банкиры ездят на работу на велосипеде, потому что понимают его преимущества. Там всегда у офисов стоят 30-40 велосипедов; ведь в помещениях имеется душ, а спортивным людям добавляют до 10 % к зарплате.

Прекрасные условия для велосипедистов созданы и в Германии, считает Гжегож Конопски. Урожденный поляк, в своей родной стране он нередко сталкивался с теми же проблемами, что и его украинские собратья. Но, прожив уже довольно долгое время в ФРГ, утверждает, что тут велосипедисты - "короли дорог".

- В городе Мюнстере, где я живу, - рассказывает Гжегож, - участники дорожного движения чрезвычайно толерантны друг к другу. Закон всегда на стороне велосипедистов, поэтому автомобилисты очень внимательны к своим "двухколесным коллегам". Здесь есть "Променад" - своего рода шоссе для велосипедистов, которое позволяет очень быстро объехать весь город.

Гжегож отмечает, что велосипед в Германии - это образ жизни. Обладатели велосипедов часто встречаются друг с другом, вместе путешествуют, выезжают за город на пикники.

- Я благодарен велосипеду за ветер в волосах и улыбающихся товарищей по движению, - признается Гжегож. - Ездить на велосипеде гораздо лучше, чем сидеть в жаркий летний день в железной жестянке, которой является автомобиль. Для меня велосипед - это быстрый эко-друг. И я считаю, что и другие страны также должны популяризировать этот вид транспорта.

"И БУДУТ НА ДОРОГАХ ЛЕТ ВСЕ УВАЖАТЬ ВЕЛОСИПЕД"

До Германии нам, понятное дело, еще далеко, но, по мнению В. Малышева, за последние полтора года ситуация в Одессе улучшилась: увеличилось количество велосипедистов, люди начали понимать, что велосипед в городских условиях - более быстрый и полезный для здоровья транспорт, чем автомобиль.

Подтверждением последнего тезиса могут служить данные, приведенные Петром Обуховым. Во время соцопроса пять процентов опрошенных одесситов назвали среди актуальных местных проблем отсутствие велодорожек. Вроде бы совсем немного, но в масштабах миллионного города это потенциально 50 тысяч велолюбителей. А это больше, чем жителей Черноморска (быв. Ильичевск), города, где впервые на юге Украины велодорожки стали частью уличной сети. Размеченные полосы шириной 1-1,5 метра находятся на тротуарах улицы Корабельной, проспекта Мира и в некоторых других местах.


Черноморск

В первую очередь, такая разметка имеет психологическое значение; это как бы сигнал, что велосипедист - полноправный участник уличного движения. И в самом деле, многие пешеходы избегают ходить по велодорожкам. (Отметим, что подобное явление можно наблюдать и в парке Шевченко).

Велосипед для Черноморска - более чем подходящий вид транспорта. В этом городе - небольшие расстояния (даже до ближайших сел не более восьми километров); широкие дороги; нет такого, как в Одессе, количества автомобилей; тротуары не забиты МАФами и т. п.

В Одессе, конечно, проделать подобную "операцию" намного сложнее, особенно в центре города.

Гораздо реальнее развивать веломаршруты в жилмассивах, где можно использовать внутриквартальные проезды. Но пока, увы, все достижения в этом направлении ограничиваются тем, что мы перечислили в начале статьи.

Однако энтузиасты из общественной организации "Институт города - Одесса" полны оптимизма. Они разработали обширную программу превращения Одессы в "город, дружественный к велосипедистам". Программа предполагает реконструкцию или создание дорожного полотна для велосипедных маршрутов; установку велосипедных и пешеходных пандусов, а также дорожных знаков и изображения пиктограмм велодорожек на дорожном полотне и многое другое. Но ее реализация требует огромных средств. По расчетам экс-директора "Одестранспарксервиса" Сергея Дубенко, только на нанесение разметки, установку светофоров и антипарковочных столбиков требуется 20 млн грн. Но ведь и польза для города и его жителей не менее значительна.

Не так давно рижские велосипедисты провели замечательный в своей наглядности эксперимент. Они выехали на улицы на своеобразных "корпусах" автомобиля, наглядно продемонстрировав, сколько места занимает на дороге автомобиль, и насколько проще было бы, если сделать выбор в пользу велосипеда.


Рига

У велосипеда немало и других преимуществ, из которых самое главное: он полезен для здоровья и не причиняет вреда окружающей среде.

Так что - чем больше будет в городе велосипедов вместо автомобилей, тем чище станет воздух, здоровее пространство, улучшатся условия жизни. А пользу от этого не измерить никакими цифрами.

И еще: в качестве, так сказать, лирического дополнения. Согласитесь, что прогулки на велосипеде - гораздо более романтичны, чем на автомобиле. Не зря же герой популярной песни "Букет" ищет цветы для любимой девушки именно на этом виде транспорта...


Александр ГАЛЯС, Наталья КАСЯНЕНКО.

Фотографии с сайтов

http://omr.gov.ua/ru/

http://www.happymisto.od.ua

http://ru.slovoidilo.ua/

http://away.oberweb.ru/holland/bike//

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.