Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 17 (1064)
13.05.2011
НОВОСТИ
Культура
Ветераны
Память
Личность
16-я полоса
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 17 (1064), 13.05.2011

ПОЮЩАЯ САКСОФОНИСТКА

Вместо музыкантов и певцов на концерт можно пригласить Анну Степанову, которая проведет ретроспективу от классической музыки до современной, включая джаз. В чем секрет ее успеха? В трудолюбии, таланте, или свою роль сыграла семейная династия?

КОГДА МУЗЫКА ДИКТУЕТ ОБРАЗЫ...

Наблюдая за Аней Степановой во время концерта, можно увидеть мимолетное перевоплощение из одного сценического образа в другой. Она может быть серьезной и задумчивой, может быть веселой и игривой. Все зависит от музыки, которая диктует настроение.


Особой приметы перед выходом на сцену у певицы-саксофонистки нет, но для того чтобы собраться, она вспоминает своего наставника, Маргариту Шапошникову, профессора Российской академии имени Гнесиных, в классе которой Ане посчастливилось учиться. Маргарита Шапошникова - первая женщина-саксофонистка в СССР, сумевшая разрушить предрассудки о саксофоне как об исключительно мужском инструменте. С 60-х годов XX века она начала пропагандировать в СССР богатейший мировой репертуар для академического саксофона, выступала с сольными программами, участвовала в различных фестивалях, исполняла роль председателя и члена жюри во многих конкурсах, гастролировала по всей России и за рубежом. Маргарита Шапошникова за свою карьеру сыграла более 1000 сольных концертов, в которых прозвучала музыка разных стран, эпох и стилей. Сегодня она профессор Российской академии имени Гнесиных, и среди ее учеников более 30 лауреатов международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов, заслуженные артисты России, профессора и доценты российских вузов. А чтобы попасть в класс "королевы саксофона", нужно иметь настоящее творческое везение, которым, видимо, наделена Аня Степанова. Больше всего нашу героиню поразил темперамент и сила воли первой женщины-саксофонистки. Несмотря на возраст (Маргарите Шапошниковой в этом году исполнится 71), ей подвластно зарядить духом любого студента. Она всегда в курсе всех концертных событий и, кажется, никогда не устает. После воспоминаний у Ани появляется настрой, эмоциональный заряд, она готова отдать все свои силы и энергию любимым зрителям.

КОГДА МУЗЫКА ОПРЕДЕЛЯЕТ СУДЬБУ...

Могла ли Аня выбрать другой путь и не стать музыкантом? Наверное, судьба решила все за нее. Ведь родилась она в музыкальной семье, и все было предопределенно еще до ее рождения. Родители Ани, Александр и Екатерина Степановы, - выпускники Одесской консерватории, он - по классу виолончели, она - по классу скрипки. В доме Степановых всегда звучала музыка, маленькая Аня слушала, впитывала, музыка пробуждала в ней первые эмоции и чувства. Александр Степанов вспоминает, что дочка с раннего детства была веселой и жизнерадостной, двойка в школе ее не расстраивала, а вот музыка или слова из песни могли по-настоящему растрогать. "Помню, как мы с Екатериной (мамой Анны) разучивали под гитару песню "Как служил солдат службу ратную", - делится отец, - в это время пятилетняя дочь вошла в комнату со слезами на глазах". Успокаивать Аню пришлось долго, ведь ей жалко было бедного солдата из грустной песни.

Когда дочь немного подросла, родители решили отправить ее в музыкальную школу по классу скрипки. Там долго рассказывали о том, как правильно нужно держать музыкальный инструмент и переставлять пальцы с одной струны на другую. Но первый же день для маленькой ученицы показался неинтересным, она весь урок с любопытством рассматривала уголки класса и совсем не слушала учительницу, так что в конце занятия получила приговор: "Ничего из нее не выйдет". Но родители с этим не смирились, и отправили дочь в школу по классу саксофона. Ей этот инструмент оказался по душе, Аня старалась, училась, с юных лет принимала участие в конкурсе "Звездочка". Именно здесь получила первый эстрадный опыт, научилась смело держаться на сцене и побеждать, в первую очередь саму себя, иными словами Аня выросла на этом конкурсе. Сегодня вся семья Степановых раскручивает "Звездочку": Екатерина Георгиевна является директором фестиваля, Александр Юрьевич - режиссером, Аня занимается с детьми. А когда за дело берется династия, это дорогого стоит. Как результат - "Звездочка" популярна и в Украине, и далеко за ее пределами. Причем, когда говорят фестиваль "Звездочка", сразу вспоминают Александра Степанова, много сил он вкладывает в этот конкурс: работа с детьми, родителями, организация фестивалей и репетиций. При этом он успевает писать музыку и песни, выступает ведущим на концертах и продюсирует собственную дочь.

Все у Ани в профессиональной жизни закономерно, все постепенно. "Звездочка" стимулировала ее к дальнейшему росту, подготовила к более серьезным проектам, например, к таким популярным, как "Утренняя звезда", в котором Аня одержала победу. Судьбоносным же стал Московский конкурс саксофонистов им. Глазунова. Именно здесь вспыхнула искорка желания совершенствоваться, учиться дальше. "Я услышала других ребят, и мне захотелось играть также здорово, как и они", - вспоминает Аня. Будучи ученицей 9-го класса школы им. Столярского, Анна твердо решает продолжать музыкальное образование и поступает в Российскую академию им. Гнесиных. Осваивает параллельно две специальности: эстрадный вокал и академический саксофон, что продолжает совмещать и сегодня.

КОГДА МУЗЫКА ПРИНОСИТ УДОВОЛЬСТВИЕ...

Два микрофона на сцене (один для игры на саксофоне, другой - для пения) сначала вызывают у зрителей недоумение, а после выступления - восторг. За бурные овации в свой адрес Анна благодарна. В такие моменты она испытывает минуты настоящего счастья, которое заключается в профессиональной востребованности. Аналогичные ощущения она чувствует, когда занимается со своими учениками, участниками "Фабрики звездочек". С ними она с радостью делится знаниями и опытом, старается наладить дружеские отношения, пытается научить их профессионализму. "Главное, чтобы они умели собраться в нужный момент и должным образом выступить на сцене", - отмечает Анна. Но при этом часто наблюдается парадокс: дети, которые очень веселые в жизни, на сцене сдержанные и ведут себя скованно, и наоборот, стеснительные и застенчивые, раскрываются на сцене. Молодой педагог пытается привить детям любовь к выступлениям, к публике и учит действовать по принципу своего девиза: "Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей. Вот лозунг мой и солнца" (В. Маяковский). Показатель Аниного преподавательского успеха - это участие и победы ее учеников во многих конкурсах и фестивалях, в том числе и международных. Алиса Калашникова (лауреат конкурсов в Москве и Санкт-Петербурге) вышла в финал отборочного тура "Детского Евровидения", Викторию Евстратенко на белорусском конкурсе "Хали-хало" отметили за артистичность призом "Золотой дебют".

Анна принимала участие в международных мастер-классах, которые проходили в небольшом городке Лаубах, в Германии. Организатором выступил бывший банкир, который увлекается музыкой. Он поменял костюм и галстук на свитер и джинсы и пригласил музыкантов из разных стран в собственное поместье. В качестве преподавателей были приглашены лучшие профессора- саксофонисты. Занятия начинались в 9 утра и заканчивались поздно вечером, форма занятий самая разнообразная, как индивидуальная, так и массовая. После таких занятий у Анны в голове продолжала играть музыка, любые шорохи и шумы ассоциировались с нотами и выливались в мелодию. Но больше всего ее впечатлило то, что все присутствующие говорили на разных языках, но с помощью музыки понимали друг друга. Музыка всех сближала и объединяла в одну команду.

Благодаря участию во многих конкурсах Анна побывала за рубежом. Разные культуры вызывают большой интерес к изучению особенностей других народностей. Музыка является тем инструментом, который с легкостью определяет темперамент того или иного народа. Учитывая это, Анна выработала собственные подходы к различной публике. Например, перед горячими зрителями Армении, она пела и играла очень эмоционально, и публика отвечала такой же реакцией. Они вставали, аплодировали, кричали, как на стадионе. В Латвии и Литве публика более сдержанная, но там любят разнообразный репертуар. В Белоруссии зрители очень добрые, они с удовольствием воспринимают все, что им предлагают, и искренне наслаждаются как игрой на инструменте, так и пением. Перед ними выступать очень легко и приятно. Одесская публика, по мнению Анны, избалованная, зрители ожидают от музыкантов чего-то необычного, способного удивить. Но такие требования имеют и положительную сторону - заставляют стремиться к большему. И если бы нашей героине предоставили возможность поработать за границей, она бы с радостью согласилась, но обязательно вернулась бы в родной город. "Я - одесситка, и я этим горжусь. Одесса не похожа на другие города, она имеет собственный облик, где бы ты ни был, всегда хочется вернуться обратно".

КОГДА МУЗЫКА
УХОДИТ НА ВТОРОЙ ПЛАН...

Один день в неделю Анна посвящает себе. В этот день она не играет, и не поет. Ну разве что немножко, для себя... что-то из репертуара Астора Пьяццоллы. В единственный выходной день Анна убирает, готовит, может перечитать Булгакова. И это доставляет ей удовольствие, помогает расслабиться. Этот день обожают и Aася с Соней (Анины кошки), ведь хозяйка дома умиротворенная и может простить любую пакость, даже съеденные любимые цветы...

Хотя Аня и не любит одиночества, привыкла быть зависимой от людей, иногда ей хочется поразмыслить, вспомнить что-то приятное, смешное. Например, когда она участвовала в конкурсе "Утренняя звезда" на Кипре, ведущим которого был Юрий Николаев, у нее случился маленький курьез. Жили конкурсанты в одном городе, а на репетиции их возили в другой. И один раз они долго сидели в автобусе и ждали отъезда. Но как только автобус тронулся с места, Аня вспомнила, что забыла саксофон. В этот день ей пришлось репетировать без музыкального инструмента, она только пела. А на второй день, когда был концерт, к ней подходили все участники и спрашивали: "Аня ты взяла саксофон?" После пятого вопроса это уже вызывало раздражение. А когда Юрий Николаев всего лишь посмотрел в ее сторону, Анна сразу сказала: "Я взяла саксофон!"

Алла ЦЫКОВСКАЯ.

На фото: Анна Степанова
с шоуменом Николаем Фоменко.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.