Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 11 (1543)
22.04.2021
НОВОСТИ
Дела и люди
Море
Проблема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Фестиваль
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 11 (1543), 22.04.2021

ХУДОЖНИКИ ВЫЖИВУТ В ЗАПОВЕДНИКЕ

Владелец Музея современного искусства Одессы Вадим Мороховский и известный галерист Марат Гельман в феврале заявляли о том, что ищут достойную локацию в центре города для интересной инновации. И вот отличная новость: выбор сделан. На наших глазах состоится превращение исторического здания Одесского завода шампанских вин, что на Французском бульваре, 36 (отметивший 115-летие в 2014 году завод остановился в 2018-м), и почти 1,2 гектара прилегающей территории в творческое пространство с художественными мастерскими. Предполагается, что тут будут работать и реализовывать свои проекты художники Одессы, Украины и мира. Его рассчитывают сделать творческим хабом для художников и культурной аттракцией для широкой аудитории — 50 мастерских в выходные дни должны преображаться в большое выставочное пространство. Напомним, в 1990-х Марат Гельман одним из первых в России открыл частную галерею современного искусства. За почти 30 лет она несколько раз меняла место расположения и название, в частности, она известна как Центр современного искусства Винзавод, но чаще всего её называют галереей Гельмана. Дом художника — это совместный проект общественной организация "Институт развития Одессы" и Марата Гельмана.


"Здесь будет заповедник!"

— В Одессе мы предлагаем и стратегию, и инструмент ее реализации, — отметил Марат Гельман. — Этим инструментом должна стать институция, которая будет двигать вперед не только город Одессу, но и искусство в целом. С моей точки зрения, музеи, стремясь приблизить искусство к публике, удалили художников. И вот это ключевое понимание проблемы породило тот проект, который мы хотим реализовать в Одессе под простым названием "Одесский Дом художника". Это будет своеобразное шоу, живой музей, который работает один день в неделю. А пять дней это будут мастерские художников. То есть, речь идет о том, что в лице художников, из которых, предположим, будет десять украинцев, тридцать представителей разных стран, кто-то из таких же портовых городов, как Одесса, кто-то из детей бывших одесситов... Пятьдесят мастерских в одном пространстве на выходные дни превращаются в очень мощное шоу. И за счёт того, что художники периодически меняются, каждое воскресенье для одесситов появляется возможность увидеть каких-то новых мастеров, тех, кто в прошлый раз понравился, спросить, что они делают, когда та или иная работа будет закончена. Мы создаем пространство, которое призвано сделать так, чтобы люди не только увидели искусство, как в музее, но и поняли. Моя гипотеза заключается в том, что в таком формате это реально новый вид смотрения искусства. Можно привести простоватую аналогию, когда люди от зоопарков пришли к заповедникам. Одно дело — смотреть на зверей в клетках, а другое — когда ты садишься в машину и едешь в заповедник, и видишь, как они живут в естественных условиях обитания.

— Отдельные действия, отдельные события не дают того результата, которого заслуживает наш город, — считает Вадим Мороховский. — Поэтому мы выработали определенные шаги, определенную логику. Нам показалось, что Марат нашел оригинальный концепт. Если современный город не идет вперед, он начинает отступать. Одесса не должна отступать, и, как мне кажется, мы нашли точку опоры, с которой можно идти дальше. Я еще помню времена, когда лучшим подарком для одессита была картина или книга, билеты в театр. Сейчас это уже не модно, но к этому хотелось бы возвратиться.

— У кинобизнеса оборот в полтора раза больше, чем у наркобизнеса, — продолжает Марат Александрович. — Экономика культуры — это не индивидуальное предпринимательство, а серьезная отрасль. Произошло это потому, что резко увеличилось количество свободного времени за последние полвека: два выходных вместо одного в неделю, шесть часов работы вместо восьми-десяти, начинают работать не в шестнадцать лет, а в двадцать три, отпуска — месяц, много фрилансеров... В целом люди стали меньше работать. И вот бизнес по обслуживанию этого свободного времени наполовину состоит из культуры: хождение в музеи, чтение книг, кино и так далее.

Две тысячи лет назад город был крепостью, которая защищает людей от врагов, тысячу лет назад город — огромная площадь, где идет торговля, четыреста лет назад город стал местом, куда приходят искать работу, сегодня это бизнес по обслуживанию свободного времени. Если представить человека любой профессии, живущего в Нью-Йорке или Одессе, — рабочее время одно и то же. И домашние заботы похожи. Отличается жизнь только тем, как проводится свободное время, какой город какие варианты предлагает. Исследования показывают, что из четырех человек, переезжающих в город, трое делают это ради качественного досуга, только один едет ради карьеры, самореализации. Культура и город должны в этой новой экономике научиться быть партнерами. Традиционно же культура находится в социальном блоке, это место, где подают милостыню, где бедные, больные, старые и малые, которым надо помочь.

Подробная презентация проекта запланирована на май, тогда же и будут названы имена первых участников, а стартует Дом художника в августе.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.