Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 8 (1154), 1.03.2013
ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ НАМ ПОЛЕЗНЕЙ СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И... СТРАХОВАНИЕ
Опубликовав статью "Ремень безопасности" для нашего
здоровья" (см. "Порто-франко" от 22 февраля с. г.), посвященную
медицинскому страхованию, мы предложили включиться в обсуждение
проблематики всех, кого она интересует. И в первые же дни после
выхода газеты получили около двух десятков откликов. Что лишний
раз подтвердило актуальность данной темы...
Меньше неверия - больше доверия
Выбрали буквально наудачу два отклика - типичных по
противоположности позиций, которые заняли наши читатели.
"Уже не в первый раз читаю в вашей газете статью, которая
позволяет лучше понять то новое, что вошло в нашу жизнь за
последние годы, и к чему нам, людям старшего поколения,
выросших в условиях социализма, трудно приспособиться, - пишет
постоянная читательница "Порто-франко" В. Н. Ефремова. - На
этот раз я получила представление о страховой медицине. Дала
прочитать статью своим детям, они ею заинтересовались, даже
звонили в страховые компании, интересовались условиями
страховки. Мне кажется, что это дело перспективное, ведь
бесплатной медицины, как в Советском Союзе, к сожалению, уже
никогда не будет, и надо искать выход, чтобы не приходилось
тратить большие деньги, когда возникнет необходимость
лечиться".
"Ваша газета рекламирует медицинское страхование, вы пишете,
как это хорошо и перспективно, - вступает в заочный спор Андрей
Трубников, - а вот я больше доверяю артисту Сергею Стиллавину.
Он рассказал о том, что, получив травму руки, не смог добиться
лечения в клинике, куда был направлен по условиям страховки.
Оказалось, что хирург там принимает всего раз в неделю. В
результате артисту пришлось пойти в обычный травмопункт, где
ему быстро оказали помощь, после чего он написал в своем блоге:
"Так я обломался от добровольного медицинского страхования". Но
если такое произошло с известным человеком, то можно себе
представить, как станут обращаться с рядовым пациентом!"
Итак, позиции читателей четко "разведены по углам": у одних
преобладает доверие, у других - неверие. В этой публикации мы
решили в первую очередь ответить последним, не забывая, однако,
что и у доверяющих тоже есть немало вопросов по теме. Для этого
мы выбрали форму разговора, в котором принимают участие
Скептик, Оптимист и Эксперт. Обобщенный Скептик - это те наши
читатели, которые в своих письмах и телефонных звонках выражают
сомнения по поводу медицинского страхования. Оптимистами
выступают люди, которые уже имеют положительный опыт. В
качестве же обобщенного Эксперта выступают у нас люди,
непосредственно связанные с темой обсуждения.
Для справки. Медицинское страхование - вид
личного страхования, который дает застрахованному лицу
возможность возместить расходы на лечение заболеваний,
возникших в период действия договора страхования.
СКЕПТИК: "Возможно, страховая медицина - дело полезное и
перспективное. Но среди моих знакомых пока что нет ни одного,
кто имеет медицинскую страховку. Так почему я должен верить,
что это так хорошо, если другие не доверяют?!"
ОПТИМИСТ: "Три года назад мы застраховались всей семьей. И
ничуть о том не жалеем. У нас болезненный ребенок и нередко
приходится обращаться к врачам. Платим, конечно, немало, но
зато уверены, что помощь придет вовремя и она будет
квалифицированной. Советую поступить так же всем, особенно если
у вас есть маленький ребенок".
Слово - ЭКСПЕРТАМ.
Евгений Бережной, семейный врач: "Я в страховой медицине
больше шести лет и на своем примере вижу, что количество людей,
которые страхуются, постоянно увеличивается. Люди видят в этом
эффективность и целесообразность. Многие страхуют своих родных.
Например, моряки, которые уходят в рейс, хотят быть уверенными,
что с их родственниками все будет хорошо в плане медицинского
обслуживания".
Ольга Суворова, заместитель директора страховой компании: "У
нас, как и в любом бизнесе, есть добросовестные исполнители, а
есть те, которые не всегда выполняют свои обязательства, тем
самым формируя мнение о системе ДМС в целом. Страховщик в
первую очередь заинтересован, чтобы клиент был доволен
предложенными услугами и оставался его клиентом на протяжении
долгого времени. Многие из частных лечебных учреждений, чтобы
сохранить хорошую репутацию, серьезно подходят к подбору
персонала и привлекают для работы лучших специалистов. Режим
работы многих лечебных учреждений соответствует требованиям
застрахованных: клиники работают допоздна в будние и выходные
дни".
Информация к размышлению. Схема медицинского
обслуживания застрахованного человека в самом общем виде
такова. При возникновении симптомов какого-либо заболевания или
просто плохом самочувствии обладатель страхового полиса в любое
время суток звонит по предоставленному ему номеру и сообщает о
своей проблеме. Непосредственным оказанием медицинских услуг
занимается т. н. ассистирующая компания, которая имеет договор
с данной страховой компанией. Она берет на себя комплексное
решение вопросов, связанных с организацией медицинской помощи,
учитывая мнения и пожелания самого пациента. Более детально
схему оказания помощи должны разъяснить страховые агенты при
покупке медицинской страховки.
Приобрети страховку - выиграй здоровье
СКЕПТИК: "Стоит ли страховаться, если я практически ничем не
болею? Деньги же мне никто не вернет".
Слово - ЭКСПЕРТУ.
Константин Веригин, страховой агент: "Если я покупаю
автомобиль, то обязан его застраховать. Если я езжу осторожно,
соблюдая правила дорожного движения, то скорее всего никаких
происшествий не случится. Но это не значит, что деньги за
страховку пропали зря, потому что если все-таки произойдет ДТП,
то страховая компания покроет мои расходы. Точно так же и с
медицинским страхованием. Ведь даже ведя здоровый образ жизни,
можно простудиться. А вероятность заболеть гриппом гораздо
выше, чем попасть в ДТП".
ОПТИМИСТ: "Три года назад мой приятель - страховой агент -
уговорил меня застраховаться от болезней. Я, в принципе,
человек здоровый, по утрам делаю зарядку, стараюсь подольше
бывать на свежем воздухе, не имею склонности к вредным
привычкам, в общем, практически не болею. Два года я платил
страховку по 800 грн. Деньги не такие уж большие, но, поскольку
со мной ничего не случалось, в какой-то момент стало обидно
тратить их зря. И надо же такому случиться, что буквально в
последний месяц действия страхового полиса я умудрился
подхватить жестокую простуду, две недели лежал в постели. А
когда узнал, какую сумму выплатила за мое лечение страховая
компания, то выяснилось, что эти затраты почти в два раза
превышают выплаченную мною страховку. И первое, что сделал
после выздоровления, - заключил новый договор".
Информация к размышлению. Специалисты считают,
что основным моментом в выборе полиса медицинского страхования
является не выбор страховой компании, а медицинских учреждений,
где будет оказываться помощь. Важно, чтобы это учреждение было
оснащено современным оборудованием, чтобы в нем работали
квалифицированные специалисты. Поэтому перед заключением
страхового договора следует убедиться в том, являются ли
предложенные страховой компанией врачи и специалисты настоящими
профессионалами, отличаются ли они добросовестным отношением к
своей работе. Также следует уточнить, с каким количеством
медицинских учреждений страховщик состоит в договорных
отношениях, нет ли риска, что в случае необходимости эти
учреждения окажутся неспособными оказать качественную помощь.
При выборе определенного страхового полиса следует уточнить
стоимость страховки, объем предложенных медицинских услуг,
обязанности и права сторон, исключения из страхового контракта.
Если не проверить реальные условия страховки, то велик риск,
что, желая воспользоваться услугами медучреждения или
конкретного специалиста, которые не являются партнерами данной
страховой компании, можно лишиться страховой компенсации.
Не менее важно ориентироваться на действительную
необходимость услуг. Так, если человек много работает за
компьютером, то следует уделить внимание окулисту. Если семья
планирует в ближайшее время завести ребенка, то может
понадобиться добровольная медицинская страховка беременности и
родов. Если в семье есть дети или пожилые люди, им нужен более
тщательный и внимательный уход, может понадобиться доставка
лекарств на дом и т. п.
СКЕПТИК: "Как можно говорить о медстраховке, когда сами
врачи не верят в ее эффективность, говорят, что это сплошное
надувательство и все равно пациенту придется платить за
лечение?!"
Слово - ЭКСПЕРТАМ.
Евгений Бережной: "У меня был такой случай. Наш клиент
захотел перевестись из одного лечебного учреждения в другое,
более солидное. Я поехал туда договариваться и услышал от врача
примерно следующее: "Мы, конечно, его возьмем, поскольку у нас
есть договор со страховой компанией, но, честно говоря, мне
жаль людей, которые застраховались. Они потратили деньги на
страховку, а ведь непонятно, какие услуги им окажет эта
компания". Но в процессе лечения этот врач увидел, что все
медикаменты, которые были рекомендованы, приобретены, оплачены
и доставлены прямо в палату. Пациент находился в нормальной
палате, в нормальных условиях, его прооперировали, и всё было
оплачено, хотя один день пребывания в этой больнице стоил около
200 гривен. Когда мы подсчитали, что общая стоимость лечения
составила порядка 15 тысяч гривен, то врач, что называется,
забрал свои слова обратно".
Анатолий Шубин, заслуженный врач Украины: "Когда 12 лет
назад мы заключали первые договора со страховыми компаниями, в
нашей поликлинике многие врачи не верили в эффективность этого
шага. А сейчас у нас более 50 таких договоров, и эта цифра
говорит сама за себя".
СКЕПТИК: "Медицинское страхование - слишком дорогое
удовольствие, чтобы его могла себе позволить средняя украинская
семья".
Слово - ЭКСПЕРТУ.
Константин Веригин: "Стоимость страховки определяется рядом
факторов и зависит прежде всего от выбранной страховой
программы и состояния здоровья клиента. Так, чем старше
страхователь и чем больше болеет, тем дороже будет медицинская
страховка. Также при страховании ребенка стоимость страховки
возрастает в полтора-два раза по сравнению со стоимостью полиса
для практически здорового человека. Учитывается и место работы,
связанные с этим риски. Например, у продавца велик риск
заболеть ОРЗ, гриппом; у работающего на стройке могут быть
травмы, радикулит, заболевания нервной системы и т. п. Всё это
определяется после прохождения медосмотра.
Практически у каждой страховой компании есть недорогие
программы, которыми могут воспользоваться даже малообеспеченные
семьи. Надо также учитывать, что страховая компания кровно
заинтересована в качественном лечении клиента и производит
контроль этого процесса, а это позволяет сэкономить время и
деньги клиента на неэффективные визиты к врачу.
Тем временем...
Министерство здравоохранения Украины разработало
законопроект об обязательном общегосударственном медицинском
страховании. В министерстве полагают, что такой закон будет
принят до конца 2013 года, но внедрением его логично заниматься
в 2015-2016 годах, после того как уже пройдет реформирование
всей системы здравоохранения в нашей стране, сообщает пресс-служба Минздрава.
Между тем председатель комитета Верховной Рады по вопросам
здравоохранения Татьяна Бахтеева считает, что уже к 2014 году
Украина будет готова к переходу на обязательное медицинское
страхование. Депутат утверждает, что государство уже давно
заждалось реформы, поэтому неудивительно, что она является
одной из приоритетных для главы государства. Залогом успеха
решения этого вопроса в комитете считают комплексный подход -
увеличение финансирования, целевое обеспечение лекарствами и
усиление кадрового потенциала.
При этом Татьяна Бахтеева уточнила, что платить будут только
платежеспособные слои населения. Что касается малообеспеченных,
пенсионеров, инвалидов и детей, то они и дальше будут лечиться
за государственный счет. По словам главы комитета,
государственное финансирование медицины должно сохраниться, и
реформа не снимает с государства ответственности за здоровье
своих граждан. Страховые взносы - лишь дополнительный источник
доходов.
А нынешнее добровольное медицинское страхование - это, по
сути, проверка того, как может действовать в будущем система
обязательного медстрахования. Изучение и анализ опыта
функционирования ДМС в Украине, несомненно, позволит избежать
ошибок, чтобы создать действенную систему медицинской помощи на
европейском уровне. А что касается тех, кто утверждает, будто
наш народ в массе своей не готов к переходу на страховую
медицину, так им стоит напомнить высказывание врача и философа
Герофила: "Без здоровья и мудрость незавидна, и искусство
бледно, и сила вяла, и богатство бесполезно..." Сказано еще в
третьем веке до нашей эры, но разве по сей день не актуально?!