Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 38 (1527)
19.11.2020
НОВОСТИ
Память
Выборы-2020
Обратная связь
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Дела и люди
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 38 (1527), 19.11.2020

БЕНЕФИС В МАЖОРЕ

В Большом зале Одесской филармонии состоялся концерт-бенефис народного артиста Украины Ивана Ергиева. Так баянист-виртуоз отметил своё шестидесятилетие.


Бенефициант придумал концерт, названный "Время и пространство", в новом формате. Он выступил в основном как композитор. Из 18 прозвучавших сочинений 11 — плоды его творчества (из них пять — премьеры).

Разумеется, звучала и классика (И. С. Бах, Ж. Ф. Рамо, Д. Скарлатти, И. Брамс), и сочинения современных авторов (В. Семёнов, Е. Деребенко). Музыкант играл соло, в дуэте с заслуженной артисткой Украины Еленой Ергиевой (скрипка), с камерным оркестром Одесской филармонии (художественный руководитель и главный дирижёр — заслуженный артист Украины Игорь Шаврук).

Подлинной кульминацией концерта стало исполнение Ергиевым в сопровождении камерного оркестра своей композиции "Витоша". Два года назад на родине предков-болгар он совершил восхождение на гору, у подножия которой расположена София. Но в музыке отразились не только мотивы преодоления. Произведение можно рассматривать как метафору творческого пути самого артиста. Восхождение — не просто красивая гипербола. С детства и по сей день Иван не останавливается, упрямо идёт вверх, причем одновременно в нескольких направлениях.

Как исполнитель Ергиев получил признание не только в Украине. Ему аплодировали залы Испании, Германии, Франции и других стран. Он побеждал на международных конкурсах исполнителей, участвовал во множестве музыкальных фестивалей. Но была у артиста заветная мечта. Лет 25 назад он записал в дневнике: "Чтобы поднять баян до классических высот, нужно, во-первых, исполнять на нем музыку глубокую, в том числе оригинальную, написанную специально для него, а во-вторых, сочетать баян с инструментами симфонического оркестра". И с тех пор Иван собственным примером демонстрирует, что такое возможно.

Артист бесконечно экспериментирует. Он стал пионером модерн-баяна в Украине, исполняет произведения авангардистов. Вместе с супругой Еленой решил, вопреки традиции, сочетать якобы несочетаемое — баян и скрипку. И успех дуэта "Каданс" неоспорим. Нередко дуэт превращается в трио — благо, дочь Екатерина, пианистка, также принимавшая участие в юбилейном концерте, уже является лауреатом нескольких музыкальных конкурсов.


Работая в Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой, Иван Ергиев подготовил десятки исполнителей, многие из которых успешно выступают на музыкальных конкурсах. Один из таких учеников-лауреатов, Александр Володько, исполнил на вечере "Медитанго" А. Пьяццоллы — одного из любимых композиторов своего учителя.

"Сочетать несочетаемое" — "фирменный стиль" Ивана Ергиева. Сколько копий было сломано, когда музыканты-педагоги высшей школы доказывали, что написание научных работ априори им чуждо! А Ергиев написал монографию, если говорить просто, об артистизме исполнителей-инструменталистов. Сейчас он — доктор искусствоведения. Редчайший случай такого рода!

Десять лет Иван Дмитриевич возглавлял в Музыкальной академии кафедру народных инструментов. Но ушёл с должности и теперь он — свободный (относительно!) художник и может посвятить себя сочинительству. Парадокс: люди во время карантина тоскуют, а Ивану он дал больше возможностей писать музыку, ибо творчество любит тишину.

К сочинительству артист пришёл уже в зрелом возрасте. Он знал, что в эпоху Баха было принято, что исполнитель играет и собственные произведения. Однако Иван долго не решался записывать свои музыкальные фантазии, хотя муза посещала его часто в самых неожиданных местах. И вот в 2004 году, после успешных гастролей "Каданса" в столице Франции, рождается первое детище — композиция "Променад по Парижу", которая стала весьма популярной у одесской публики. Страсть к композиторскому искусству с годами только возрастала. Сейчас в творческом багаже Ергиева — более тридцати сочинений.

О двух прозвучавших в юбилейном концерте произведениях нужно сказать особо. Это — "Исповедь" и "Автопортрет". Названия говорят сами за себя. Композитор настолько доверяет своим слушателям, что распахивает перед ними душу. Его музыка говорит о безмятежности детства, юношеских исканиях, романтической любви. О восприятии жизни в самых разных её проявлениях. В сочетании звуков предстаёт человек размышляющий, глубоко чувствующий, склонный порой к тихой грусти, порой — к бурной радости.

Такова и его музыка. Охотно играющий авангардистов, сам Иван — приверженец мелодии, и в этом плане его сочинения традиционны. Но такая музыка открывает необозримые горизонты для выражения самых тонких чувств и эмоций. Сочинения Ивана "Лесная сказка", "Остров радости" и другие романтичны, проникнуты лирикой, оптимизмом, хотя иной раз в ней прорывается драматическое начало. И весь юбилейный концерт можно назвать мажорным. Яркий тому пример — исполненное в финале произведение Ергиева для голоса и камерного ансамбля с многообещающим названием "Не прощаясь...". Лауреат международных конкурсов Елена Вишневская исполнила в этом сочинении вокальную партию на стихи самого Ивана.

Верю, что впереди нас ждут новые встречи с любимым артистом.

Вероника КОВАЛЬ, кандидат филологических наук.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання телефонуйте за тел.: 764-96-56, 764-96-60