Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 02 (1491)
23.01.2020
НОВОСТИ
Праздник
Проблемы и решения
Острая тема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Юбилей
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 02 (1491), 23.01.2020

Манхэттен на Пиратском берегу

(Окончание. Начало в № 1.)

В первый же приезд в Дубай мы обратили внимание на то, что местных встречаем только за столиками кафе-ресторанов или разгуливающими в своих традиционных балахонах до пола по сверкающим переходам торговых центров. Даже в аэропорту пограничный контроль осуществляли иностранцы. То же самое — в отелях, магазинах, банках, в транспорте. Не говоря уже о реальной работе. По местным законам немногочисленным коренным жителям полагается масса льгот. Энная сумма на счет при рождении, обучение дома и за границей за счет государства. Иностранцы не могли (не знаю, как сейчас) получить землю под застройку без местного гражданина или открыть фирму, в которой львиная доля хотя бы формально не принадлежала эмиратовцу. Таким образом едва ли не каждый житель Дубая обеспечен некой рентой, позволяющей ему безбедно жить.


Дубай быстро стал одним из деловых центров региона и одним из крупнейших городов Ближнего Востока с населением в два с половиной миллиона человек. Многие, кто просто приехал сюда работать, арендуют жилье. Цены на него разные. Зависят не только от самого дома, но и от района. Местные предпочитают виллы в приморском районе Джумейра, где также много первоклассных отелей, и в жилом районе Дубай Марина, в котором расположен местный яхт-клуб. Ценится недвижимость в историческом центре Бур-Дубай и старой торговой части Дейра. Деловой Даунтаун — скорее место для офисов, чем для жилья, но и там немало новостроек. Впрочем, если вы приехали ненадолго, вас попросят указать место пребывания. В первую очередь — отель. Выбор большой. Но, по-моему, хостелов и совсем дешевых вариантов тут не найти.

Напротив, дубайцы гордятся своими бесконечными изысками. На Шейх Заед Роуд строго отливают серебром Эмирейтс Тауэрс — башни-близнецы, которые оставались рекордсменами мира до возведения Бурдж-Халифа. Одним из символов города стал силуэт в виде огромного паруса. Это отель "Бурдж-аль-Араб", которому местные гордецы присвоили несуществующую категорию 7 звезд. Здесь только двухуровневые номера, есть своя вертолетная площадка, постояльцев отвозят в аэропорт на роскошных лимузинах. Наверняка есть и другие причуды для богатых. В любом случае этот отель не пустует. Желающих спустить тысячи долларов за ночь всегда в избытке. Как хватает желающих поучаствовать в амбициозных проектах по намыву искусственных островов и строительстве на них апартаментов. Уже начали функционировать Пальмовые острова, пусть не до конца достроенные и обжитые, но вполне уникальные. Конкуренцию им вскоре должен составить еще более масштабный проект The World. Так будет именоваться архипелаг, который повторит карту нашей планеты. И там, естественно, будут сдаваться апартаменты.


"Бурдж-аль-Араб"

В Дубае умудряются обустраивать отели не только у моря и на намытых островах, не только на широких проспектах и в жилых районах, но и прямо в торговых центрах. Вот ведь как удобно: перешел по переходу внутри здания — и делай себе закупки. Таких уловок здесь множество, как и самих торговых центров. Не буду перечислять их названия, чтобы не выглядело как реклама. Могу только сказать, что первые знакомства с этими заведениями повергали в шок. Не то чтобы мы всего этого барахла раньше не видели в других странах. Но сам подход к строительству этих центров был похож на создание культовых мест. Блеск, размах и неприкрытое бахвальство. Сюда приходят не только и не столько покупать, сколько прогуляться и на людей поглядеть. Широченные проходы на каждом из этажей позволяют публике не толпиться и не проталкиваться, а спокойно дефилировать и разглядывать витрины нарядных бутиков, присаживаться на расставленные повсюду скамеечки, сидеть в уютных кафе. Представьте: на улице жара и вечерний полумрак. Гулять, по сути, негде. И все тянутся к этим оазисам соблазна. Редко кто может удержаться от покупок. Верхний этаж, как правило, отдан обширному фуд-корту, где соседствуют заведения азиатской и мексиканской, итальянской и ближневосточной кухни. Здесь самообслуживание, одноразовая посуда и демократичные цены. На нижних этажах можно найти более солидные рестораны. Большей частью итальянской или ливанской кухни, которая в Эмиратах считается как бы местной, ибо ничего оригинального кочевники не изобрели.

Еще раз замечу, что обычные прогулки по городу в Эмиратах имеют мало смысла. Разве что вам не надоест без конца рассматривать небоскребы. Или захочется просто размяться. Так или иначе, развлечения придется искать в закрытых помещениях. Даже местный зоопарк, который мы посетили по просьбе дочери, наполовину приютился в крытом и кондиционированном помещении. В противном случае часть обитателей давно отдала бы богу душу. Там, где были клетки любителей свежего воздуха, проложены узкие дорожки, мощенные плиткой. Зверье без энтузиазма глядело на посетителей и искало тенек. Только орангутанг оказался неугомонным весельчаком, откровенно искавшим контакт со зрителями и выделывавшим всякие трюки.


У входа в отель

Если надумаете посетить один из самых больших в мире аквариумов, снова доведется ехать в торговый центр. А в гигантском Эмирейтс Молл сможете даже заняться зимними видами спорта в крытом горнолыжном центре Ски Дубай, размеры которого больше площади трех футбольных полей. Одновременно по искусственному снегу и рукотворным горкам могут кататься до полутора тысяч человек. Они находятся за толстенным стеклом, сквозь которое за спортсменами наблюдают посетители торгового центра.

Неподалеку от гиганта Бурдж-Халифа оборудован музыкальный фонтан, который по вечерам собирает тысячи зрителей. Свет и музыка на фоне небоскребов. И струи воды, взмывающие ввысь на полторы сотни метров под восторженные ахи и охи...

Когда останавливаешься в Дубае больше, чем на три-четыре дня, начинаешь искать любые развлечения. Среди них, например, посещение форта-музея, воспроизводящего быт местных жителей прошлых веков. Если честно, ничем не удивили, и для обзора хватает максимум получаса. Можно вечером на деревянных лодках прокатиться по заливу. Есть вариант с ужином и без. Днем можно проехаться по самым интересным отелям, построенным в виде, скажем, венецианских каналов, или пирамид, или еще каких-то всемирно известных достопримечательностей. То есть выходит так: поскольку ничего особенного из собственного прошлого здесь предъявить не могут, вовсю эксплуатируют понятные туристам элементы чужой жизни.

Впрочем, я не прав. Есть и чисто национальные развлечения. Это выезд в пустыню и катание на верблюдах с последующим ужином в псевдобедуинских палатках. Можно погонять на джипах по песчаным барханам. Есть одно но — за руль вас не пустят. В лучшем случае займете место рядом с водителем и будете видеть ту же картинку, что и он. Если сядете сзади, обзор и эмоции от этих гонок по пустыне будут совсем другими. Пожалуй, я исчерпал перечень увеселений. Когда ездил с друзьями, коротали вечера за картами. Не только географическими...

Дубай давно стал не столько местом отдыха, сколько символом прогресса. Свободная зона Джебель-Али притягивает бизнесменов всего мира. Как и одноименный порт и его собрат Рашид, оснащенные по последнему слову техники и обрабатывающие колоссальный объем грузов. Наравне с портом Фуджейры дубайские входят в число лучших контейнерных портов мира. Таким успехам можно только позавидовать. Не зря ведь в Дубае круглый год проводят множество международных конференций и выставок, престижных соревнований. Здесь не стесняются выставлять богатство напоказ и привлекать иностранцев отсутствием налогов на доходы фирм и частных лиц, на рост капитала. Деньги приходят сюда для дальнейшего размножения. И туризм сделал свое дело.

Казалось бы, что нам до традиционного мусульманского праздника Рамадан? Я бы и не знал, когда он проходит, если бы несколько зим подряд праздник не совпал с нашими визитами. На Рамадан все магазины Дубая предлагали баснословные скидки. А в последние дни — просто ошеломляющие. Я наблюдал такую картину: в дорогие брендовые магазины выстраивались очереди солидных европейцев, которые просто сметали одежду, обувь и аксессуары почти без примерок. Настолько ниже были цены, чем у них на родине. Этим тоже повышали интерес к поездкам в Эмираты. Одновременно повышая цены в отелях и ресторанах, переводя пребывание здесь из доступного в полуэлитное. Теперь они могут себе это позволить...

* * *

Пришло время заглянуть в столицу и выяснить, почему именно Абу-Даби считается главным городом страны при куда более раскрученном и многолюдном Дубае. Логика простая. Этот эмират занимает 85 процентов общей площади страны и производит порядка 56 процентов всего ВВП. В первую очередь благодаря неисчерпаемым запасам нефти. Сам город, прозванный, как я уже говорил, Манхэттеном Ближнего Востока, был основан в 1760 году. На сей счет существует легенда.

Арабы проживали в оазисах среди пустыни и охотились где придется. Однажды они преследовали газель, которая петляла по пустыне, и вслед за ней вышли к заливу. Газель бросилась в воду и переплыла на остров. Охотники, естественно, за ней. Там обнаружили источник. Для пустыни — бесценный дар. Потому в благодарность оставили газель в покое и основали там поселение, названное Абу-Даби (т. е. Отец газели). Там появились хижины рыбаков и форт, где поселились шейхи. Дальше события развивались по известному сценарию с участием англичан. После обнаружения нефти в конце 50-х из скромной деревушки всего за три десятилетия вырос современный мегаполис с населением порядка 1,15 миллиона жителей. Поскольку сам эмират велик, есть здесь и другие города — Аль-Айн и Медина Заед. Тут прекрасные дороги. Как правило, с трехполосным движением в каждом направлении и с высаженными посередине пальмами. Поскольку Абу-Даби начал богатеть и развиваться раньше Дубая, то и небоскребы здесь появились первыми в регионе. Отсюда и сравнение с Манхэттеном. Здесь тоже любят удивлять, к примеру, падающей башней Кэпитал Гейт или парными башнями-небоскребами с подвижными фасадами. Есть здесь роскошные мечети и фонтаны, парк развлечений Феррари и трасса Яс Марина на искусственно намытом острове, где с 2009 года разыгрывают Гран-при Абу-Даби в гонках "Формулы-1".

Абу-Даби — город просторный, засаженный тысячами деревьев и кустов вечнозеленых растений, которые орошаются капельно через сложную систему, подающую опресненную воду. Как бы соревнуясь с Дубаем, который запустил монорельсовую дорогу, в Абу-Даби планируют проложить 130 километров метро и свыше трехсот километров трамвайных путей! И без намывных проектов не обошлось. На очереди — застройка острова Саадият.

Нужно заметить, что без автомобиля по Абу-Даби передвигаться совсем некомфортно. Расстояния немалые, а пешеходных зон почти нет. Разве что набережная Корниш, все семь километров которой застроены офисами и высотками. В пригороде разместили большие нефтеперерабатывающие комплексы, цементный и судостроительный заводы, фабрики по производству мебели, пластмассы и медицинских инструментов. Есть в столице свои порт и аэропорт, который на пару с дубайским принимает до 50 миллионов пассажиров в год.

Начинавшие почти с нуля кочевники с помощью иностранной рабочей силы и лучших европейских специалистов высадили сто миллионов деревьев в пустыне, создали классные порты и строят, строят, строят, удивляя весь мир.

Статистика сообщает, что в Объединенных Арабских Эмиратах живет 9,3 миллиона человек, но лишь 11 процентов (около миллиона) составляет коренное население. Даже если учесть всех арабов из соседних стран, то и в этом случае их доля — меньше трети. Самые большие отряды рабочей силы дают Индия, Пакистан, Бангладеш и Цейлон. Есть рабочие из Африки и Юго-Восточной Азии. Все они привычны к жаркому климату и не претендуют на высокие зарплаты. И это тоже большая экономия. Впрочем, главным козырем страны стало в свое время правильно принятое малограмотными шейхами решение об объединении, а также их умение использовать чужие советы, знания и опыт.

* * *

Закончу эти заметки историей посещения соседнего султаната Оман, о котором писать отдельно не буду. Просто впечатления. Нам предложили как бы инкогнито съездить в не менее богатую нефтью страну. Дело было лет 20 назад. Проводником оказался задержавшийся в Эмиратах бывший советский военный инструктор (кстати, ОАЭ входит в пятерку стран, тратящих наибольшие средства на закупку вооружений). Мы мчались по прекрасному шоссе, по обе стороны которого высились фонарные столбы. Освещение здесь такое, что даже ночью можно не включать автомобильные фары. Вдруг пейзаж изменился. Куда-то исчезли столбы, а дорога стала тряской. Вскоре по обочинам появились убогие селения с лачугами и кучами мусора вокруг них, голопузые и босоногие дети. Так мы поняли, что оказались в Омане.

Здешний султан не зря отказался вступить в объединение с ОАЭ. У него другие жизненные взгляды. Всю нефть он считал своей собственностью. Иностранным бумажкам доверял мало. Поэтому переводил всю выручку в золотые слитки и радостно их складировал. О серьезных инвестициях речь не шла. Вот и отличается его страна от соседней с первых метров пересечения границы. Очень показательный урок...

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Четырехтомник путевых записок
Аркадия РЫБАКА
под названием
"Хорошо ли там, где нас нет?"
можно приобрести
в редакции газеты "Порто-франко"
(тел.: 764-96-56, 764-95-03, 764-96-68)
и во Всемирном клубе одесситов

(www.odessitclub.org)

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.