Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 07 (1400)
2.03.2018
НОВОСТИ
Юбилей
Репортеры надежды
Острая тема
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Литературная страница
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 07 (1400), 2.03.2018

ВИВ ЛЯ ФРАНС!

(Продолжение. Начало в №№ 3-6.)

Волшебная шкатулка

* * *

От Лувра на другой берег Сены ведут несколько мостов. Перейдя любой из них в этом районе, вы окажетесь на набережной Анатоля Франса, а значит, в непосредственной близости к одному из самых интересных музеев Европы.


У входа в музей д'Орсэ

По иронии судьбы это сооружение тоже пережило период упадка и планировалось под снос. А история его начиналась радужно. Ко Всемирной выставке 1900 года было решено соорудить новый роскошный вокзал в самом сердце столицы. Дело шло споро. За два года удалось создать шедевр архитектуры и технической мысли площадью 45 тысяч квадратных метров с 16 платформами, отелем и ресторанами. Архитектор Лалу использовал все доступные на тот момент технологии, и вокзал д`Орсэ получил величественную отделку под мрамор, конструкции из металла и стекла, дающие ощущение воздушности и пропускающие много света. Вокзал отработал до начала Второй мировой войны, а потом был заброшен. Здесь разве что устраивали павильоны для съемки фильмов. В 1973 году тогдашний президент страны Жорж Помпиду объявил здание национальным памятником и решил создать музей, который должен был вместить шедевры периода с середины ХIХ до Второй мировой. Таким образом д`Орсэ хронологически как бы перехватывает эстафету у Лувра.


Музей д'Орсэ

Не умаляя достоинства художников 1850-1870-х годов (Энгр, Делакруа, Моро и другие), признаюсь, что шел в этот музей исключительно для более близкого знакомства с работами импрессионистов.

Кто бы как ни оценивал это направление в искусстве, но французская живопись именно начиная с импрессионистов стала знаменита на весь мир, приобрела массу поклонников и последователей, взвинтила цены на картины до рекордных высот. В музее д`Орсэ весь верхний этаж отдан мастерам импрессионизма и их последователям. Считается, что это крупнейшая коллекция, где вы найдете основоположников жанра Камиля Писсарро и Клода Моне, их коллег Анри Ренуара и Поля Сезанна, Эдуарда Мане и Эдгара Дега, Поля Гогена и Винсента ван Гога, Сислея и Тулуз-Лотрека, десятки других примкнувших к ним мастеров. Обилие великолепных полотен, интерьеры и атмосфера самого музея просто не могут оставить равнодушными даже тех, кто не интересуется живописью. Мы выходили из здания бывшего вокзала с ощущением того, что проникли в еще одну волшебную шкатулку.

Отдадим должное любви французского президента Жоржа Помпиду к искусству и умению воплощать эту любовь в конкретные дела. О спасении д`Орсэ я уже упоминал. Но еще раньше, в 1969-м, было принято решение в одном из старых районов Бобур создать центр современного искусства. Народный конкурс принес несколько неожиданные результаты. Выбрали ультрасовременный вариант из стекла и металла, который внешне не очень-то гармонировал с исторической застройкой. В итоге Париж получил огромный разноцветный комплекс (сто тысяч квадратных метров!), опоясанный трубами. Музей современного искусства собрал и систематизировал произведения периода после Второй мировой. Таким образом замкнулась цепочка, протянутая от Лувра и д`Орсэ.


Центр Помпиду

Неподалеку от Центра Помпиду веками находился гигантский крытый рынок, который мы знаем по роману Эмиля Золя "Чрево Парижа". Так вот, сообщаю: чрева на своем старом месте давно нет. В 1969 году (при том же Помпиду, кстати) была проделана фантастическая операция. Десяток павильонов из чугуна, стали и дерева разобрали и... перевезли за черту города. Заметьте, старье не утилизировали и не растащили на сувениры и дачные участки, а перетащили на новое место, вдохнув в конструкции новую жизнь. А на месте Чрева Парижа возник многофункциональный торгово-развлекательный комплекс с магазинами всего на свете, банками и ресторанами, кинотеатрами (их тут с десяток) и художественными салонами, с паркингами и даже станцией метро.


Вид на Сену с колесом обозрения

Если пройтись набережными Сены, во многих местах увидите ряды мелких торговцев. Здесь можно обнаружить старинные предметы, столетней давности открытки и фотографии, фарфоровые фигурки и часы на цепочке, монеты и марки, сувениры из экзотических стран Азии и Африки. Особняком стоят стульчики и пюпитры художников. Кто-то в сотый раз рисует сонное течение реки и переброшенные между ее берегами мосты, кому-то по душе благородная старина зданий, а кто-то обещает за пять минут набросать ваш портрет. Такое впечатление, что эти люди существовали здесь всегда. Вне времени и обстоятельств...

* * *

Поздний вечер. Елисейские поля светятся рекламой.


Елисейские поля

Одна из них приглашает на шоу в популярном заведении под названием "Лидо". Кто не знает, объясню. Это популярнейшее кабаре, каких в Париже несколько. Из тех, что на слуху, это, безусловно, "Мулен Руж", "Фоли-Бержер", "Крейзи Хорс" и "Лидо". Самое живописное из этих заведений, скорее всего, "Мулен Руж" ("Красная мельница"), расположенный в богемном районе на Монмартре вблизи недоброй славы Пляс Пигаль с ее сомнительными ночными заведениями и стрип-клубами. Но само кабаре "Мулен Руж" сегодня вполне благопристойное заведение, где на шоу почти всегда собираются полные залы, где за крошечными столиками вам выдают бутылку шампанского на двоих и не дают возможности пошевелиться. Разве что похлопать. Зрителей плотно утрамбовывают. Ведь именно "Мулен Руж" был славен своими завсегдатаями-художниками. Тулуз-Лотрек рисовал для шоу афиши, а еще - своих знаменитых клоунесс и танцовщиц. С его подачи пошло в массы словечко "канкан", обозначающее зажигательный танец с выбрасывание вверх одновременно десятков обтянутых ажурными чулками ног. Вы скажете: кто ж не знает канкан? Сегодня знают все. Но сто с лишним лет назад этот танец в чопорной Европе считался верхом вульгарности. Как и вся обстановка кабаре...

Но вернемся на вечерние Елисейские поля и станем в длиннющую очередь жаждущих попасть в респектабельное "Лидо". Да-да, в свое время посещение "Мулен Руж" в богемных кварталах столицы было не равно выходу в свет на Елисейских полях. Хотя программы не особо отличались. На сей раз нам достался столик в первых рядах наискосок от сцены. Все происходило едва ли не над нашими головами. Мы убедились в поразительной слаженности работы танцоров, в прекрасном оформлении сцены и подборе костюмов. Сегодня кабаре использует все технические новинки, спецэффекты и прочее. Вмиг происходит трансформация такого рода: один участок сцены становится ледовым катком, другой - бассейном. Здесь есть приспособления для полета воздушных гимнастов. Словом, все, что душа пожелает. И действо идет задорно, динамично, даже лихо. Хоть и полночь - а не заснешь.


Старинные часы

...Я не знаю, когда засыпает Париж. У меня не хватало сил дождаться этого момента. В городе повсюду что-то происходит. Единственное, что закрывается удивительно рано (вы не поверите), - это рестораны. Во многих уже после 22 часов не примут заказ на горячее блюдо, а к 23 вас попросят выйти на воздух. Заведение закрывается. Конечно, остаются ночные клубы. Но это другой формат.

В этой главке мне хотелось в общих чертах описать культурную сокровищницу Парижа, которая остается притягательной для многих визитеров. Понимаю, что получилось и вправду в общих чертах. А как иначе? Этот пласт многослоен и неисчерпаем. Да и многие имена, которые я упомянул, прекрасно известны читателям. А мне ведь хотелось вместе с вами выйти из храмов искусства на бульвары и площади Парижа. Прогуляться и оглядеться. Там тоже есть на что посмотреть.

(Продолжение следует.)

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660