Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 13 (1060)
8.04.2011
НОВОСТИ
Культура
Юбилей
День Освобождения
История
Личность
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 13 (1060), 8.04.2011

ВЫСТРЕЛ ПЛАКАТОМ

1418 дней продолжалась Великая Отечественная. Не счесть примеров мужества, отваги советских людей. Они проявили массовый героизм и на фронте, и в тылу, где ковалась победа над фашистскими захватчиками. Подвиги эти нашли яркое отображение во многих произведениях искусства.

Миллионы людей помнят плакаты: "Родина-мать зовет!" (1941) И. М. Тоидзе, "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" (1941) Кукрыниксов, "Воин Красной Армии, спаси!" (1942) В. В. Корецкого.

Страшное слово "война" стало реальностью для нашего народа. Родина в опасности! Все для фронта, все для победы! И плакат, боевой, разящий, становится самым важным, самым нужным видом изобразительного искусства. Художники всех жанров создают плакаты, необходимые, как танки, как снаряды, как хлеб, и фронту, и тылу.

В годы войны в работе над плакатом приняло участие большое количество живописцев и графиков, ранее не работавших в этом жанре. Они внесла в плакат большой опыт станкового изобразительного искусства.

Часто художники создавали свои плакаты, исходя из реального эпизода. Так, в основу плаката А. Кокорекина "За Родину!" был положен подвиг матроса Емельченко, одного из героев обороны Севастополя.

В. С. Иванов как мастер плаката стал широко известен только в годы Великой Отечественной войны. За это время он выполнил более ста плакатов и "Окон ТАСС". Его герой - молодой солдат, всем своим существом преданный Родине, думающий только о том, чтобы разгромить ненавистного врага. При всем разнообразии типов герои Иванова выделяются своим душевным благородством, скромностью, привлекательностью: "Вперед на Запад!", "Пьем воду из родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!", "Ты вернул нам жизнь". Плакаты Иванова характеризуют четкость замысла, крепкий реалистический рисунок и пластичность форм.

В. С. Иванов создал серию плакатов "Великие предки". Слова из речи Сталина: "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова" определили темы плакатов Кукрыниксов ("Внуки Суворова, дети Чапаева")... Только издательством "Искусство" в годы войны выпущено восемьсот различных плакатов общим тиражом в тридцать четыре миллиона экземпляров.

Л. Голованов раскрыл свой талант плакатиста в годы войны и, подобно В. Иванову, поставил своей задачей создание героического образа молодого советского воина. В годы войны он сделал немного плакатов, но среди них есть ряд листов, получивших широкую популярность и в армии, и в тылу. Его плакат периода наступления 1944 года "Дойдем до Берлина!" - один из лучших плакатов Великой Отечественной войны. Образ улыбающегося солдата, готовящегося к последнему штурму Берлина (на коротком привале он под деревом, со скаткой через плечо, натягивает сапог), отличается подкупающей правдивостью.

Велик вклад в искусство военного плаката украинских художников. Таким стал плакат В. Касияна "В бой, славяне!" Призывающая в бой фигура украинца - это символический образ всех порабощенных фашизмом, но непобежденных, непокорившихся славянских стран. Много темпераментных, страстных плакатов создал в годы войны В. Касиян. Ему принадлежит идея использования в плакатах стихов Тараса Шевченко. И ожил, встал на борьбу вместе со своим народом гневным Кобзарь, грозно и ко времени прозвучали его слова: "I вражою злою кров'ю волю окропiте".

"Под стихи" Т. Шевченко, Леси Украинки создают плакаты и другие художники - И. Дайц, М. Дерегус ("Оживуть степи, озера..."). Похожи по замыслу плакаты И. Кружкова "Вперед, храбрые потомки Богдана" и К. Агнита-Следзевского "Под славным городом под Киевом". И здесь на помощь сражающимся потомкам приходят их героические предки: указывающий булавой на запад Богдан Хмельницкий и могучий древнерусский богатырь. В самые первые дни войны на улицах Киева появился острый плакат З. Толкачева "Ой, i буде морда бита Гiтлера-бандита".

...Радостный пафос победы в произведениях периода наступления. Гордо, уверенно идет советский солдат по освобожденной им земле. "Украина свободна!" Какое незабываемое счастье несли эти слова. Украина свободна! Разрушенная, сожженная, истерзанная врагом, но вновь свободная. Как дорог нам сейчас этот маленький плакат В. Литвиненко. Как дороги нам и другие сохранившиеся плакаты войны. Пусть не все они блещут виртуозным мастерством, пусть есть в них погрешности печати, ведь они создавались часто за одну ночь, на плохой бумаге, блеклыми красками. Да не в красках дело. Кровью сердца писались эти неповторимые документы самой кровавой в истории войны.

Плакат послевоенных лет имеет свои характерные особенности, свой облик. И. Эльгурт создает в 1970 году к 25-летию Победы произведение, далекое от эйфории. Нет традиционной улыбки и орденов Славы. Но как много говорит лицо прошедшего всю войну немолодого солдата, бережно прижимающего к себе ребенка. Ассоциации разные. Вспоминается и памятник воину-освободителю в Трептов-парке, и Соколов из шолоховской "Судьбы человека".

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.