Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 4 (1051)
4.02.2011
НОВОСТИ
Проблемы
Острая тема
Юбилей
16-я полоса
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 4 (1051), 4.02.2011

ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ
Ани Яблонской

Это повторяется с пугающей закономерностью: чтобы тебя узнали и оценили в "своем отечестве", нужно или долго жить, или рано погибнуть. Судьба Ани Яблонской - очередное тому подтверждение.

Кто знает, когда родной город оценил бы ее, если бы не трагедия в Домодедово?! А ведь росла Аня, что называется, на наших глазах, ни от кого не таилась, публиковалась в достаточно известных изданиях и довольно-таки регулярно получала награды за свои произведения. А просмотрев подшивки, я обнаружил, что одна лишь наша газета как-то отслеживала ее творческий путь и более или менее регулярно давала информацию о ее достижениях... Впрочем, на Аниной биографии и успехах останавливаться не буду - рассказали и показали уже многое. Расскажу лишь о том, что запомнилось из личного общения.

Как ни парадоксально это прозвучит, но полтора десятка лет назад школьница Аня Яблонская была куда более известна, чем после уже состоявшийся драматург и лауреат разных премий. "Раскручивать" девочку начал ее отец, Григорий Яблонский, в советские времена довольно известный журналист, фельетонист и автор многочисленных афоризмов. Первый сборник ее стихов вышел, когда девочке было 14 лет; тогда наличие у столь юного автора своей книжки было еще в диковинку. Но, надо сказать, что стихи действительно производили впечатление; не зная их автора, невозможно было догадаться, что они написаны школьницей. Впечатление производила и сама юная поэтесса - огненноволосая красавица с нездешним выражением лица. О таких порою говорят - "не от мира сего", но к Ане подобное определение не подходило, просто была именно что ИНАЯ. Мне казалось, что Аня могла бы с успехом сыграть Аэлиту - роль, некогда прославившую будущую жену Александра Довженко.

Поближе мы познакомились в мае 1997 года на первом в Одессе (да и в Украине) конкурсе "Мисс пресса". Идею конкурса придумали мы с Вадимом Меремсом, который тогда возглавлял городское управление по делам молодежи, физкультуры и спорта. Десять лет спустя, рассказывая нашей газете об этом конкурсе, Аня признавалась, что сперва всю эту затею восприняла как шутку, но затем "глубоко" в нее втянулась. "Самое курьезное в этом конкурсе, - говорила Аня, - было то, что я была значительно младше остальных участниц. Участвовать было крайне интересно, хотя и жутко. Несмотря на то, что у меня был некоторый журналистский опыт, я все же чувствовала себя не в своей тарелке".

Однако эта неловкость быстро прошла. Чему, я думаю, не в последнюю очередь способствовало то, что девушка, как она говорила, "подрабатывала в рекламном агентстве" и умела многое из того, чему прочие конкурсантки только учились.

На конкурсе Аня произвела настоящий фурор. И смотрелась, и держалась она превосходно, и второе место вкупе с призом зрительских симпатий было для юной красавицы весьма солидным успехом.

- То, что я заняла второе место, стало для меня, мягко говоря, шоком, - признавалась Аня. - Конкурсанток оценивали зрители путем тайного голосования, а из "моих" в зале были только родители. До сих пор не понимаю, почему за меня отдали свои голоса столько людей.

Но секрет успеха был прост; совершенно очевидные красота и талант, плюс, конечно, обаяние юного возраста. О том, как Аня воспользовалась своим призом, она сама рассказала по свежему впечатлению в нашей газете (№ 5 за 1997 г.).

Во время конкурса Аня подружилась с Натальей Князевой, руководителем театра "Тур де Форс", и стала одной из ведущих его актрис. Мне кажется, что это увлечение и определило выбор Аней главного направления, в котором она принялась реализовывать свой талант. Мне довелось смотреть премьеру Аниной пьесы "Дверь", которую поставила Н. Князева. Не скажу, что спектакль произвел большое впечатление, но значим был тот факт, что в Одессе появился драматург, работающий в стилистике т. н. "новой волны". Произведения такого рода имеют своих поклонников и критиков, но Аня со своим своеобразным взглядом на мир замечательно в этот стиль вписалась, о чем свидетельствуют ее успехи на разных драматургических конкурсах и фестивалях. К великому сожалению, как это часто бывало и бывает в Одессе, "магистральный путь ее творчества" проходил мимо родного города. Почему ни один одесский драматический театр не взял в репертуар пьесы уже не новичка, а достаточно "раскрученного" драматурга - вопрос к руководству этих театров.

По моему убеждению, за этим невниманием - и вообще отрицанием новой драматургической "волны" - стоит обыкновенная творческая трусость. Наши режиссеры попросту не знают, как подойти к этой странноватой и непривычной (для них) стилистике, и потому попросту боятся рисковать. Правда, не исключаю, что сейчас, на волне возникшего интереса, какой-то из местных театров все-таки возьмет для постановки одну из Аниных пьес, вот только автор никогда уже не увидит этих премьер...

Для меня Аня Яблонская навсегда осталась юной красавицей с неяркой и застенчивой, но совершенно очаровательной улыбкой. В последние годы мы практически не пересекались, за Аниными успехами я, так сказать, наблюдал издалека. Радовался, что наш родной город не перестал еще "плодоносить" удивительными талантами, огорчался, что эти таланты он же и не востребует должным образом. Видя, как расширяется "экспансия" драматурга Яблонской на театральном пространстве, ждал, когда на нее обратит внимание телевидение (не секрет же, что слава к драматическим сочинителям приходит нынче чаще всего благодаря телесериалам)... У Ани были все шансы взлететь высоко. В свои 29 лет она сделала поразительно много, особенно, если учесть, что оставалась жить в провинции, где крайне трудно "раскрутиться" по-настоящему. Голова кружится, когда думаешь о том, сколько же могла сотворить эта молодая красавица!

Есть такое тривиальное выражение: "Прерванный полет". При всей его избитости я не смог отыскать более точного определения в отношении судьбы Ани Яблонской.

Но как же это чудовищно несправедливо: для того, чтобы о ней наконец-то узнали миллионы, Ане пришлось погибнуть...

Александр ГАЛЯС.

P. S. Этот материал уже был написан, когда я узнал, что на панихиде по Ане не было видно никого из представителей нашей "театральной общественности".

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.