Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 49 (1045)
17.12.2010
НОВОСТИ
Культура
Правопорядок
Острая тема
Личность
16-я полоса
Криминал
Баскетбол
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 49 (1045), 17.12.2010

ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО АПЛОДИРОВАТЬ...

"Целуй меня, Кэт!" Мюзикл Кола Портера. Режиссер- постановщик - Владимир Подгородинский. Музыкальный руководитель и дирижер - Вадим Перевозников. Хормейстер - Юрий Топузов. Балетмейстер - Игорь Дидурко. Сценограф - Станислав Зайцев. Одесский академический театр музыкальной комедии.

"Целуй меня, Кэт!" - лакомый кусок для артистов оперетты. Особенно для тех, кому кажутся узкими рамки веселого (хотя и не такого уж легкого) жанра. Еще бы! Где еще можно сыграть Шекспира, притом самого что на есть натурального - по оригинальному тексту знаменитой комедии "Укрощение строптивой"?!


Между тем, история создания мюзикла довольно-таки драматична. В 1930-х годах Кол Портер пользовался огромной популярностью как автор шлягеров, которые исполняли самые знаменитые актеры того времени - Фред Астер, Джинджер Роджерс, Джин Келли, Джуди Гарланд и другие. Ко всему прочему он был наследником огромного фармацевтического бизнеса, которым занимались дед и отец, да еще и женат на красавице-миллионерше Линде Ли Томас. Все было просто замечательно до рокового дня 24 октября 1937 года, когда 46-летний Портер упал с лошади, сломав обе ноги и повредив позвоночник. Ему сделали 33 операции, но все равно композитор остался навсегда прикованным к инвалидному креслу. И кто знает, как сложилась бы судьба музыканта, если бы не самоотверженность жены, сделавшей все возможное, чтобы ее муж не впал в депрессию. Благодаря ее стараниям в доме Портера постоянно бывали гости. Однажды к нему пришли супруги- журналисты Сэм и Белла Спивак. Их супружеская жизнь по причине взрывного характера обоих постоянно балансировала на грани развода. Но именно это обстоятельство помогло возникновению идеи создать современный вариант шекспировской пьесы "Укрощение строптивой". Колу эта мысль понравилась, и в результате возник один из самых знаменитых мюзиклов.

Либреттистам удалось найти сценический ход, не травестируя шекспировский оригинал. Вот что они удумали.

Знаменитый театральный актер и режиссер Фред Грехем ставит мюзикл по мотивам "Укрощения строптивой". Роль Петруччо исполняет он сам, роль Катарины (Кэт) - его бывшая жена, ныне кинозвезда Лили Ванесси. Но ее участие в спектакле под угрозой, потому на главную роль претендует Лу Лейн, которая должна играть Бьянку. Но Лу, уверяющая Фреда в своей любви к нему, на самом деле влюблена в исполнителя роли Люченцио Билла Келхоуна. Билл - игрок, и перед премьерой умудрился проиграть 10 тысяч долларов. Но, опасаясь расплаты, подписал вексель именем Грехема.

Лили Ванесси тем не менее решила сыграть премьеру, хотя ушла от Фреда и намеревалась выйти замуж за сенатора Хоуэлла Харрисона, который и ссудил Фреда деньгами на постановку. Во время спектакля ей попадают цветы, которые Фред отправил Лу. Kили устраивает скандал прямо на сцене и отказывается играть во втором действии. Фред в отчаянии, тем более что к нему приходят двое гангстеров и требуют долг по векселю. И тут Фреду приходит в голову спасительная идея - использовать бандитов, чтобы те не дали Лили покинуть спектакль. Но во втором действии выясняется, что босс гангстеров погиб, поэтому им нет смысла требовать с Фреда долг. А Лили как бы от лица Катарины объясняется Фреду в любви. В конечном счете возлюбленные воссоединяются, а актеры поют гимн театру с рефреном "Мы все ж премьеру должны сыграть"...

Даже этот краткий пересказ показывает, какие возможности открывает пьеса для актеров. И стоит ли удивляться, что мюзикл Кола Портера, премьера которого состоялась 30 декабря 1948 года, с тех пор был поставлен в сотнях театров мира, притом практически везде с успехом. Шел он и в Одессе: спектакль поставил в Театре музкомедии тогдашний главный режиссер Матвей Ошеровский, а в главных ролях блистали Людмила Сатосова и Юрий Дынов. В 2000 году театр снова обратился к этому мюзиклу, на сей раз постановку осуществил Владимир Подгородинский, а основными исполнителями главных ролей стали Ольга Оганезова и Владимир Фролов. Десять лет спустя режиссер обновил свою постановку - к удовольствию и исполнителей, и зрителей.

Главные роли на премьере снова исполнили Ольга Оганезова и Владимир Фролов. Этот дуэт в последнее десятилетие едва ли не основная "приманка" для театралов. Актеры находятся в расцвете мастерства, и практически нет таких ролей, которые они не смогли бы достойно воссоздать на сцене. Возможности этих артистов выходят далеко за пределы того жанра, который обозначен в названии театра. Нетрудно представить себе В. Фролова и (особенно) О. Оганезову в ролях без пения. Практически они блестяще продемонстрировали это в спектакле "Безымянная звезда". Парадоксально, но ничем, на мой взгляд, не выдающаяся музыка М. Самойлова заставила актеров в большей степени сосредоточиться на драматическом содержании своих ролей, и в результате оба они более чем достойно выдержали практически неизбежное сравнение с превосходным фильмом Михаила Козакова, где соответствующие роли играли Анастасия Вертинская и Игорь Костолевский.

Владимир Подгородинский оценил возможности этих артистов, и в своих постановках в нашем театре предоставляет им простор для их реализации - в той же "Безымянной звезде", в "Первой любви Жуана", в "Целуй меня, Кет!"...

В. Фролов на премьере прямо-таки поразил прекрасной артистической формой. Вот уж точно: над артистом не властны года. Настоящий профессионал, за сорок с лишним лет работы в театре он поразительным образом не утратил вкуса к игре, а темпераменту и азарту, право же, могут позавидовать намного более молодые исполнители. Получив такую роль, как Фред Грехем, актер ведет ее почти безукоризненно, в том числе и в тех сценах, где он играет шекспировского Петруччо. Откровенно говоря, я не берусь назвать артиста даже в наших драматических театрах, который мог бы сегодня в роли Петруччо выступить ярче, чем В. Фролов. (Что, кстати говоря, заставляет поставить вопрос о молодой театральной смене - но это уже выходит за рамки данной статьи.)

Что же говорить об Ольге Оганезовой, которая умеет блестяще проявить себя и в менее роскошных ролях, чем Лили-Катарина! А тут - просто прямое попадание, едва ли не идеальное совпадение актрисы и роли. Автору этих строк остается только гордиться тем, что еще 15 лет назад он разглядел в начинающей актрисе О. Оганезовой будущую звезду. (Заметка эта появилась, кстати, именно в нашей газете.)

Впрочем, к чести В. Подгородинского и всего творческого состава, в спектакле практически нет слабых мест. Можно даже сказать, что "Целуй меня, Кэт!" в Одесской музкомедии (в своем жанре) - образцовая культурная постановка, которая увлекает зрителей, не греша при этом отступлениями от хорошего вкуса. Что, согласитесь, в наше время встречается не так уж часто.

Александр ГАЛЯС.

На фото О. ВЛАДИМИРСКОГО:
Ольга Оганезова
и Владимир Фролов.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.